Министерство образования и науки АР Крым
БАХЧИСАРАЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
БАХЧИСАРАЙСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Козак Г.Н
«Дело народного воспитания должно быть
освящено Церковью, и школа должна быть
преддверием Церкви »
К.Д.Ушинский
Духовность формировалась на основе общественного труда и общения индивидов. Исследователи видят неразрывную связь между духовностью и материальным, трактуют дух как функцию нервной высшей деятельности, головного мозга человека. Хотя существует и иная точка зрения: религиозная философия и различные формы идеализма отделяют дух от материальной сути человека и определяют его как самостоятельную нематериальную силу, которая из ничего творит материальную действительность.
Духовность
как гармоническое единство трех составляющих
веры надежды любви
Скрепляющим феноменом триединства духа была вера. Именно вера вела человека тогда, когда разумом он не мог понять окружающий мир. Как пишет П. Копнин: «Вера - это способность человека выйти за пределы реального, обнаружить существование того, что невозможно понять разумом...»
Духовность - это, образно говоря, встреча с самим собой - своей душой, внутренним «я». Это путь к ценностным инстанциям формирования, созидания личности и ее менталитета. Духовность - это единство образа мира с моральными законами. Мыслители В. Франкл и М. Хайдеггер описывают духовность человека как духовную сущность, выходящую за пределы своего телесного; духовность человека проявляется лишь тогда, когда в человеке присутствует осознание себя.
Философы Китая VІ-Vв до Р.Х. предлагали путь развития духовности через достижение гармонии природного и психического. Ведущую роль в течении Конфуция играет понятие «жень», которое интерпретируется как «гуманность», «человечность» и «сочувствие».
Главная идея духовности в античной философии Древней Греции и Древнего Рима (IV-III вв. до н.э.) - взаимодействие и взаимообогащение человека и природы, вселенной. При этом имеется в виду не отдельный человек, а все человечество, его существование, его смысл и главный вопрос: как жить, чтобы достичь состояния истинной духовной сущности?
В Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
Античный философ Марк Аврелий оставил человечеству дневник событий своего собственного духовного становления. Он сделал вывод, что процессы, которые происходят в человеческой природе, находятся в постоянном взаимодействии. Поэтому Марк Аврелий предупреждает о том, что когда человек отступает от природы, «закрывает свою душу от душ всех живых существ», ему угрожает опасность.
Учение о духовности было развито в средние века Фомой Аквинским, который дополнил Марка Аврелия, создав свое учение о добродетели. К старым «душевным качествам» Фома добавил «веру, надежду, любовь».
В средневековой мусульманской философии существовала концепция в виде учения про «адаб», которое является кодексом норм морального воспитания и аристократического образования.
Кодекс
разделы
литература искусство этика психология астрология умение
говорить
Мыслители мусульманского средневековья развивали идею духовного совершенствования человека через гармоничное развитие его психики. Эта цивилизация существенно повлияла на развитие идей в Западной Европе.
Наверное, ни один период не знал таких научных исканий, которые свойственны эпохе Возрождения. Идея духовности стала ведущей темой в трактатах, которые принадлежат итальянским гуманистам Д. Манети, П.Брачолини, М. Фичино. Они несут идею о возможности развития человека и его духовности. Согласно их учениям, человек - это мастер, скульптор собственного образа, он может творить не только самого себя, но и мир.
Характерные черты культуры эпохи Возрождения - интенсивное усвоение духовных ценностей античного мира, утверждение идей гуманизма - ярко отображаются в духовной культуре Украины. Начиная со времен классической Греции и Рима, философы, которые изучали проблему духовного развития человека, говорили: «познай самого себя». Этот тезис выдвигали и профессора Киевско-Могилянской академии (С. Калиновский, М. Козчинский, С. Кулябка, Г. Кониский).
Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка (И.Г. Песталоцци) как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия человека на духовно-нравственную сферу личности. «Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, - пишет Феофан Затворник. - Один дух влияет на другой чувством».
