Статья из опыта работы "ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7 класс. Формирование метапредметных умений учащихся на уроках физики.doc

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ

Лазарева О.Н.

МАОУ «СОШ №12 с УИОП», г.Губкин

 

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.
Г. Адамс

Среди многообразия методов, приемов и форм работы по формированию метапредметных умений, используемых учителем физики, важное место занимают записи и зарисовки выполняемые учителем на доске, а учащимися в тетрадях. Выполнение записей и зарисовок активизирует работу учащихся на уроке. Одновременно упражняемые при этом зрительная, слуховая и моторная памяти способствуют более прочному усвоению нового материала. Правильно и систематически проводимые записи и зарисовки воспитывают дисциплинированность, аккуратность, наблюдательность. Иначе их называют опорные сигналы.

Опорные сигналы делятся на: виды (смысловые, ассоциативные, аббревиатурные, вербальные, графические) и формы (схемы, таблицы, диаграммы, ассоциативное поле, опорный конспект, алгоритм).

Остановимся на основных требованиях к опорным сигналам. Они должны производится систематически. Только при выполнении этого условия вырабатывается стиль работы, и формулируются умения и навыки.

Необходимо придерживаться  научно правильных формулировок, определений, соблюдать правила технического черчения. Записи должны быть краткими, точными, простыми. Должна соблюдаться синхронность работы учащихся с работой учителя. Запись материала должна отражать систему изложения данной темы учителем и тем самым направлять самостоятельную работу учащихся.

Запись материала может быть схематичной и полной, что позволит ученику себя проконтролировать, во время своей работы с излагаемым материалом.

Так при изучении темы в 7 классе "Сила упругости и вес тела" использовались полный опорный конспект и опорный конспект скелет, который учащиеся заполняли при проведении практической работы "Измерение силы динамометром", выполняемых демонстрационных опытов, а также, ответов на качественные вопросы. (Имеются опорные конспекты по всем учебным темам для 7х-9х классов)

Существует ряд вопросов и тем, по которым учащиеся учатся сами составлять опорные сигналы, например - 7 класс ("Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет", "Трение в природе и технике", "Пневматические машины и инструменты" и другие).

Почти на каждом уроке физики проводятся фронтальные лабораторные работы, которые позволяют научить детей работать с приборами. Начиная с 8 класса проводятся классные тематические конференции: "7класс - Энергия движущейся воды и ветра", "8 класс - Виды тепловых двигателей и их использование в современных условиях; Электрический ток в различных средах; Зачем нужно магнитное поле планетам и есть - ли оно?", "9 класс - Открытие планет "на кончике пера"; Неслышимые звуки и их использование человеком; Электромагнитная волна вокруг нас!" и другие. (Приложение №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Развитию самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией,  самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях, владеющим знаниями и умениями в области информационных технологий. способствует метапредметное  обучение.

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»

В.Г. Белинский

Список использованной литературы

 

1.                Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

2.    Современные  подходы  к  конструированию  урока  в условиях
реализации   ФГОС   (из   опыта   преподавания   естественно-математических
дисциплин)      [Текст]:      Методическое      пособие      /     Под     редакцией
Корниловой Е. А. - Белгород: Издательство БелИРО, 2015. — 72 с.

Приложение №1

Образцы опорных конспектов по физике для 7 класса по теме:

" Взаимодействие тел "

 

Составлены на основе программы  по  физике  для 7-9 классов разработанной  в соответствии: с требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17). С рекомендациями  «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.). С авторской  программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)

Учебник - А.В. Перышкин «Физика 7». Москва. Дрофа. 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К№6                                                                                                             §14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Равномерное движение –

 

 

 

Скорость равномерного движения –

 

 

 

 

Вектор –

 

 

 

 

11.т. приложения

22.направление

33.числовое значение

 

 

 

 

     

               сила, скорость

 

[] = 1

 

Неравномерное движение-

Средняя скорость неравномерного движения –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скаляр

 

 

 

           путь, масса, работа, мощность 

 

 

 

             ь-

 
К№7                                                                                                                                                                                    §15,16

величина равная отношению  пути ко времени, за которое это изменение произошло

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



К№12                                                                                                 §25,28,29