Статья из опыта работы на тему: "Организация познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 03.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для педагогов ДОУ
Иконка файла материала Организация познавательно.docx

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

 

Современный этап модернизации российского образования предполагает решение ряда актуальных задач: запуск механизмов саморазвития всех образовательных систем; превращение образования в действенную силу развития общества; создание условий для формирования гибкой, адаптивной, активной личности. Успешность функционирования общества, как считают многие ученые, напрямую связана с активностью каждого индивида. В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития познавательно - исследовательских способностей ребенка через деятельность.

Познавательная деятельность - деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир в многообразии его явлений, связей и отношений. Познает ребенок мир двумя формами: восприятием и мышлением.

В процессе восприятия познаются внешние признаки окружающей действительности (цвет, форма, величина, материал и т. д., в процессе мышления познаются внутренние, существенные признаки, некоторые закономерности, связи и отношения. Восприятие и мышление тесно связаны между собой, в генетическом плане первым формируется восприятие, но очень рано оно становится основой мышления. Восприятие питает мышление, а мышление готовит восприятие, совершенствует, делает его более точным, целенаправленным.

В дошкольном возрасте ребёнок способен к первым формам обобщения, анализа, синтеза, умозаключения, абстракции. Но такое изучение окружающего осуществляется детьми, как правило, в нагляднообразной форме, в ходе конкретной деятельности с изучаемыми предметами, объектами, явлениями. В ходе исследовательской деятельности нужно создавать такие ситуации, которые дошкольник может разрешить благодаря проведению опытов и экспериментов, анализировать, делать вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает знанием о том или ином физическом законе, явлении

Но как свидетельствуют работы Б. М. Теплова, Э. Стоунса, М. И. Лисиной и других авторов, «без специальных комплексных воздействий педагога познавательная деятельность не перерастает в адекватную деятельность. Необходима специально организованная работа, направленная на эффективное протекание данного процесса, в связи с чем требуется выявить средства, влияющие на формирование познавательной-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на который можно опереться. Работа должна быть начата с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, создания уголка экспериментирования.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределены по разделам«Песок и вода»«Звук»«Бумага»«Свет»«Стекло»«Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте в доступном количестве.

В уголке экспериментирования имеются приборы - увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно дети видят возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Опыты помогают, развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе ”.

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учрежденииЭкспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, она может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, а также одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Эта работа стимулирует познавательную и творческую активность ребенка и в полной мере отвечает педагогике сотрудничества. Результаты опытов могут фиксироваться в детских рисунках, в календаре экспериментов при помощи опорных схем, освещаются в сюжетно-ролевой игре «Телевизор» в разделе «Интересное сегодня».

Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть обрамлена другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

-чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем опыты и эксперименты;

-познавательно-исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка)

познавательно-исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или реке времени)

-занимательные игры-опыты

-игры-эксперименты

-решение проблемных ситуаций

Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Замудрёнком, Незнайкой. Вместе с серьезным Знайкой и любопытной Капелькой, с Буратино и Чипполино задают вопросы «Отчего?»«Почему?»«Зачем?». Во время проведения игр-опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, часто в этих играх дети сталкиваются с проблемными ситуациями, которые необходимо решать.Например: Утенку - Замудрёнку, в инкубатор нужно положить одно яйцо, но только сырое, разбивать нельзя, потому что оно одно. Как узнать. Какое вареное, какое сырое? Так же в игре с водой и яйцом дети узнали, что в соленой воде яйцо не тонет, большая плотность воды (поговорили о мертвом море, которое может держать даже человека).Все поставленные перед детьми проблемные задачи были направлены на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка в эмоционально познавательной деятельности. Дети сами искали ответы и решения, высказывали свои суждения, что дало возможность развить у них понимания возможности разных вариантов, решения проблемной задачи.

Детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.