ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
Лазарева О.Н.
МАОУ «СОШ №12 с УИОП», г.Губкин
Тот
знает достаточно, кто знает, как научиться.
Г. Адамс
Среди многообразия методов, приемов и форм работы по формированию метапредметных умений, используемых учителем физики, важное место занимают записи и зарисовки выполняемые учителем на доске, а учащимися в тетрадях. Выполнение записей и зарисовок активизирует работу учащихся на уроке. Одновременно упражняемые при этом зрительная, слуховая и моторная памяти способствуют более прочному усвоению нового материала. Правильно и систематически проводимые записи и зарисовки воспитывают дисциплинированность, аккуратность, наблюдательность. Иначе их называют опорные сигналы.
Опорные сигналы делятся на: виды (смысловые, ассоциативные, аббревиатурные, вербальные, графические) и формы (схемы, таблицы, диаграммы, ассоциативное поле, опорный конспект, алгоритм).
Остановимся на основных требованиях к опорным сигналам. Они должны производится систематически. Только при выполнении этого условия вырабатывается стиль работы, и формулируются умения и навыки.
Необходимо придерживаться научно правильных формулировок, определений, соблюдать правила технического черчения. Записи должны быть краткими, точными, простыми. Должна соблюдаться синхронность работы учащихся с работой учителя. Запись материала должна отражать систему изложения данной темы учителем и тем самым направлять самостоятельную работу учащихся.
Запись материала может быть схематичной и полной, что позволит ученику себя проконтролировать, во время своей работы с излагаемым материалом.
Так при изучении темы в 7 классе "Сила упругости и вес тела" использовались полный опорный конспект и опорный конспект скелет, который учащиеся заполняли при проведении практической работы "Измерение силы динамометром", выполняемых демонстрационных опытов, а также, ответов на качественные вопросы. (Имеются опорные конспекты по всем учебным темам для 7х-9х классов)
Существует ряд вопросов и тем, по которым учащиеся учатся сами составлять опорные сигналы, например - 7 класс ("Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет", "Трение в природе и технике", "Пневматические машины и инструменты" и другие).
Почти на каждом уроке физики проводятся фронтальные лабораторные работы, которые позволяют научить детей работать с приборами. Начиная с 8 класса проводятся классные тематические конференции: "7класс - Энергия движущейся воды и ветра", "8 класс - Виды тепловых двигателей и их использование в современных условиях; Электрический ток в различных средах; Зачем нужно магнитное поле планетам и есть - ли оно?", "9 класс - Открытие планет "на кончике пера"; Неслышимые звуки и их использование человеком; Электромагнитная волна вокруг нас!" и другие. (Приложение №1)
Развитию самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях, владеющим знаниями и умениями в области информационных технологий. способствует метапредметное обучение.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»
В.Г. Белинский
Список использованной литературы
1. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
2.
Современные подходы к конструированию
урока в условиях
реализации ФГОС (из опыта
преподавания естественно-математических
дисциплин) [Текст]:
Методическое пособие / Под редакцией
Корниловой Е. А. - Белгород: Издательство
БелИРО, 2015. — 72 с.
Приложение №1
Образцы опорных конспектов по физике для 7 класса по теме:
" Взаимодействие тел "
Составлены на основе программы по физике для 7-9 классов разработанной в соответствии: с требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17). С рекомендациями «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.). С авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)
Учебник - А.В. Перышкин «Физика 7». Москва. Дрофа. 2013 г.
К№6
§14
Равномерное движение – Скорость равномерного движения – Вектор – 11.т. приложения 22.направление 33.числовое значение сила, скорость [ Неравномерное движение- Скаляр путь, масса, работа, мощность ь-
] = 1
К№7
§15,16
Средняя
скорость неравномерного движения –
величина
равная отношению пути ко времени, за которое это изменение произошло
К№12 §25,28,29
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.