Для возвышения сердца, научения его любви, превращения, по образному выражению К.Д. Ушинского, из «сердца эгоистического в сердце всескорбящее» необходимо не только зажечь в нем «духовный уголь», но и постоянно поддерживать это горение. Об этом говорили многие выдающиеся педагоги и общественные деятели - такие как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов. В.Я. Стоюнин, И.А. Ильин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Они подразумевали под этим постоянную «тренировку волевого усилия» («упражнение в доброделании») при общем выборе «правильного развития» личности: чуткости ко всему святому, воле к совершенству, радости любви и вкусе к доброте (И.А. Ильин).
Целью и объектом духовно-нравственного воспитания являются сердце человека, его чувства. Известный русский философ B.C. Соловьев выделяет три чувства, которые характеризуют возможные нравственные отношения человека к себе, к другим людям и к Богу, - это чувства стыда, жалости и благоговения.
Благоговение, согласно определению, означает глубочайшее почтение, уважение. Воспитание у детей этого чувства, близкого к страху огорчить, обидеть, вызвать малейшее недовольство со стороны любимого существа, можно назвать иначе - «чувством сыновства», поскольку именно таким образом должны строиться отношения детей и родителей. Невозможно без этой добродетели представить ни хорошего семьянина, ни образцового работника, ни законопослушного гражданина своего Отечества.
В основе чувства сострадания как главного чувства по отношению к другому человеку, по мнению B.C. Соловьева, лежат правда и справедливость.
Воспитать у ребенка правильное отношение к другим людям помогут два правила. Если их соединить воедино, то можно выразить их таким образом: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай.
Первое правило - «не обижай» (или, как его называют, золотое: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе») - включает в себя ряд запретов. В христианстве эти запреты основаны на Божественных заповедях и связаны с борьбой с греховными помыслами, состояниями, действиями.
Если первое правило можно назвать отрицательным («никого не обижай»), то второе («всем, насколько можешь, помогай») - положительным. Оно предусматривает воспитание у детей различных добродетелей, главными из которых являются вера, надежда и любовь.
Добродетели, связанные с отношением к ближнему, - это милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобивость, мужество, трудолюбие, простодушие, прямота, простота, братская любовь и др.
Итак, задача духовно-нравственного воспитания:
- указать сердцу ребенка предмет, достойный его любви
- научить сердце любить, дать ему силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека.
Сердце, зажженное огнем Божественной любви, будет воздействовать на все душевные и физические силы ребенка и устремит их на истинно доброе и прекрасное.
Странный и разнообразный смысл вкладывается зачастую в понятие «духовность». Потеря истинного смысла этого понятия проявляется в практическом отсутствии духовного воспитания и образования в государственной школе. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой, богоугодной жизнью. Другого пути стяжания Божественной благодати, которая вдохновляет человека, не существует.
Человеческая жизнь, как считает А.С. Пушкин, находит смысл только в «самостоянии». Это пушкинское понятие - «самостояние» - можно отождествить с духовностью, с духовно-нравственным развитием и становлением личности. «Самостояние» у А.С. Пушкина связано с русскими традициями, устоями, с понятиями «дом», «семья», «семейное воспитание» (вспомним пушкинское «Моя родословная»), «малая родина». А любовь к «малой родине» является залогом любви и бережного отношения к «большой Родине». Таким образом, А.С. Пушкин не только говорит о важности духовного и нравственного элемента в воспитании молодежи, но и считает его «залогом величия» человеческой личности.
