Статья: Исследовательский проект как условие развития коммуникативных умений младших школьников
Оценка 4.6

Статья: Исследовательский проект как условие развития коммуникативных умений младших школьников

Оценка 4.6
Семинары
docx
19.01.2023
Статья: Исследовательский проект как условие развития коммуникативных умений младших школьников
Статья Конотопцева.docx

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конотопцева Виктория Николаевна

Учитель начальных классов

E-mail: konotoptseva1997@mail.ru

В статье обосновывается актуальность развития коммуникативных универсальных учебных действия средствами проектной деятельности. Представлены пути организации обучения, воспитания и развития младших школьников. Обоснованы компоненты и критерии развития КУУД. Раскрываются основные характеристики исследовательских проектов как эффективного средства для развития коммуникативных качеств.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия; проектная деятельность; исследовательские проекты; младший школьный возраст.

 

В системе российского образования активно реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе которого лежит компетентностный подход, предполагающий в ходе образовательного процесса формирование и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а также сформированную социальную и коммуникативную компетентность, систему интериоризованных знаний, умений и навыков межличностного взаимодействия, конструктивный характер которого имеет личностный смысл для ребенка.

Вследствие этого, в федеральных государственных образовательных стандартах Российской Федерации особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий, которые включают умения учащихся сотрудничать, правильно воспринимать и передавать информацию, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Освоение этих умений обеспечит социальную компетентность, а также умение сотрудничать ведет за собой формирование регулятивных и личностных универсальных действий.

Для развития коммуникативных учебных действий наиболее сензитивен младший школьный возраст, поскольку именно в начальной школе успехи и достижения детей впервые становятся значимыми для них и приобретают социальных характер, создавая при этом благоприятные условия для формирования коммуникативных действий.

Однако для эффективности работы в образовательном процессе начальной школы необходимо говорить о систематичности и целенаправленности работы педагога, а также о путях организации  обучения,  воспитания и развития младших школьников. И тогда приобретает особую роль характер педагогического общения между учителем и учеников. Характер взаимодействия педагога с ребенком формирует не только высокий уровень межличностных отношений в группе, но влияет и на развитие личности самого ребенка, где ведущую роль в разрешении этого вопроса играет учебная деятельность.

Наиболее эффективно развитие коммуникативных учебных действий происходит при специально организованной коллективной и групповой работе, направленной на достижение общей цели и результата. Таким требованиям отвечает проектная деятельность, которая включается в себя совокупность поисковых, проблемных и исследовательских методов, которые способствуют формированию межличностных отношений младших школьников. И тогда для этого целесообразно использовать исследовательские проекты, потому что на этапе выдвижения гипотезы и её решения, дети участвуют в коллективном обсуждении, учатся озвучивать свою позицию и учитывать мнение своих партнеров по деятельности. Данная деятельность также способствует осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру.

Для доказательства эффективности исследовательских проектов была проведена исследовательская работа, целью которой являлось теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях проектной деятельности.

Объект: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Предмет: проектная деятельность как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

В результате теоретической части опытно-экспериментальной работы выявлено, что коммуникативные универсальные действия необходимо понимать, как совокупность действий, которые обеспечивают успешную социализацию детей, их сознательный интерес к мнениям и взглядам других участников познавательной деятельности, умение слушать, вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество с людьми старшими по возрасту, адаптироваться в группе сверстников, участвовать в обсуждении проблем.

Компоненты развития коммуникативных универсальных действий включает в себя следующее:

1) когнитивный компонент: знание своих положительных и отрицательных качеств, знание норм и правил взаимодействия со сверстниками и взрослыми, знание конструктивных способов решения конфликтов;

2) мотивационно-ценностный компонент: признание ценности себя и другого, сотрудничества с другими людьми, проявление мотивации к взаимодействию;

3) деятельностный компонент: способность к самопрезентации и самоконтролю, умение устанавливать отношения, взаимодействие, умение договариваться, решать вопросы конструктивными способами;

4) рефлексивно-оценочный компонент: способность оценивать и объяснять своё поведение, анализировать поступки других, анализировать ситуацию и находить способ поведения в соответствии с нормами, ценностями и возможностям

Критерии развития коммуникативных универсальных действий:

- коммуникативная адекватность, конфликтность;

- учёт позиции собеседника;

- саморегуляция общительного поведения;

- речевая коммуникация.

