ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Аннотация: данная статья посвящена влиянию социальных сетей на образовательный процесс, а также роли социальных сетей в образовательных организациях на современном этапе. Актуальность данной темы заключается в том, что использование социальных сетей среди молодого поколения, то есть обучающихся, становится всё более популярным.
Ключевые слова: социальные сети; образование; информационно-коммуникационные технологии; образовательный процесс; современная система образования
Социальные сети способствуют развитию современной системы образования. Информационно-коммуникационные технологии стремительно развиваются, поэтому необходимо определить место и роль социальных сетей в современном образовательном процессе, выявить недостатки и достоинства применения их в обучении и образовании.
Социальная сеть – это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенный для построения, представления и организации социальных отношений, отображаемых социальной графикой. Сегодня становится все более важным, чтобы преподаватели использовали возможности социальных сетей для преподавания своих предметов. В современном мире преподаватели обязаны использовать возможности социальных сетей при преподавании своего предмета.
Давайте посмотрим на список социальных сетей, используемых пользователями и студентами:
Youtube; Твиттер; ВКонтакте; Одноклассники; «Мой мир»;
LinkedIn - деловая и профессиональная социальная сеть.
Pinterest - платформа для публикации и обмена изображениями.
Дискорд - платформа для общения геймеров.
Reddit - социальная сеть с упором на новости.
SoundCloud - для музыкантов и диджеев.
Маркетинг в социальных сетях (SMM (англ. Social media marketing)) – это самый простой способ охватить большую аудиторию. Сегодня в мире насчитывается 5,16 миллиарда пользователей интернета. Это значит, что 64,4% мирового населения имеют доступ в интернет. За год количество интернет-пользователей выросло на 1,9%.
На начало 2024 года социальные сети насчитывают 4,76 миллиарда пользователей, что составляет чуть менее 60% от общей численности населения мира. В 2024 году российская аудитория ВКонтакте составляет 89.18 млн активных пользователей в месяц. Каждый день ВКонтакте посещают 54.6 млн человек. Международная аудитория ВКонтакте составляет 100 млн пользователей.
Люди сегодня проводят в соцсетях больше времени, чем когда-либо. По результатам последних исследований, среднестатистический интернет-пользователь трудоспособного возраста теперь тратит чуть больше 2,5 часов в день на социальные сети.
Таким образом, социальные платформы предоставляют большие возможности для привлечения целевой аудитории.
В последнее время начали появляться образовательные и научные социальные сети. Например, для каждого отдела или группы студентов существует сеть социального обучения. Сервис используется преподавателями и студенческими группами, так как это удобно для хранения заметок и лекций в Интернете, своевременно находить расписание и домашние задания, обсуждать текущие вопросы с однокурсниками и делиться материалами. Мы можем выделить следующие преимущества использования социальной сети в качестве учебной платформы:
1.Организация индивидуальной, коллективной и групповой работы обучающихся. Сочетание групповой и индивидуальной форм работы способствует хорошему усвоению и пониманию учебного материала. Преимущество использования социальных сетей заключается в том, что результаты и процессы работы можно оценивать вместе. Использование социальных сетей для построения индивидуального образовательного пути для учащегося и его использования в качестве пространства для организации дистанционного обучения бесспорно. В качестве примера можно описать группы по воспитательной работе кураторов нашего колледжа в социальной сети ВКонтакте, созданную для осуществления учебно-воспитательного процесса (рисунок 1). Сообщество таже используется нашими преподавателями для организации самостоятельной работы студентов, а также для дистанционного обучения.
Рисунок 1 – Группа по воспитательной работе куратора 21ТМ в ВКонтакте.
2.Организация учебно-внеаудиторной работы. Преподаватель, используя услуги социальных сетей может объявлять различные конкурсы, публиковать презентации и мероприятия (рисунок 2). Возможность передавать видео по социальным сетям помогает в педагогической деятельности.
Рисунок 2 – Проведение конкурса преподавателем колледжа в ВКонтакте
3. Организация проектной деятельности обучающихся. Социальные сети могут быть платформой для студентов для создания индивидуальных и сетевых проектов. Участники могут развивать проект, имея инструкции по работе с информационными технологиями, робототехнике и цифровому производству с целью реализации своих собственных проектов.
Сетевой проект – это место обратной связи между студентами и преподавателями, где они создают сетевые образовательные ресурсы, то есть творчески подходят к каждому ресурсу, совместно создавая такие вещи, как презентации, таблицы, документы. Здесь также осуществляется статистика результатов. Взаимодействуя в сетевом проекте, студент приобретает метапредметные компетенции в различных областях обучения. Студент развивает такие личностные качества, как ответственность при принятии решений, гибкость мышления, способность решать проблемы, участие и эффективная работа во временных и постоянных коллективах, вырабатывает способность брать на себя ответственность за выполненную работу.