Наиболее интенсивно поиски нравственных и моральных основ в деле воспитания и образования молодежи в духе традиционализма шли в среде русских философов и мыслителей, находившихся в эмиграции. Эти поиски представлены именами СИ. Гессена, В.В. Зеньковского, С.Л. Франка, И.А.Ильина, П.А. Сорокина. Философами-эмигрантами были определены основные источники национальных ценностей образования и воспитания
религия культура семейное гимназическое
воспитание образование
подходы к их реализации
«воспитание в свободе» «в любви к свободе» «в творчестве к творчеству»
Пророчески звучат сегодня слова И.А. Ильина: «Надо воспитать себя к свободе; надо созреть к ней; дорасти до нее; иначе она станет источником соблазна и погибели». Само понятие «свобода» становится ключевым в размышлениях мыслителей эмигрантской волны, переживших три русские революции в начале XX в. В.В. Зеньковский, рассуждая о «свободном воспитании» молодежи, останавливается на проблеме свободы внешней и внутренней. Современная педагогика, по мнению В.В. Зеньковского, обращается к свободе формальной, которая выражается лишь во внешнем поведении человека. Педагог же в своей образовательной и воспитательной деятельности должен ориентироваться на развитие духовных способностей ребенка. Педагог обязан видеть в молодом человеке ту внутреннюю сущность, по образу и подобию которой создан сам человек. Проявление образа Божьего в личности человека - это качества разумности, духовности, нравственности (совесть), свободы, творчества, бессмертия и любви. В качестве важнейших национальных ценностей выдвигался родной язык - «имя нации»- хранилище сокровищницы миросозерцания народа, его истории, быта, духовных устремлений, «все чувствование им национальной жизни».
К.П. Победоносцев вошел в историю как глава Святейшего Синода и ближайший советник Александра III с 1881 г.
Базовая установка Победоносцева - преобладание духовного над материальным, внутреннего - над внешним. К.П. Победоносцев обращается к представителям радикального направления русской мысли с риторическим вопросом: «Не лучше ли было начать преобразование изнутри, просветить сначала дух народный, углубить в нем идею, очистить и обогатить нравственный и умственный быт его?»
Все лучшие, нравственные, начала в человеке, по мысли К.П.Победоносцева, - от Бога. Нравственные и моральные качества в человеке - это Божий дар. «Но всякий дар Божий есть талант, - замечает Победоносцев, - который велено возделывать». Постоянное нравственное самосовершенствование и самоограничение - единственный достойный человека путь в жизни. «Надо смолоду привыкнуть стеснять себя, показать себе предел, лишать себя во имя долга и правды». Понятия «нравственное» и «духовное» у К.П. Победоносцева -всеохватывающие понятия. Эти категории образуют в человеке «внутреннюю силу». Внутренняя, духовная, сила включает в себя качества разумения, умения и воли. Эти важнейшие духовно-нравственные качества представляют собой идеал гармоничной человеческой личности. Человек в философско-педагогической концепции К.П. Победоносцева «должен всегда знать, чего хочет и что делает». Но и этого еще мало. «Он должен уметь: кто умеет и делает, тот спасен на этом свете». Важно, считает К.П. Победоносцев, чтобы человек был самостоятельной личностью.
Взгляды К.П. Победоносцева на воспитание и образование - это взгляды человека, исповедующего православное мировоззрение и придерживающегося традиционных нравственных ценностей. К.П. Победоносцев, глубоковерующий человек, не мыслил национального образования и воспитания вне православия. В основе педагогической концепции К.П. Победоносцева, как и в основе христианского миропонимания в целом, лежит идея нравственной ответственности человека за сделанный им выбор. Как православный христианин, К.П. Победоносцев высказывает убеждение в том, что человек самостоятелен в своем нравственном и моральном выборе и должен взять на себя бремя ответственности за этот выбор.
Долг педагога как гражданина своего Отечества, по мнению К.П.Победоносцева, - это обязанность сформировать у ребенка надежные духовно-нравственные ориентиры: любовь к Богу и своему Отечеству, соблюдение христианских заповедей, почтение к родителям и полезный труд на своем поприще. Идеи К.П. Победоносцева нашли продолжение в философских воззрениях Ф.М. Достоевского, В.В. Розанова, С.А. Рачинского, К.Н. Леонтьева, М.Н. Каткова.
Именно К.П. Победоносцев стал идейным вдохновителем создания сети церковноприходских школ. Здесь К.П. Победоносцев на первое место ставил воспитательную цель. Церковноприходская школа должна была продолжить дело духовно-нравственного формирования ребенка, начатого в семье. «Семья должна посеять и воспитать в душе чувство благоговения и веры, - пишет К.П. Победоносцев, - школа должна не только поддержать это чувство, но и осветить в душе идею, без которой одно чувство смутно и неустойчиво. Школа должна поставить это чувство и эту идею в нравственную связь с жизнью - воздействовать на ребенка своею нравственной обстановкой». Задачи духовно-нравственного ориентирования личности через церковноприходскую школу в педагогической концепции К.П. Победоносцева предельно ясны: «Церковные школы одни способны и призваны к тому, чтобы внести в массу народную, особенно в подрастающее поколение, свет истинного учения о предметах веры и церкви, понятие нравственного долга и добрые навыки семейного быта».
