Статья "Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения истории"
Оценка 4.7

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения истории"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
история
СCУЗ, ВУЗ
27.10.2021
Статья "Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения истории"
Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения истории.docx

 Я не учу вас;

 Я лишь держу фонарь, А вы идёте на его свет.

Д.Кришнамурти

 

«Век живи - век учись», - гласит народная мудрость. И в этих простых словах таится глубокий смысл. Родившись, человек постигает окружающий мир; учась: учится ходить, говорить; в играх - моделирует реальную жизнь. Мы - взрослые - всячески стараемся помочь ребёнку в этом: иногда умело, иногда неуклюже - «подставляя костыли» вместо навыков самостоятельной ходьбы, выпуская из виду то, что мы не сможем это делать всегда, а без нас питомец снова окажется беспомощным... Программа по истории в своей пояснительной записке делает акцент не на накопление фактов и сведений (хотя и об этом не стоит забывать: знания, как известно, «за плечами не носить»), а на выработку у учащихся умения учиться. Учат ребёнка в дошкольном учебном заведении, учат в школе, потом в ВУЗе, где, как известно, требования к обучаемому выше, а собственно обучение - ненавязчивое, без понуканий и принуждения (кому это нужно - тот учится, а нет - «вольному воля»). И вот здесь «сумеют выжить» те дети, которые могут себя организовать, самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ведь информации вокруг так много, но ее нужно уметь анализировать, выделять в ее «море» важнейшие аспекты, а не ждать, что тебя «напичкают» знаниями под принуждением.

В недалёком прошлом бытовала такая грустная то ли шутка, то ли притча. Когда молодой человек приходит в ВУЗ, ему говорят: «Забудь то, чему учили в школе; здесь тебя будут учить по-настоящему». А когда уже молодой специалист приходит на производство, ему опять говорят: «Забудь то, чему учили в ВУЗе и учись, как нужно работать!» Как ни грустно, но доля «сермяжной» правды в этой истории есть. И опять актуально само умение учиться, т.е. обучаться, которое применительно к учебной деятельности сводится к навыку самообразования. Легко научить того, кто умеет учиться.

В исторической науке для самообразования, самостоятельного овладения историей важнейшим из умений было и всегда остаётся умение работать с историческими источниками: умение их читать, толковать, понимать. Но источники создаются людьми с их субъективным миропониманием и поэтому зачастую могут сообщать диаметрально противоположное. Задача историка - в море взглядов и мнений отыскать крупицу истинного факта. А для этого необходимо не только умение работать с источниками, но ещё и умение критически их оценивать, переосмысливать. Падение морали в обществе, наблюдаемое в последнее время, ведёт к стремительному росту дезинформации. Часто нам предлагают утончённо упакованную неправду, которая выглядит весьма правдоподобно. Следовательно, в наше время особенно актуальным является умение критически мыслить.

 

 

 

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, находить разнообразные аргументы, принимать независимые и продуманные решения. Критически мыслящие люди ищут ответы на такие вопросы:

-   В чём заключается проблема?

-   К каким выводам пришел автор?

-   Что привело к тому или иному выводу?

-    Автор полагается на факты или взгляды? ( Факты можно проверить, а взгляды проверить невозможно. Они могут базироваться на голословных утверждениях).

-      Автор изъясняет свои мысли нейтрально или эмоционально? ( Критически мыслящий человек следит за манерой изложения, чтобы увидеть подоплёку).

Критически мыслящему человеку нужны следующие исследовательские навыки:

-  наблюдать - видеть и замечать свойства объекта;

-   описывать - отмечать, как объект выглядит;

-   сравнивать - устанавливать сходство и отличия между объектами;

-   определять - доказывать существование объекта, распознавать его;

-    ассоциировать - устанавливать связь между объектами, объединять объекты по принципу их взаимодействия;

-   обобщать - делать выводы на основании имеющейся информации или фактов;

-  прогнозировать - предвидеть, что произойдёт в будущем;

-  применять - использовать знания на практике.

