Охрана зрения
детей
в условиях образовательного учреждения
Новойчик Марина Валерьевна,
старший воспитатель МБДОУ – детского сада № 409
Октябрьского района
Как показывает практика работы в дошкольных образовательных учреждениях, дети имеют определенные группы здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из «групп здоровья». Такая группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей, как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности проводимых профилактических мероприятий. Наравне со здоровыми детьми, дошкольные образовательные учреждения посещают так же дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья.
Данные отклонения в здоровье детей необходимо учитывать не только педагогам дошкольных учреждений, но и родителям детей. В настоящее время в широкой практике дошкольных учреждений разного вида создана интегрированная система оздоровительной работы, гарантирующая сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности, а также построение адекватных условий воспитания и развития. Система представляет собой комплекс медико-психолого-педагогических технологий, направленных на оздоровление, профилактику и лечение заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье и нарушений в развитии, реабилитацию, предусматривающую восстановление здоровья.
Нарушение
зрения сегодня занимает одно из центральных мест в перечне отклонений в
состоянии здоровья населения. С каждым годом растет количество детей, входящих
в группу риска по зрению, у которых при появлении даже незначительных
неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
В нашем ДОУ мы пытаемся постоянно отвечать себе, своему коллективу на вопрос: «Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять неблагоприятному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?». На педсоветах, консультациях мы анализируем свою работу, делимся опытом, учимся друг у друга. И теперь точно знаем, что большинство проблем здоровья детей решается в ходе ежедневной, практической работы педагогов, т.е. связано с нашей профессиональной деятельностью.
В своей работе мы стараемся использовать, внедрять как можно больше как отдельных методов, технологий, заботясь о здоровье детей, так и комплексных:
· достаточное освещение
· мебель по росту
· проведение зрительных гимнастик и физкультминуток
· предупреждение переутомления
· оптимизацию физической нагрузки
· обучение детей профилактике здоровья
· комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой методологической основе
Решая
поставленные задачи, мы в первую очередь проанализировали предметно-развивающую
среду в группах, которая должна обеспечить безопасность жизни детей, способствовать
укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Были внесены ряд
пособий для организации двигательной активности глаз детей:
«Лабиринт-спираль», «Бильбоке», «Настольный теннис», «Кольца для игры в
баскетбол», «Бросалки», «Волчки»; изготовлены карточки с комплексами игр и упражнений
для глаз, а также различные вспомогательные ориентиры на окне, доске, палочках.
Игровая среда организована так, чтобы обеспечить ребенку возможность не
ограничивать себя в пространстве и предоставить разнообразные предметы для
использования в играх, упражнениях, полно реализовать себя. Для тренировки
зрения в группах есть яркие, подвижные игрушки, которые вертятся, прыгают,
летают и катаются.
В свою работу также внедряем режим непроизвольного зрительно-моторного
скольжения по траекториям. У детей происходит расширение зрительных горизонтов,
развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно
улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность.
Очень важно для детей с нарушениями зрения развитие пальцевой моторики, для этого применяются арттерапевтические техники, данная технология стимулирует развитие мелкой моторики рук. Иначе ее называют “Живопись с помощью пальцев”, такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет.
Наибольшая нагрузка
на зрение бывает во время НОД, а поэтому контроль над ее длительностью и
рациональным построением очень важен. Это относится к письму, счету, чтению,
требующим большого напряжения зрения. После такой деятельности, внимание
детей переключается на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ
прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Во время НОД обязательно
предусмотрена 2—3-минутная физкультурная пауза. Следующее занятие связано с
двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.
Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя
занятиями. Для этого детям по окончании занятия предлагается подойти к окну и
в течение 2—3 минут смотреть вдаль, на точку или картинку на окне и снова вдаль.
Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно,
помогает восстановить уровень зрительных функций.
Воспитатели
ДОУ хорошо знают детей, нуждающихся в индивидуальном наблюдении в связи с
недостатком зрения. Таких детей педагоги ограничивают в занятиях или в
отдельных случаях полностью освобождают от них. Подробные сведения об этом
воспитатели систематически получают от медицинского работника детского
учреждения.
Благодаря комплексному подходу коллектив педагогов стал лучше понимать
проблемы малышей, имеющие зрительные нарушения. В результате проведенной работы
у детей исчезло чувство неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовать
намеченные цели, появился самоконтроль, значительно улучшается состояние
здоровья в целом, повышается двигательная активность, а значит, применение
педагогики оздоровления в работе является достаточно эффективным.