К.П. Победоносцев говорит о тех духовных и нравственных основах, на которых следует строить дело национального образования и воспитания молодого поколения. Эти основы таковы:
1. Русская народная школа должна иметь историческую основу.
2. Должна утверждаться на незыблемых началах веры православной, стражем и разъяснителем которых может быть лишь православное духовенство.
3.
Должна
соответствовать религиозному чувству и желанию
самого
народа.
Как видим, церковноприходские школы должны были выполнять двоякую функцию.
- С одной стороны, формировать духовно-нравственные качества личности ребенка (вера в Бога, почитание старших, любовь к Отечеству, трудолюбие, прилежание, чувство долга и моральная ответственность).
- С другой стороны, «развивая учащихся», церковноприходские школы обязаны были передать детям «полезные для жизни практические знания» (чтение, письмо, арифметика).
Теоретические основы умственного, нравственного и духовного образования и воспитания в церковноприходской школе, заложенные К.П.Победоносцевым, нашли применение в практике педагогической деятельности С.А. Рачинского.
Деятельности Сергея Александровича Рачинского (1833-1902) до недавнего времени в истории отечественной педагогики уделялось мало внимания. Он изучал естественные науки в Бернском и Иенском университетах (1856-1858 гг.). Являясь профессором Московского университета, Рачинский публиковал в «Вестнике естественных наук» (1855-1860) научные труды и очерки.
Педагогическая концепция С.А. Рачинского впитала в себя лучшие традиции национальной философии образования. Вырабатывая свою педагогическую концепцию школьного образования, С.А. Рачинскии обращается к религиозно-философским идеям А.С. Хомякова и Ф.М. Достоевского. Красной нитью через всю педагогическую концепцию С.А. Рачинского проходит идея обязательного использования в образовании и воспитании современной молодежи многовекового опыта и традиций православной религии и Православной Церкви как базовых основ нравственности и духовности русского человека.
Важно, что С.А. Рачинскии понимал задачу нравственного и духовного самосовершенствования предельно лично. В письме к К.П. Победоносцеву в 1880 г. он говорит о том, что «нужно завоевать себе право читать Евангелие детям, не краснея». Эта мысль о духовно-нравственном самосовершенствовании личности нашла прямое выражение в педагогической практике самого С.А. Рачинского. Духовно-нравственные ориентиры его педагогической концепции можно определить так: все три ипостаси воспитания (гуманизм, народность, нравственность) он объединяет в единую систему, в которой приоритет на первой ступени образования отдавал вере, поскольку духовно-нравственные основы русских заложены в православии. Рачинский полагал, что нравственному поведению человека нельзя научить. Этому человек может научиться только сам. Ведь добрые нравы в человеке и в обществе являются результатом его окружения, среды воспитания, и потому «этим вещам учат не классные уроки и школьные книги, а люди и жизнь».
Критически были восприняты идеи устройства церковноприходской школы в России русским педагогом В.И. Водовозовым. Различны прежде всего базовые мировоззренческие установки представителей передовой русской педагогической мысли. Для К.П. Победоносцева и С.А. Рачинского школа при Церкви - исторически сложившийся и единственно возможный в современных условиях российской жизни тип школы «для народа». В.И. Водовозов, наоборот, утверждает, что в современных условиях «школа, как в целом мире, так и у нас, все более становится светскою». Следовательно, если К.П, Победоносцев и С.А. Рачинский отстаивали религиозно-нравственный характер русской школы, то В.И. Водовозов полагал, что организация школы в России во второй половине ХГХ в. должна строиться на нравственно-практических основах. «Но школа должна быть светскою даже в том случае, если бы в ней преподавал и священник, потому что она готовит не к религиозному созерцанию, а к деятельной жизни», - пишет В.И. Водовозов.