В процессе обучения необходимо исходить из того, что сама история является процессом развития и самореализации человечества в целом и каждого конкретного человека в частности. При этом объектом и ориентиром такой самореализации, в конечном итоге, являются общечеловеческие, гуманитарные ценности, прежде всего, морально-этические, религиозные, эстетические. Именно обучение истории призвано не только ознакомить учащихся с общечеловеческим опытом поиска и нахождения этих ценностей, но и дать им возможность самим находить частицы этого опыта, вырабатывая свои оценки, личностное отношение и эмоционально-ценностные ориентации к событиям окружающей общественно-гражданской жизни. Представления и сформированные на их основе теоретико-философские знания об общечеловеческих ценностях дают возможность развивать умения и индивидуальные качества старшеклассника, способствуют его мыслительной самореализации в ходе усвоения исторических знаний.

 

В условиях модернизации системы образования, цель которой - гуманизация и демократизация образовательного пространства, переориентация обучения на личностное развитие учащихся, на достижение ими общественно обусловленного уровня компетентности, более заметными становятся тенденции к конкретизации образовательных целей как основы

 

 

учебного процесса. Важным условием достижения учениками желаемых результатов обучения является чёткое осознание учителем уровней учебных достижений учащихся, предусмотренных компетентностно-ориентированным обучением. Личностно ориентированный подход к преподаванию общественных дисциплин побуждает к поиску разнообразных способов обогащения общественного опыта учащихся, формирования у них социальной и национальной идентичности, задействованию эмоций при изучении материала; формированию личности не только всесторонне развитой, но ещё и любящей свой край, Родину.

Наиболее ярко степень личностного развития учащихся проявляется во время выполнения ими творческих работ, а особенно - историко-краеведческих исследований под эгидой МАН школьников Крыма «Искатель». При этом учителю целесообразно использовать модель организации и руководства исследовательской деятельностью в процессе изучения истории (Приложение 1).

В ходе подготовки к написанию рефератов, проектов, исследовательских изысканий, проведения поисковой работы, изучения истории родного края учащиеся часто имеют дело с разнообразными источниками информации, работают самостоятельно. Для того, чтобы их труд был успешным, можно ознакомить их с памяткой, правилами обработки источников информации (Приложение 2).

Эксперты Совета Европы считают, что изучение истории - это активный процесс, который стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность школьников, побуждает их к анализу собственных выводов и умозаключений, развивает способность высказывать мысли. Однако выпускник школы зачастую за годы обучения не получает необходимого опыта самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная ответственность человека за содержание и результаты своей деятельности.

Оказывается порой, что знания устаревают раньше, чем ученик успевает их усвоить; но не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Есть всё-таки повод для оптимизма. В современной философии образования историю ценят из-за методики исторического познания, обусловливающей поворот от «истории как предмета знаний» к «истории как предмету мышления». Это означает, что цель уроков истории - развивать историческое мышление.    

    В свете вышесказанного исторический источник как средство изучения истории наилучшим образом вписывается в современную образовательную парадигму: во-первых, документ отражает реальную, а не выдуманную ситуацию; во-вторых, он даёт представление об относительности исторических знаний. Третье преимущество обусловлено безбрежным разнообразием источников: каждый документ способен продемонстрировать, с одной стороны, сходство между нами и людьми древних эпох, а с другой - отличия между близкими


поколениями. Наконец, источник способен убедительно продемонстрировать, насколько и как можно исказить информацию, причём как сознательно, так и нечаянно.

Работа с источниками информации имеет свою специфику и свои особенности. Информация не должна быть конечной целью обучения, а его началом и инструментом, с помощью которого ученики будут получать знания и развивать свои умения и навыки. Обучение не сводится к запоминанию информации, а заключается в развитии способностей учащихся самостоятельно передвигаться в информационном пространстве. Учитель не должен опережать ученическую инициативу, а дать возможность высказаться ученику. Использовать принцип сравнения различных точек зрения, чтобы достичь понимания того, что знания не ограничиваются суммой информации, а являют собой процесс соотношения различных знаний и анализа соответствующей информации.