Данные критерии позволили нам выявить уровни развития коммуникативных универсальных действий, где эталонным вариантом поведения, который соответствует человеку с высокой коммуникативной культурой, является: умение оказывать и принимать знаки внимания от сверстников, адекватное реагирование на любую критику, спокойная реакция на провоцирующее поведение со стороны собеседника, умение обращаться к сверстнику с просьбой, без затруднений, умение отвечать отказом на чужую просьбу, способность самостоятельно, контактность.

Для изучения исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на констатирующем этапе экспериментальной работы были отобраны, адаптированы и проведены следующие методики исследования: 1) коммуникативная адекватность, конфликтность: методика исследования уровня эмпатийных тенденций Юсуповой И.М.; 2) учёт позиции собеседника: методика диагностики оценки коммуникативных умений Михельсона; 3) речевая коммуникация: методика «Кто прав?» Цукерман Г.А.; 4) саморегуляция общительного поведения: методика диагностики оценки самоконтроля в общении Снайдера М.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 30 учащихся 2 «М» класса МБОУ г. Иркутска Гимназия № 25.

В результате проведенного исследования мы получили такие результаты: 34% класса соответствуют высокому уровню сформированности коммуникативных УУД, 47 % испытуемым принадлежит средний уровень, 19 % - низкий уровень.

На основе полученных данных нами была разработана программа, которая включает в себя 33 занятия, разнообразных по содержанию и форме проведения. Все занятия программы взаимосвязаны между собой и имеют логическую последовательность. Основным средством работы являются исследовательские проекты.

Для более полного представления о нашей работе в качестве примера представим практическую работу на этапе изучения нового материала по теме: «Правила дорожного движения».

Планируемые результаты: умение договариваться, находить общее решение практической задачи; умение распределять функции и роли в совместной деятельности; умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора.

Дидактическая задача учителя: формировать представления представление о правилах дорожного движения.

Учебная задача: Сейчас мы расширим свои знания в области ПДД.

Практическая задача: Прошу вас оформить в нашем классе стенд, посвященный ПДД.

Организация деятельности: Предлагаю вам разделиться на 7 групп (по 4 человека). Каждая группе необходимо прочитать и проанализировать текст, а затем выполнить своё задание, которое после мы поместим на стенд. На эту работу вам отведено 15 минут.

Содержание заданий:

1 группа: Выпишите 3 правила перехода дороги в местах остановки маршрутного транспорта. Нарисуй в пустых окошечках обозначение того, что здесь может останавливаться маршрутное транспортное средство. Оригинально и красочно оформите свой ответ на листочке .

2 группа: Выпишите 3 правила движения пешеходов вне населенных пунктов. Нарисуй в пустых окошечках обозначение того, где заканчивается территория города, а где начинается. Оригинально и красочно оформите свой ответ на листочке .

3 группа: Выпишите 3 правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Нарисуй в пустых окошечках обозначение того, что здесь останавливается автобус, трамвай, троллейбус. Оригинально и красочно оформите свой ответ на листочке .

4 группа: Прочитайте тексты. Проанализируйте их в группе. Выпишите 3 правила поведения рядом с проезжей частью. Нарисуй в пустых окошечках обозначение того, что здесь находится жилая и переходная зоны. Оригинально и красочно оформите свой ответ на листочке .

5 группа: Прочитайте тексты. Проанализируйте их в группе. Выпишите 3 правила поведение при дорожно-транспортном происшествии. Нарисуй в пустых окошечках обозначение того, как выглядит регулируемый пешеходный переход и нерегулируемый. Оригинально и красочно оформите свой ответ на листочке .

6 группа: Прочитайте тексты. Проанализируйте их в группе. Выпишите 3 правила управления велосипедом. Нарисуй в пустых окошечках обозначение того, где можно передвигаться на велосипеде, а где запрещено. Оригинально и красочно оформите свой ответ на листочке .

7 группа: Прочитайте тексты. Проанализируйте их в группе. Выпишите 3 правила пересечения проезжей части дороги. Нарисуй в пустых окошечках знаки, которые позволяют переходам перейти дорогу. Оригинально и красочно оформите свой ответ на листочке .