Педагогические взгляды Василия Васильевича Розанова (1856-1919), еще одного представителя консервативного направления в образовании и воспитании второй половины XIX в., заслуживают отдельного рассмотрения.
Опорные постулаты розановской системы образования
педагогические принципы:
индивидуальность целостность единство типа.
Принцип индивидуальности. «Он требует, чтобы как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный материал) была по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и в его творчестве».
Принцип целостности. «Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, не занятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений».
Принцип единства типа. «Он состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления, падающие на данную единичную душу... были непременно одного типа, а не разнородные или не противоположные. Иными словами, они должны идти из источника одной какой-нибудь исторической культуры».
Как видим, все эти три принципа должны помочь сформировать целостное мировоззрение у молодого поколения, помочь ему в духовной и нравственной ориентации.
Формирование духовно-нравственного воспитания личности должно опираться на единую историческую культуру. То есть, приоритет должен делаться на веками сложившиеся национальные ценности данного народа. У россиян это чувства любви, доброты, всепрощения, восприимчивость к духовному опыту других народов, уважение к труду, почитание старших. В.В.Розанов отдает предпочтение воспитанию и образованию молодежи в рамках церковноприходской школы.
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887) до самого последнего времени не были исследованы.
Духовно-нравственную ориентацию современной молодежи он видел прежде всего сквозь призму классического образования. Он писал: «Невнимание к духовным потребностям общества никогда не остается без сурового возмездия». Таким «возмездием» сам М.Н. Катков считал нигилизм - разрушительное направление общественной мысли России второй половины XIX в. Спасти молодежь от этого разрушительного «поветрия», считал М.Н.Катков, можно только через школу, через классическую школу.
Принципы духовно-нравственного воспитания М.Н Каткова следующие:
1. Классическое образование должно лежать в основе духовно
нравственной ориентации молодежи, в первую очередь молодежи городской.
2. Духовно-нравственная ориентация молодежи должна опираться на весь комплекс мировой и отечественной культуры.
Следовательно, в России необходимо поликультурное образование.
Сложно переоценить вклад другого яркого представителя философской и педагогической мысли России Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870) в решение проблем духовно-нравственного формирования молодого поколения. К.Д. Ушинский высказывает убеждение в том, «что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания...» Более того, как замечает сам К.Д. Ушинский, нравственное воспитание ребенка представляет задачу «гораздо более важную, чем развитие ума вообще...»
В деле духовно-нравственной ориентации молодежи на первое место в педагогической концепции К.Д. Ушинского выходят такие великие наставники человечества: природа, жизнь, наука и христианская религия. К.Д. Ушинский, как справедливо писал В.В. Зеньковский, полагал, что «нельзя стать человеком вне своего народа, вне всей исторической его жизни, вне его веры».
Уже многие педагоги, ученые говорили о том, что духовно-нравственные традиции русского и украинского народов необходимы к изучению в современной школе.
Интерес детей к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.
Духовное воспитание - это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школьной жизни должны служить этой цели.
Духовное воспитание служит формированию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. Следует ввести в образовательный стандарт особые предметы, которые служили бы достижению этой цели, а также изменить содержание имеющихся предметов. Тема духовного воспитания должна присутствовать на всех уроках.
Предметы, которые несут другие ценности и разрушают основы духовного воспитания, следует признать растлевающими внутренний мир ребенка. Необходимо исключить их из образовательного пространства.
Нравственность, мораль и свободный труд - вот те сваи, на которых стоит человеческая личность. В связи с этим в философско-педагогической концепции В.В. Зеньковского большое внимание уделяется проблемам цели и смысла жизни человека. Человеческая жизнь только тогда имеет цель и смысл, когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, к духовному и нравственному источнику бытия.
Задача национальной системы образования и воспитания - активно воздействовать на духовно-нравственные качества молодого поколения, искать в человеке человека, ориентировать молодежь на традиционные ценности украинской культуры.
