Кузовкова Светлана Геннадьевна, учитель начального общего образования МАОУ «Школа №39» Вахитовского района г.Казани РТ
Из опыта работы по развитию одаренности младших школьников во внеурочной деятельности
Аннотация
В статье описывается опыт работы по развитию одаренности младших школьников. Используется описание методики О.А.Холодовой, автора курса «Развитие познавательных способностей», рассматриваются возможности реализации данной программы в рамках внеурочной деятельности. Описаны преимущества использования электронных интерактивных ресурсов в целях повышения познавательной активности школьников и привлечения детей к олимпиадному движению. Статья адресована педагогам начального общего образования, воспитателям группы продленного дня и заинтересованным родителям.
Ключевые фразы: развитие познавательных способностей, развитие одаренности, внеурочная деятельность.
Под одаренностью чаще всего подразумевается высокий уровень развития способностей - как общих (умственных), так и специальных. Все ученые, отмечает Франц Монкс [3, с.9], согласны с тем, что одаренность нельзя определить только как «высокий интеллект», хотя и успехи и интеллект присутствуют во всех основных её моделях. Одаренность становится заметной для окружающих только тогда, когда способности ребенка находят свое внешнее выражение [3, с.12]. Это возможно в том случае, если среда располагает нужными для реализации одаренности средствами. Выготский Л.С. [2, с.5] придерживался мнения о том, что для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов. При этом ребенок получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы.
Внеурочная деятельность, на мой взгляд, предоставляет широкие возможности для создания таких условий, способствует оптимальному развитию познавательных способностей детей, их интеллектуальных и творческих задатков. Следует учесть, именно в младшем школьном возрасте познавательная активность проявляется в повышенной любознательности, значение которой для развития способностей чрезвычайно велико. Известно, что развивает только та деятельность, которая приносит положительные эмоции ребенку. «Правильное стимулирование развития подразумевает использование имеющихся ресурсов, но без навязывания ребенку вещей, к которым он не имеет никакого интереса, без перегрузки его информацией, идеями и занятиями», - упоминает Франц Монкс в книге «Одаренные дети» [3, с.78]. Детское время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста [1].
Остановлюсь на своем опыте работы по развитию познавательной активности и вовлечению ребят в олимпиадное движение. В этой работе считаю важным развивать интерес к знаниям, переходящий в познавательную активность. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь каждому обучающемуся раскрыть природные задатки, проявить свои сильные стороны и интересы, научить получать удовольствие и радость от интеллектуальной деятельности. На протяжении шести лет с большой благодарностью автору работаю по комплекту учебно-методических пособий курса «Развитие Познавательных Способностей» (далее «РПС») О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Программа курса реализуется за счет школьного компонента во внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, рассчитана на четыре года обучения, предусматривает ознакомительный, базовый и углубленный уровень. Основные задачи курса направлены на развитие мышления, психических познавательных процессов, языковой культуры, коммуникативных умений и познавательной активности школьников.
Методическое пособие для педагога О.А.Холодовой дает целостное понимание авторской концепции. Пособия Холодовой О.А. [5, с.4-5] предлагают ребенку задания неучебного характера, поэтому серьезная работа приобретает характер игровой деятельности. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Дети принимают авторскую модель занятия, в которую вписываются задания разной направленности и сложности. В результате занятий дети достигают значительных успехов в своем развитии. Данный систематический курс создает условия для развития познавательных интересов, формирует стремление к размышлению и поиску, повышает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, выявляет уровень способностей ребят, содействует планомерной подготовке участников предметных олимпиад и различных конкурсов.
Диагностические задания демонстрируют динамику роста познавательных способностей детей и уже на ознакомительном уровне данного курса помогают выявить учащихся с устойчивой познавательной мотивацией к дальнейшему развитию. Именно с ними уже со второго полугодия первого года обучения начинаю подготовку к предметным олимпиадам и конкурсам. Приведу пример: по результатам 2019-2020 учебного года 12 первоклассников приняли очное участие в предметных олимпиадах Городского центра творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей г.Казани, Республиканского олимпиадного центра, онлайн-олимпиадах «Я люблю математику», а также дистанционно участвовали в международном конкурсе «Лисенок». Порадовали и результаты: победители и призеры республиканской метапредметной олимпиады «Одаренный ребенок», «Эрудит. Математика», «Эрудит. Окружающий мир», Открытой городской олимпиады «Техника чтения», «Магистры счета». Хочется верить, что главные наши победы еще впереди. Подобная форма работы с одаренными детьми, когда в интеллектуальную активность вносится элемент соревновательности, разнообразит школьную жизнь, дает возможность проверить свои силы, учит самообладанию в трудных ситуациях. Как показывает практика, регулярное участие в олимпиадах расширяет кругозор ребенка, побуждает к самостоятельному изучению и постоянному стремлению быть лучше; развивает нестандартное мышление и навыки решения нетиповых задач. Подготовка к олимпиадам осуществляется также в рамках занятий по внеурочной деятельности. Для обретения опыта участия в олимпиадах городского и республиканского уровня проводим предметные олимпиады, интеллектуальные игры и марафоны на уровне класса, параллели, школы. Учу детей тому, что задача любой олимпиады - не найти лучшего участника, а стать лучше самому. Процесс не менее значим, чем результат. Не бывает плохого результата. Низкий балл побуждает совершенствовать себя и свои знания, а высокий балл мотивирует на дальнейшее развитие. Призовые места ребят прошлого выпуска в ВОШ-2019 (3 призера городского этапа Всероссийской Олимпиады по математике), победы в олимпиадах республиканского и городского уровня подтверждают эффективность работы по курсу «РПС» О.А.Холодовой и вовлечения ребят в олимпиадное движение.
Большое подспорье в подборе материала для индивидуальной работы с одаренными детьми представляют информационно-коммуникационные технологии. Сегодня это основной инструмент, который ученик будет использовать и в повседневной жизни, и в будущей профессиональной деятельности. С детьми остановили свой выбор на бесплатных интерактивных школьных сервисах Учи.Ру и Яндекс.Учебник. Несомненные преимущества данных ресурсов - это интересный контент, разноуровневые задания, элементы геймификации, конструктивное отношение к ошибкам, нестандартные задания, комфортный темп прохождения материала. Для педагога создан удобный формат детальной статистики образовательных результатов по классу и каждому ученику. Система сервиса адаптирует количество и сложность задания в зависимости от темпа и качества его прохождения, ведет статистику времени и количества попыток выполнения. Обширная библиотека предоставляет разноплановый материал, соответствующий требованиям ФГОС [4], не только по основным предметам, но и по развитию навыков читательской деятельности, по работе с информацией, творческие задания, межпредметные квесты, олимпиадные задания повышенной сложности. Все это позволяет индивидуализировать работу по развитию способностей и познавательной активности школьников, т.е. выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и уделять должное внимание учащимся с разным уровнем развития способностей.
Как говорил Сенека-младший, римский философ и писатель: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле». Организовать такое «дело», заинтересовать и увлечь детей – вот задача учителя, стремящегося к развитию детских способностей.
Список использованной литературы:
1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000г.https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml29.11.20
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
3. Монкс Франц, Ипенбург Ирен, «Одаренные дети», Когито-Центр, 2014
4. ФГОС начального общего образования (1-4), https://fgos.ru/
5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)/ Методическое пособие, 1 класс + Программа курса «РПС». 3-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2009. – 270с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.