Использование поэтических текстов С.А.Есенина как одно из средств развития познавательной активности на уроках географии.
Учитель географии МБОУ «Ордена «Знак Почета»
Гимназия№2 им И.П.Павлова»
Щелконогова Е.В.
Наиболее существенный признак современного урока- атмосфера сотрудничества, приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера. Это возможно, если ученик заинтересован изучением предмета. Поэтому на уроках географии организация познавательной деятельности школьников является основой успеха усвоения знаний учащимися. Побуждение учащихся к усвоению знаний, к овладению умениями, стимулирование творческих способностей через развитие познавательной активности и вызов ярких эмоциональных отношений к тем ценностям, которые воплощены в изучаемой теме. Одной из форм реализации таких уроков является проведение уроков с привлечением дополнительной литературы, цитированием поэзии русских писателей: А.С. Пушкина, М.С. Лермонтова, А.А. Фета и, конечно, для рязанской земли, С. Есенина. Мир стихов С. Есенина удивителен и многие школьники были на экскурсиях в музее Константиново, поэтому знакомы со своим знаменитым земляком. Для многих наших малочитающих школьников внедрение есенинских стихов в изучение географии предоставляет им возможность не только получить географические знания в необычной форме, но и полюбить чтение поэзии. Каждый учитель-географ так или иначе привлекает на свой урок дополнительную литературу: часто стихийно, из числа недавно прочитанного самим, иногда то, что «подвернется» под руку. Но если ввести это в систему, интегрировать географию и литературу, то можно получить не только грамотных географов, но и культурных, компетентных и разносторонне развитых личностей. Формы использования поэзии С. Есенина на уроке географии могут быть разными. Одной из наиболее популярных являются интересные описания географических объектов и явлений. Например, в 8 классе при изучении Восточно-Европейской равнины поэзия Есенина приходится как нельзя кстати при описании природных зон:
«…Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог…»
Часто такие тщательно подобранные отрывки становятся яркими комментариями к основному рассказу учителя. Они учат наших рациональных современных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности, помогают в увлекательной форме представить и запомнить неповторимость лесов Русской равнины.
«…Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Тёмным елям снится
Гомон косарей…»
Реализация литературных вставок стихов С. Есенина в процесс урока дает возможность учителю не только показать неповторимость природы России, но и предлагать географическую проблему , вытекающую из произведения. Такие задания могут быть поисковыми или даже проектными. Например: «Какую природную зону имеет ввиду С. Есенин? Докажите цитатой из стихотворения и дополните ее описание географическими фактами». Иногда познавательная сторона поэзии С. Есенина оказывается настолько емкой, что позволяет учащимся не ограничиться одним представлением о явлении и географическом объекте, а представить его в развитии:
«…Дрогнули листочки, закачались клёны,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зелёный,
Зашептался с эхом высохший ковыль...
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревёт сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука…»
По характеру познавательной деятельности школьников уроки могут быть проблемными и непроблемными. В процессе изучения географии творческий подход учителя к выбору того или иного типа и формы проведения урока, организации познавательной деятельности учащихся обеспечен разнообразным содержанием тем в программе по географии , широким ассортиментом средств обучения, которыми оснащен курс. Все это дает возможность проводить уроки, различные по форме, а в ходе занятия планировать индивидуальную, фронтальную и групповую работу школьников. Одно из направлений перестройки урока- различие уроков не только по основным дидактическим целям, но и по способу их проведения, т.е уроки с различными видами деятельности: уроки-инсценировки, заочные путешествия и экспедиции, уроки-конкурсы, уроки-зачеты, уроки в форме ролевой игры. При проведении таких уроков поэзия С.Есенина дает обширный полигон для красочного описания процессов и явлений, происходящих на Земле. Особенно это уместно в курсе географии 6 класса:
«…Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом…»
или «Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
..Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова».
Такой монолог С. Есенина удивляет, вызывает вопросы о причинах возникновения процессов или явлений и желание школьников самим выяснить природные явления в процессе последующего изучения.
Учитель географии постоянно совершает воображаемые путешествия по всему свету , знакомит учеников с природой конкретных территорий. А понять и почувствовать, наглядно представить себе изучаемое учащимся лучше всего помогает поэзия такого гениального поэта как С. Есенин.
Очень интересно и продуктивно привлечение поэзии С. Есенина при описании отдельных географических территорий, например, гор Кавказа:
«… И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом»,
«…Их исцелял гортанный шум
Твоих долин и речек диких».
Видно, видел он дальние страны,
Сон другой и цветущей поры,
Золотые пески Афганистана
И стеклянную хмарь Бухары…»
После знакомства с такой поэзией школьник ярко рисует себе образ горных рек Кавказа с порогами и водопадами, размышляет о высотной поясности гор с изменением температуры, давления и количестве влаги в горах. Эти строчки вызывают у школьников массу вопросов, желание узнать, почему поэт вспоминает «тюркскую синь» или « шум диких речек»?
Предмет географии является важнейшим вектором , который направлен на патриотическое воспитание школьников. Не секрет, что в современной школе у обучающихся патриотизм ассоциируется с историческими событиями или современному месту России в мире, краю, где живет школьник. Но можно воспитывать патриотизм через красоту и неповторимость природы, пользуясь краеведческим материалом, трудами нашего земляка С. Есенина.
«…Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать…»
«…Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки…»
Убеждаешься в том, что применяя поэзию С. Есенина на уроках географии бинарный урок возможен, а межпредметные связи при ближайшем рассмотрении оказываются порой значительно шире, чем мы привыкли думать. Пути использования поэзии С. Есенина на уроках географии широки и дают возможность выбора для творческого учителя , а систематическое обращение к литературе вообще возбуждает у учащихся не только познавательный интерес к географии, но и к процессу чтения поэзии. Мир стихотворений С. Есенина удивителен, ведь предметом его поэзии становился любой объект или явление окружающей жизни: ветер или роса на траве, туман или этническое происхождение человека. Поэзия С. Есенина носит серьезное познавательное значение, может стать учебным вопросом, пусть заключенным в несколько необычную для урока географии форму. Определение главных отличительных признаков географических предметов или явлений проверяет умение ученика критически мыслить, систематизирует его знания , развивает познавательные и творческие возможности. Являясь по форме не простым, обыденным, а поэтическим, замысловатым описанием, поэзия С. Есенина испытывает сообразительность ученика, развивает его воображение, раскрывает глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира. Поэзия С. Есенина не только чутко улавливает своеобразие природы, но и передает житейский, практический смысл описания национальных занятий, обычаев, особенностей быта:
«Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
"Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?..»
Невозможно и нецелесообразно давать советы по использованию поэзии С. Есенина
на конкретных темах в курсе учебного предмета географии. Учебная ситуация не
всегда предсказуема и даже у одного учителя редко бывают два абсолютно похожих
урока. Поэзия С. Есенина используется на уроках географии не как основная , а
как вспомогательная, дополняющая , иллюстрирующая часть- яркая и полезная.
Важно лишь научиться самому и научить школьников видеть в поэзии красоту
родного края, неповторимость природных явлений, неповторимость русского народа
, не опускаясь при этом до географического детерминизма, то есть до
переоценки такого влияния.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.