Омелян Вишневский, профессор Дрогобычского педагогического института, рассматривает духовное воспитание в более узком смысле - как самореализацию человека, и этот уровень соотносится с понятиями «дух», «душа», «внутренняя сущность» и не подходит к таким понятиям, как «культурная жизнь», «психическая деятельность», «эстетичная сфера», «социальные отношения». Возрождение духовности, считает Омелян Вишневский, идет через обращение к Богу. Это надежная дорога для оздоровления нашей нации и залог становления государства. Чем больше ребенок прилагает силы к тому, чтобы «достигнуть идеала», «вкладывая душу» в свою деятельность, тем больше в нем увеличиваются духовные силы, а его душа развивается. «Стремление к идеалу» основывается на вере в Бога, и проявляется это все в духовной жизни на практике. Идеал правды, добра, красоты - все эти идеалы идут от Бога и воплощаются они в светлой части души человека.
Духовно-воспитанный человек - это целостный феномен. Целостный, гармоничный человек начинается с того, что «все сферы его духа - чувства, воля и разум - взаимодействуют в такой мере, где чувства формируются на основе разума, а разум сияет светом чувств, где воля является единством деятельности чувств и разума, направленных на свою реализацию».
Ж.М. Юзвак, кандидат психологических наук в институте психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины, считает, что целью духовного воспитания является становление человека как личности путем совершенствования и самосовершенствования духовных характеристик, раскрытие духовного потенциала.
Критерии духовного воспитания
1. Наличие у человека (ребенка, подростка) потребности в познании мира, себя и смысла жизни.
2. Способность созидать и воплощать собственную программу духовного саморазвития.
3. Качественные изменения в системе ценностной ориентации, (принятие духовных потребностей и ценностей как мотива поведения).
4. Стремление человека к восприятию и творению красоты.
5. Духовный тип поведения, который проявляется в позитивно
эмоциональном отношении к внутреннему миру других людей.
6. Осознание себя субъектом жизни как высшей ценности.
Для духовного воспитания детей, подростков Екатерина Журба (кандидат педагогических наук из Института проблем воспитания АПН Украины) разработала уроки нравственности. В ее методических разработках рассматриваются ключевые понятия духовности, а также показывается влияние возрастных особенностей подростков и сензитивности этого периода на воспитание духовности. Обращается внимание также на составляющие духовного воспитания и на методы их формирования. На уроках рассматриваются такие темы, как «Добро и зло». Цель: определить и разграничить суть категорий добра и зла, помочь понять значение добра как жизненного выбора; «Дружба и ее значение в жизни человека». Цель: раскрыть значение дружбы в жизни каждого человека; воспитать уважение и альтруистичное отношение к друзьям.
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и со взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф.Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов.
Во-первых, осуществление согласованного воспитательного влияния учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимаются также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного развития детей.
Факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника (по И.С. Марьенко)
природные (биологические) социальные педагогические
Во взаимодействии со средой и под целенаправленным влиянием школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм напрямую связаны с осознанием образцов нравственного поведения и способствуют формированию моральных оценок и поступков.
Теоретический анализ состояния проблемы духовно-нравственного воспитания детей позволяет сделать вывод: учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении духовно-нравственного воспитания детей.
Существует более чем 300 определений дефиниции «духовность».
В некоторых психологических словарях понятие «духовность» определяется как индивидуальная выраженность двух фундаментальных потребностей в общей системе мотивов деятельности: идеальной потребности познания и социальной потребности правильно жить, активно действовать для себя и «для других».
Привлекательной нам представляется точка зрения О. Алексюка и других (одно из последних среди эстетико-педагогических исследований), если понятие «духовность» трактуется как актуализация потенциала, который основывается на нравственно-эстетическом опыте личности. Образно говоря, духовность - это осознание и усовершенствование личности на пути познания ею Добра, Истины, Красоты.
Существует мысль, согласно которой одной из составляющих духовности является религиозность, под которой понимается порывание к Духу (то есть к Богу). По мнению В.В. Зеньковского, существенным и главным в духовной жизни есть поиск Безграничного и Абсолютного. Блаженный Августин довольно точно выразил это в известных словах: «Для Себя Ты создал нас, Боже, и не успокоится душа наша, пока не сольется с Тобой».