С целью повышения роли родителей в профилактической работе провели консультации, показы разных видов гимнастик, оформили брошюры по теме: «Роль семьи в охране зрения ребенка», «Советы: как правильно организовать рабочее место ребенка» и другие. Совместные физкультурные досуги, «Дни Здоровья» не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают особенности характера, мечты и способности друг друга. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.
Профилактику
нарушений зрения следует начинать еще в дошкольном возрасте, особенно если есть
наследственная предрасположенность к близорукости.
Своевременная профилактика значительно снижает потери зрения. Особое значение
имеет регулярное проведение специальных упражнений для глаз. Они, несомненно,
приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз,
активизируют кровообращение в этой области, способствуя поступлению в ткани
глаз достаточного количества кислорода, хорошо снимают умственное утомление.
При ежедневном их выполнении глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость до
преклонного возраста.
Гимнастика для глаз ребенка.
«Кукла Маша».
Кукла Маша стала спать Раз, два, три, четыре, пять. Вдруг она глаза открыла. Что-то, кажется, забыла. Глазом вправо повела, Там в углу стоит метла. Глазки влево поглядели, Там находятся качели. И закрыла их опять Надо глазкам отдыхать. Вдруг ей что-то в глаз попало, Кукла Маша заморгала. Крепко глазоньки закрыла, Что такое это было? Смотрит, люстра высоко, Дотянуться нелегко. На полу стоит кровать, А в кровати надо спать. Оглядела все кругом: Кажется, в порядке дом. Ничего я не забыла – Просто глазки полечила! |
Как можно плотнее закрыть глаза.
Как можно шире открыть глаза, затем расслабить мышцы. Медленно, не поворачивая головы, посмотреть вправо до отказа, затем влево.
Закрыть глаза.
Поморгать.
Закрыть глаза.
Открыть глаза. Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Круговые движения глаз влево и вправо.
Закрыть глаза. Повторить 3-5 раз. |
«Муха»
Громко муха зажужжала, Над слоненком виться стала. Муха, муха полетела И на нос слоненку села. Снова муха полетела, И на ухо она села. Муха вверх, и муха вниз. Ну, слоненок, берегись! Слоник наш закрыл глаза – Улетела егоза!
|
Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, «восьмерку» прослеживая движения глазами. Дотрагиваются пальцем до кончика носа. Сфокусировать взгляд на кончике пальца. Дотрагиваются до кончика уха, прослеживая движения пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Так же медленно дотрагиваются до второго уха. Резко перемещают взгляд вверх – вниз, зафиксировав его на кончике пальца. Плотно прижимают ладони к открытым глазам так, чтобы через них не проникал свет. В игре можно использовать мушку, надетую на пальчик. |
Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее. Какие же признаки утомления в поведении ребенка подскажут педагогу, родителю, что необходимо сделать динамическую паузу, зрительную гимнастику?
1. Нарушение координации, замедленность мелких движений
При признаках утомления необходимо провести физкультминутку в течение 2 – 3 минут, включая упражнения на снятие общего и локального напряжения, зрительного утомления, дыхательную гимнастику.
Следующие рекомендации помогут сохранить зрение ребенку:
Дети и телевизор.
· дети должны смотреть только специальные детские передачи;
· длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут, так как это ведет к ослаблению нервной системы;
· оптимальное расстояние для зрения - 2,0 - 5,5 м от экрана;
· сидеть не сбоку, а прямо перед экраном, но не на полу, так как рентгеновские лучи исходят вниз;
· в комнате при этом может быть естественное или искусственное освещение, в полной темноте ухудшается зрение.
Работа на компьютере.
· Работа на компьютере разрешается 2 раза в неделю не позже 9 часов вечера;
· Длительность игровых занятий для детей шести лет не должна превышать 10 минут;
· Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см, сидеть перед экраном прямо напротив. За одним компьютером недопустимо одновременно заниматься двум детям;
· Стол и стул должны стоять так, чтобы ребенок не мог очень близко находиться у монитора. Стул не слишком мягкий и комфортный, должен регулироваться по высоте.
·
При работе с мышью локти ребенка располагаются на столе, руки
не должны висеть в воздухе. Во время работы с компьютером гораздо лучше, когда
малыш ерзает, нежели сидит, не шелохнувшись. Ведь двигаясь, кроха меняет
положение своего тела, а это значит, что мышцы спины работают.
Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:
· высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см;
· высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°;
· желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме
Необходимо
помнить о том, что болезнь всегда лучше предупредить, чем лечить. Здоровье
наших детей, в том числе и их зрение, зависит от нас, взрослых — родителей,
медиков, педагогов. От того, насколько внимательны мы будем, насколько своевременной
будет наша помощь, зависит дальнейшая жизнь детей, их возможность учиться,
приобрести профессию и быть счастливыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.