Сложность представленных заданий заключалась в том, что дети в группе должны были изучить 3 текста, проанализировать и выделить информацию соответствующую заданиям. Однако, дети справились с поставленными задача, так как они работали коллективно, обсуждали, договаривались, вступали во взаимодействие. В результате нашего занятия мы получили готовый продукт - стенд «Знайте ПДД, ребята!». На протяжении всего урока учащиеся являлись активными участниками образовательного процесса. На этапе рефлексии было установлено, что работа в группе позволяет продуктивно и в краткие сроки получить и проанализировать нужную информацию с позиции разных мнений. Учащиеся сделали вывод, что коллективная работа эффективна, увлекательна и результативна.

По окончании формирующего этапа практической части исследования, направленного на организацию работы по развитию коммуникативных умений младших школьников средствами проектной деятельности, нами был проведен эксперимент по выявлению результативности разработанной программы и проведен сравнительный анализ с результатами констатирующего этапа.

Выявлено, что в классе наблюдается положительная динамика, так существенно увеличился процент учащихся (на 12%), продемонстрировавших высокий уровень развития коммуникативных УУД, процентное соотношение учащихся на среднем уровне осталось неизменным, стоить отметить то, что процент детей, указывающий на низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий уменьшился на 12%. Это позволяет отметить эффективности программы. Однако, в классе выявлен небольшой процент (4%) детей с низкий уровнем сформированности коммуникативных качеств, так как данный процесс формируется у детей по времени с различной скоростью и зависит от определенных обстоятельств, таких как возрастные и психологические особенности, успешность ребёнка в школе.

 

 

 

Список литературы

1.                     Аникина, Н.В. Способы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста [Текст]/ Аникина Н.В. В сборнике: Актуальные аспекты современной науки: сборник материалов XV-й международной научнопрактической конференции. Научно-исследовательский центр «Аксиома». 2017. С. 20-24.

2.                     Белышева, А.Н., Глабова, Ю.А. Особенности коммуникативных навыков младших школьников [Текст]/ Белышева А.Н., Глабова Ю.А. // Нижегородский психологический альманах. 2017. № 1 (5). С. 6-11.

3.                     Громова, Т.В. Положение о проектной деятельности учащихся[Текст] / Т.В. Громова// Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005.- № 10.- С.46

4.                     Завражнов, В.В., Сычева, О.А. Особенности развития коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте [Текст]/ Завражнов В.В., Сычева О.А. // Научные горизонты. 2017. № 4. С. 100-105.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А.А. Казакова. М.: Просвещение, 2017. 53 с. (Стандарты второго поколения).

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК УСЛОВИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК УСЛОВИЕ

Освоение этих умений обеспечит социальную компетентность, а также умение сотрудничать ведет за собой формирование регулятивных и личностных универсальных действий

Освоение этих умений обеспечит социальную компетентность, а также умение сотрудничать ведет за собой формирование регулятивных и личностных универсальных действий

Для доказательства эффективности исследовательских проектов была проведена исследовательская работа, целью которой являлось теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших…

Для доказательства эффективности исследовательских проектов была проведена исследовательская работа, целью которой являлось теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших…

Критерии развития коммуникативных универсальных действий: - коммуникативная адекватность, конфликтность; - учёт позиции собеседника; - саморегуляция общительного поведения; - речевая коммуникация

Критерии развития коммуникативных универсальных действий: - коммуникативная адекватность, конфликтность; - учёт позиции собеседника; - саморегуляция общительного поведения; - речевая коммуникация

УУД, 47 % испытуемым принадлежит средний уровень, 19 % - низкий уровень

УУД, 47 % испытуемым принадлежит средний уровень, 19 % - низкий уровень

Выпишите 3 правила движения пешеходов вне населенных пунктов

Выпишите 3 правила движения пешеходов вне населенных пунктов

Знайте ПДД, ребята!». На протяжении всего урока учащиеся являлись активными участниками образовательного процесса

Знайте ПДД, ребята!». На протяжении всего урока учащиеся являлись активными участниками образовательного процесса

Научно-исследовательский центр «Аксиома»

Научно-исследовательский центр «Аксиома»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2023