Русский философ М.В. Симонов писал: «Понятия «душа» и «духовность» - это реалии внутреннего мира человека». Важной особенностью его духовной жизни являются два мотива, две тенденции - стремление к Истине и порывания к Добру.
Можно считать, что духовность - сложное гармоническое объединение определенных психических и личностных качеств человека. Она обнаруживается в отношении к окружающей среде, ближним, в направлении интересов, стремлении к познанию, усвоению и созданию духовных ценностей. Последние объединяют в себе общечеловеческие ценности: красоту, добро, любовь, знание и индивидуальные: интересы, взгляды, убеждения; духовный идеал, который является представлением человека о таких качествах личности, как отношение к другим людям, к природе, к миру в целом. В совокупности эти психические образования составляют духовные ценностные ориентации, которые есть одной из форм проявления духовности. В условиях целенаправленного формирования отношения перерастают в духовные ценностные ориентации, которые могут приобрести высшие формы - превратиться в духовные потребности, то есть внутренние понуждения к разным видам духовной деятельности (познавательная, эстетическая, моральная, коммуникативная). В отличие от других видов деятельности духовная не определяется прагматическими целями, а направлена на удовлетворение бескорыстных духовных потребностей (в знаниях, общении, любви, эстетическом удовлетворении).
Таким образом, духовность - это интегральное качество, сложное объединение особенностей интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, регулятивно-волевой сфер личности, которые оказывают содействие развитию потребности в познании мира, себя, других людей, т.е. усвоению духовных ценностей через сформированную систему отношений. Духовность можно толковать как способность к личностному возрастанию и самосовершенствованию.
Духовность - это свойство личности, выражающее способность человека осмысливать свое «я» и миссию своего земного существования, а также соизмерять их с нравственными законами жизни и действовать согласно им. Иными словами, духовность можно понимать, как способность человека нести в себе образ Божий и воплощать его как идеал в жизни (обожествление, Богоуподобление).
Благодаря духовности одухотворяются душа и тело человека. Это качество формируется в единстве сознания, поведения и чувства. Самосознание стремится к постижению Истины как к познанию Бога и Божественного в себе, к пониманию собственной миссии на Земле, к пониманию законов развития духа и собственного «я». В этом «познающем» смысле духовность можно рассматривать как свойство интеллекта. Она проявляется в поведении через волю как свободная творческая деятельность, как умение выбирать способы достижения целей, созидать продукт, наполненный жизненным смыслом. Что касается чувств, то «духовные» чувства дают человеку присутствие внутренней и внешней свободы, личного достоинства, ответственной субъективной позиции. Эти три феномена человеческой жизнедеятельности наполняют ее смыслом, одухотворяют труд радостью, а отношения - любовью; общение, быт, работу - служением. Духовность позволяет человеку подняться над миром природы.
Духовность связана со смыслами, назначением человека, его ценностными ориентациями, целями. То, что выше материального, биологического, телесного, земного, и может составлять духовную сущность человека.
Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своими духовными началами, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовность - это то, чем и ради чего мы живем и действуем.
Нравственность - это то, как мы живем и действуем.
Смыслы задает духовность; правила и способы действия - нравственность. Основой духовности является дух, а нравственности - душа, душевный мир человека.
Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве, по идее, в целостном и гармоничном. Если же они входят в противоречие, начинается раздвоение и даже распад личности. Вот почему их нельзя рассматривать отдельно.
На рубеже XXI в. наблюдается усиление роли религии, ее влияния на все сферы общественных отношений в Украине. Перед обществом наряду с социальными, экономическими, политическими и другими проблемами встали вопросы духовно-нравственного воспитания. Наступило время избавиться от ошибок прошлого, от духа злобы, вражды и ненависти, разделивших людей и разрушивших многие духовные ценности. Веками складывались традиции православия - источника духовности. Отсюда берут начало все ценности человеческой жизни: любовь к матери, к близким, к людям, к Родине; добро, милосердие, вера, надежда, честность, справедливость, без которых не может быть правильного жизнеустроения людей, их воспитания. Лишь пробуждая в человеческих душах веру в эти вечные идеалы, можно надеяться на духовное оздоровление общества, на его процветание. Сегодня возрождение Украины невозможно представить без возвращения к традиционной культуре, без духовного и нравственного оздоровления общества. Большую роль в решении этих вопросов играет традиционная для Украины Православная Церковь.