Суть обучения заключена в присоединении новых знаний к уже известным, для чего их нужно воспроизвести и использовать для обработки полученной информации. Такой подход даёт возможность приблизить процесс обучения к естественному состоянию. При этом задача учителя заключается не в том, чтобы засвидетельствовать блестящий уровень собственного владения предметом, а в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для осмысления предложенной информации и самостоятельного её получения, критического осмысления и применения на практике при написании творческих работ путём партнёрского сотрудничества ученика и учителя.

В процессе обучения формируется, развивается личность ребёнка, раскрываются его креативные способности. Таким образом, знания, умения, навыки можно рассматривать как средство деятельности учителя, средство творческого процесса. Главное - научить учащихся верить самим себе, своим действиям, умению продуктивно использовать свою энергию. В таких условиях учитель и ученик превращаются в творческий тандем, в котором они действуют вместе.

Роль ведущего, организатора действий, принадлежит учителю, который владеет методом, алгоритмом решения поставленной задачи или проблемы, и показывает ученику, как это делается, подталкивая ученика к новым идеям и маленьким открытиям в его душе.

В современных условиях, когда объёмы информации (знаний) растут небывалыми темпами, ни один, даже образованнейший, преподаватель не способен сориентировать того, кого он учит, на те знания, которые ещё только рождаются, но уже завтра могут быть нужными в обществе. Поэтому в образовательном процессе всё большее значение приобретает задача учить (ученика) учиться, т.е. учить его самостоятельно приобретать и использовать знания. Вместо зубрения необходимо творчество, вместо свойственного современной системе образования метафизического овладения знаниями (своего рода потребления знаний) следует прививать ученикам навыки самостоятельного дидактического мышления.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся напрямую связана с реализацией основных задач современного образования – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовывать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность учащихся.

                                                                                                            


МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ





ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

Помните, что исторические документы находятся не только в музеях и архивах. Они имеются также вокруг нас. Старые письма или фотографии, документы, боевые или трудовые награды, одежда, предметы обихода прошедших времён имеются, возможно, в каждом доме. Эти вещи могут стать основой для интересного путешествия в прошлое. Не нужно искать слишком старые вещи - история начинается сейчас, и сегодняшнее событие уже завтра будет принадлежать истории.

Исторические источники не всегда несут достоверную информацию, поэтому анализ письменных или визуальных исторических источников, материалов интервью нужно проводить очень аккуратно, проверять факты, сопоставлять суждения и комментарии, давать им свою критическую оценку.

Работа с архивными материалами

Наиболее ценные письменные документы сохраняются в архивах - государственных или частных. Для работы в государственных архивах нужно заранее выполнить необходимые формальности (письма обращения, разрешения администрации и т.д.). Это требует много времени и усилий. Возможно, вполне достаточно будет воспользоваться материалами приватных или корпоративных архивов (например, архив школы или определённой общественной организации). В таких архивах можно найти много ценных источников информации.

Переписка


Переписка - это письма, почтовые марки, телеграммы, сообщения, иски, повестки и т.д. Переписка бывает личная (адресованная определённой особе) или официальная (переписка с государственными, коммерческими или общественными организациями). Имейте ввиду: знакомиться (и тем более - обнародовать) с материалами переписки имеете право только с согласия авторов такой корреспонденции или их наследников. Материалы переписки могут дать и интересную визуальную информацию (рисунок на конверте, почтовые штемпели, тип конверта ит.п.)

Официальные документы

Официальные документы — это удостоверения, справки, грамоты, аттестаты, свидетельства и т.д. Среди них можно отдельно выделить личные документы (паспорт, удостоверение личности, личные пропуска и т.п.). Особенно интересными материалами могут быть финансовые документы (квитанции, счета, билеты, расписки и пр.). Достаточно информации можете почерпнуть из документов, которые фиксируют гражданское состояние личности (свидетельства о рождении, браке, смерти, свидетельства об образовании, ордеры на обыск, арест, справки об освобождении и т.д.).

Дневники и мемуары

Это чрезвычайно интересные документы для исследователя повседневной истории. Но, к сожалению, встречаются они довольно редко. Обычно такие записи вели люди неординарные и довольно часто их уничтожали, чтобы приватные мысли не попали в чужие руки, иногда из-за страха перед преследованием.