В колледже такую деятельность практикуют в кружке НТТС-Новые технологии (рисунок 3)
Рисунок 3 - Кружок ГБПОУ «ГКПТ» НТТС-Новые технологии в ВКонтакте
4. Обмен ресурсами и информацией. Социальные сети позволяют всем участникам образовательного процесса хранить, публиковать и обмениваться информацией. При создании контента для обучающихся необходимо помнить простое правило, а именно, что все дополнительные полезные материалы в первую очередь должны быть просмотрены и добавлены самим студентом. Самостоятельная поисковая деятельность способствует активизации познавательной деятельности.
5.Возможность непрерывного образования и самообразования. Непрерывность образовательного процесса означает непрерывное взаимодействие между участниками в любой соответствующий момент времени. Кроме того, консультация по домашнему заданию или информационная поддержка обучающихся, которые пропустили занятия. Можно, например, использовать «English Speakers ✔ USA Great Britain English» (https://vk.com/english) сообщество предназначено для тех, кто любит и практикует английский язык. В группу входят видеоуроки, книги и учебные пособия, направленные на преподавание английского языка.
6. Организация взаимодействия между участниками. Социальные сети – это образовательный процесс как внутри учебных заведений, так и за их пределами становится эффективным средством общения для своих участников. С их помощью можно всегда поддерживать связь преподавателя со студентами и их родителями.
Альтернативой проведению родительского собрания родителей или классного часа может стать проведение тематического «диалога», создание группы или страницы сообщества в социальных сетях или использование социальных услуг (рисунок 4).
Рисунок 4 – Группа по работе куратора с родителями 21ТМ в ВКонтакте.
Проведение профориентационной работы, направленной на привлечение потенциальных абитуриентов к обучению в колледже (проведение мероприятий, бесед, онлайн экскурсий и тд.).
Наиболее популярной среди пользователей 14–24 лет является сеть «ВКонтакте», потому ее используют большинство учебных заведений для донесения информации до потенциальных/реальных абитуриентов, студентов и преподавателей (рисунок 5).
Рисунок 5 – Проведение профориентационного мероприятия с использованием соцсетей.
Для более эффективного взаимодействия с пользователями создается публичная страница (паблик) учебного заведения, в которой размещается актуальная и достоверная информация. Публичная страница отличается от групп тем, что любой пользователь интернета может увидеть все материалы страницы, не имея регистрации в социальной сети. По сути, это полноценная веб-страница, которая является не только доступной всем пользователям, но и бесплатной для ее обладателей.
Рисунок 6 – Публичная страница ГБПОУ «ГКПТ»в ВКонтакте.
7. Умение создавать портфолио личных достижений обучающихся. Портфолио – это способ записывать, собирать и оценивать достижения отдельных студентов. Использование социальных сетей при создании электронного портфолио позволяет ярко, интерактивно, удобно и понятно представить многие результаты и достижения учащегося (рисунок 6).
Однако существуют и недостатки использования социальных сетей в образовательном процессе
— обучающиеся далеко не всегда проводят время в социальных сетях на тему учебы;
— слабая ИКТ — компетенция педагогов с многолетним опытом работы;
— вседозволенность социальных сетей, в которых можно запросто начать переписку и закончить её, когда вздумается;
— необходима сильная мотивация для обучающихся, ведь почти весь учебный материал студенты осваивают самостоятельно, а это требует сильной воли и самоконтроля.
Рисунок 7 – Наградные документы студентов для портфолио в группе 21ТМ в ВКонтакте.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что социальные сети оказывают огромное влияние на образовательный процесс, несмотря на недостатки их использования. Общество стремительно развивается, вместе с тем, система образования выходит на новый уровень за счет внедрения ИКТ в образовательный процесс, использование социальных сетей в образовательном процессе может стимулировать развитие творческих способностей, познавательных интересов обучающихся, а также повышать мотивацию к учебной деятельности. Внедрение социальных сетей в образовательный процесс позволит расширить информационное пространство, создать открытые и доступные образовательные ресурсы для обучающихся и сформировать новую культуру мышления участников образовательного процесса.
Список литературы
1. Абрамова О.М., Соловева О.А. Исползование социалних сетей в образователном процессе // Молодой учений. 2016. №9. С. 1055-1057.
2. Архипова Т.Л., Осипова Н.В., Львов М.С. Социальные сети как средство организации учебного процесса // Информационные технологии в образовании. 2015. № 22. С. 7-18.
3. Атаева Г. И., Хамроева Х. Ю. Анализ возможности использования облачных технологий в высшем образовании // Universum: технические науки. – 2022. – №. 1-1 (94). – С. 16-18.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.