Системный кризис всего человечества налицо: проблемы экологии, кризис духовно-нравственных начал! В нашей стране в корне кризиса лежит распад высших мотиваций жизни: разрушение веры и духовности в атеистический период бытия страны. Развал страны начинается с развала душ человеческих. Развал душ - с развала духовного, с потери высшего смысла жизни.
Выход из сложившегося положения, как пишет профессор В.В.Медушевский, - «через осознание падения, когда народ признает себя негодным в свете требований истины, тогда вызволит она его из неволи помрачения и из внешней неволи», а путь преодоления и нравственного, и экономического кризиса - в возвращении к традиции, к православию.
В образовательной области - это возвращение в структуру общего образования огромного пласта знаний, связанного с изучением традиционной православной культуры, искусственно отторгнутого в советское время по идеологическим причинам.
Следовательно, для придания образованию полноценного качества необходим предмет «Православная культура», интегрированный в содержание общеобразовательных предметов, причем не только гуманитарного, но и естественнонаучного цикла, либо представленный как самостоятельная дисциплина.
Несмотря на то, что в стране идет процесс гуманизации общего образования, предполагающий и включение в содержание образования духовно-нравственного компонента, процесс гуманизации образования, как таковой, не ориентирован на традиционную православную культуру.
Вопрос воспитания сегодня стал государственной проблемой. Необходимо изменение существующей системы воспитания, а, точнее сказать, создание таковой системы, причем на основах традиционной педагогики, педагогики православной.
Православное воспитание - это систематическая деятельность, направленная на формирование у детей знаний по основам православного вероучения и устойчивой системы духовно-нравственных ценностей, определяющих их мировоззрение, поведение и поступки.
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, сказанными им на Крымской православной конференции и Симферополе:
"Пренебрегая Божественными заветами Христа и Его Святых сподвижников, как родители, наставники и учителя, так и пастыри Церкви одинаково будут повинны перед Богом и грядущими судьбами рода людского на земле.
Вот почему крайне необходимо объединить свои усилия родителям. Церкви и светским учебным заведениям, в первую очередь - начальным школам, в деле воспитания современной молодежи - грядущего поколения наших народов, дабы не перенести в третье тысячелетие духовные и нравственные болезни разрушительной вседозволенности наших дней.
В чем да поможет нам Бог!"
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Уч. пос. для ВУЗов.-М., 1997.
2. Арутюнов С.А. Народы и культура: Развитие и взаимодействие. - М., 1989.
3. Богданова О. С, Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников / Под ред. И.А.Каирова. - М.: Педагогика, 1972. -54 с.
4. Бойко А. Н. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе. - К., 1991.
5. Бородина А.В. Основы православной культуры. - М., 2003. - 288 с.
6. Буева Л. П. Общение и общественные отношения как факторы нравственного формирования личности / Отв. ред. Л. И Рувинский.
7. Вишневский О. Современное украинское воспитание. Педагогические зарисовки. - Львов, 1996.
8. Духовно-нравственное воспитание: Материалы общественно-педагогических чтений. - Севастополь, 2003. - 80 с.
9. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
10. 3еличенко А. Психология духовности. -М., 1996.-С. 14-21.
11.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии - М.: Изд. свято-Владимирского Братства, 1993. - С. 194.
12.Кавалерова Н. А. Народные традиции, обряды и их воспитательная роль. - Одесса, 1992. - 243с.
13.Круль Г.Л., Редькина Л.И. Основы православной педагогики. – Севастополь.: Рибэст, 2008. – 188с.
14.Лихачев Д. С. Русские мыслители в их
культурно-историческом
значении. - М. - Л., 1947.
15.Маккавейский Н.К. Педагогика древних отцов и учителей церкви. -К., 1897.-81 с.
16. Православная культура в школе. Сетябрь. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. - М., 2003. - 318 с.
17.Православная педагогика. Протоиерей Евгений Шестун – Москва 2002.
18.Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. Москва, 1999 -с.576.
19.Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. -М., 2001. - 256 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.