Домашний архив

В домашнем архиве могут попасть в руки старые школьные тетради, вырезки из газет или журналов, даже непонятные на первый взгляд печатные или рукописные материалы. Не стоит пренебрегать ими. Если люди спрятали эти вещи и сохраняли их долгое время, значит, они были для них ценными, связанными с определёнными событиями и личностями. Осмыслить такую загадочную вещь иногда интереснее, чем читать приключенческий роман. Наверняка, ещё ни одно литературное произведение не было интереснее человеческой жизни.

Фотографии

Этот вид визуальных источников стал особенно популярным в XX столетии. Люди очень любили фотографироваться во время разнообразных торжеств, семейньгх событий или просто в повседневной жизни. Фотографии довольно часто пересылали вместе с письмами. Именно в письмах можно найти комментарии к таким фотографиям. Фотография является зафиксированным документом определённого исторического момента, и поэтому, внимательно рассмотрев её, можно найти много интересной и полезной информации. Берегите фотографии! Не наклеивайте и не обрезайте их. Если фотография не имеет подписи и даты, расспросите её владельцев, возможно, они подскажут, кто сфотографирован, по какому поводу и когда. Поместите фотографии в отдельные конверты и подпишите. Но никогда не пишите на самой фотографии или на её обороте.

Рисунки

Рисунки тоже можно найти в частных архивах. Даже если это любительское или детское творчество - оно тоже является интересным свидетельством того, как люди видели окружающий мир. Особенно интересны изображения пейзажей, определённых местностей, занятий людей. Порой это может быть единственным свидетельством того, какими были жизнь и быт людей или отдельная местность в определённое время.

Исторические предметы

Старая икона или образ, ордена или медали, швейная машина или велосипед, модная в определённое время одежда или музыкальная пластинка, популярный музыкальный инструмент или орудие труда часто пробуждают воспоминания, связанные с интересными людьми или событиями, дают нам наглядное представление об определённом историческом времени.

Интернет

Если у вас есть возможность поискать в Интернете необходимую информацию, но вы не знаете, где её искать, воспользуйтесь услугами поисковых серверов. Пользуйтесь наиболее популярными поисковыми серверами. С множеством материалов, касающихся исследуемой проблемы, можно ознакомиться, используя Интернет. Общение с необходимыми людьми и организациями через электронную почту сбережёт ваше время. Если в вашей школе ещё нет такой возможности, обратитесь за помощью в другие организации (в том числе общественные) в вашей местности или к частным лицам.

Устная история

Материалы всех воспоминаний, рассказов, интервью могут стать основой вашего исследования. Под устной историей мы понимаем воспоминания людей об их жизни, событиях, свидетелями которых они были. Сейчас мы имеем возможность записать воспоминания таких людей на различные носители, услышать их «живой голос», интонацию, особенные слова, тембр голоса и т.д.


 

Скачано с www.znanio.ru

Я не учу вас; Я лишь держу фонарь,

Я не учу вас; Я лишь держу фонарь,

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, находить разнообразные аргументы, принимать независимые и продуманные решения

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, находить разнообразные аргументы, принимать независимые и продуманные решения

Важным условием достижения учениками желаемых результатов обучения является чёткое осознание учителем уровней учебных достижений учащихся, предусмотренных компетентностно-ориентированным обучением

Важным условием достижения учениками желаемых результатов обучения является чёткое осознание учителем уровней учебных достижений учащихся, предусмотренных компетентностно-ориентированным обучением

Наконец, источник способен убедительно продемонстрировать, насколько и как можно исказить информацию, причём как сознательно, так и нечаянно

Наконец, источник способен убедительно продемонстрировать, насколько и как можно исказить информацию, причём как сознательно, так и нечаянно

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся напрямую связана с реализацией основных задач современного образования – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него…

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся напрямую связана с реализацией основных задач современного образования – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него…

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения истории"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения истории"

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ,

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ,

Особенно интересными материалами могут быть финансовые документы (квитанции, счета, билеты, расписки и пр

Особенно интересными материалами могут быть финансовые документы (квитанции, счета, билеты, расписки и пр

Рисунки Рисунки тоже можно найти в частных архивах

Рисунки Рисунки тоже можно найти в частных архивах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2021