Статья "Как помочь ребенку с проблемами в поведении"
Оценка 4.8

Статья "Как помочь ребенку с проблемами в поведении"

Оценка 4.8
docx
08.06.2023
Статья "Как помочь ребенку с проблемами в поведении"
Как помочь ребенку с проблемами в поведении.docx

«Как помочь ребёнку с проблемами в поведении»

Неуправляемый ребёнок — это ребёнок, который не выполняет правила и не подчиняется родителям. На самом деле не бывает неуправляемых детей, а есть родители, которые не умеют справляться с собственным ребёнком. Иногда причинами неуправляемого поведения являются особенности психофизиологии, возрастные, врождённые или наследственные проблемы развития. Но психологическая неграмотность родителей, их неумение или нежелание заниматься ребёнком не только усугубляет все проблемы, но и порой вызывают нарушения в поведении ребёнка не менее серьёзные, чем врождённые патологические отклонения.

Причины неуправляемого поведения:

1.Психофизиологические особенности развития, врождённые или наследственные.

2.Возрастные кризисы (от 1 до 3-х лет, 6-7 лет, 10-15 лет) проявляются у всех нормально развивающихся детей, и требуют внимания и грамотного отношения.

3.Внутреннее неблагополучие ребёнка тоже проявляется в его поведении. В этом случае неконтролируемое поведение — это крик о помощи и способ привлечь внимание взрослых к своим проблемам.

4. Неправильное поведение родителей – это поведение, неосознанно провоцирующее или поддерживающее капризы и неподчинение. Ребенок не бывает плохим «от природы». Даже самый капризный и неуправляемый ребенок не бывает таким изначально. Ребенок ведёт себя так, как мы позволяем ему, он такой, каким мы его делаем своим воспитанием: разрешениями и запретами, любовью и ограничениями, вниманием или безразличием, формируя границы дозволенного. Если родители уверены и последовательны в своих требованиях к ребёнку, если они сами твёрдо знают, что можно, а что нельзя, и не противоречат друг другу, ребёнок обязательно будет их слушаться.

   К неадекватным реакциям относятся следующие:

1.Упрямство, то есть отказ подчиниться обоснованным требованиям учителя.

2. Капризы, проявляющиеся в том, что ребёнок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается.

3. Немотивированный плач, сопровождающийся раздражительностью, нервозностью, агрессивностью, возникающий у ученика от самой незначительной причины.

4. Отказ от контактов с учителем, когда никакие попытки вовлечь ребёнка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха и вызывают у ученика агрессивную или невротическую реакцию.

5. Отказ от контакта с другими учениками, когда ребёнок стремится быть отдельно от детей, старается держаться один, когда к нему подходят дети, отворачивается от них (раздражается), не разговаривает с ними, не хочет участвовать в групповых занятиях вместе с другими учениками.
6. Двигательная расторможенность и проблемы регуляции поведения — ученик очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию на занятиях, мешает другим детям; агрессивен — толкает и бьет других, кричит, выражает этим своё возбужденное состояние, игнорирует замечания учителя, грубит, кривляется и т. д.
Часто мотивом плохого поведения ученика является стремление завоевать роль лидера и утвердить свою власть над кем-то, чтобы манипулировать другими людьми. Такие ученики демонстративно и систематически бросают вызов педагогу. Например, делают назло, произносят бранные слова, демонстративно делают то, что нельзя, или не делают то, что обязаны. Эти действия рассчитаны на публичность, при всем классе.

Задача учителя заключается в том, чтобы, не подавляя позитивных качеств личности такого ученика, стремящегося к лидерству, научить его строить правильные взаимоотношения с людьми.
Если ученик проявляет мстительное и властное поведение, можно использовать следующие приемы поддержки:
— принять ученика. Педагог должен принимать его, несмотря на все его недостатки, глупые и неправильные проступки. Это даст возможность ученику сохранить самоуважение и изменить поведение в лучшую сторону;
— проявлять искреннее внимание;
— проявлять уважение. Признание нужно каждому человеку. Если педагог покажет ученикам, что он их уважает, что их дела очень значимы для школы или класса, они будут учиться строить правильные взаимоотношения с людьми. Но похвала должна быть правильной и касаться продукта труда и поведения, а не самого ученика;
— высказывать одобрение. Если педагог говорит ученикам, как ему нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и достижения, ученики хорошо относятся к себе и к учителю;
— проявлять доброжелательные чувства. Если учитель умеет создать тёплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему взаимностью.

Как реагирует на «плохое» поведение педагог, зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Выделяют семь основных педагогических позиций по отношению к детям:

Карабас-Барабас. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого.

Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Такой подход эффективен в воспитании определенных навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий. Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В классе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.     

Наседка. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

Мери Поппинс. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

Проблемная ситуация в классе…

В общении с детьми очень важно учитывать особенности их восприятия. У человека три канала восприятия: Аудиал, Визуал, Кинестетик. Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если  ребенок — визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды. Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. На занятиях педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал.

Выделяют три группы детей: Агрессивные дети, тревожные дети и гипперактивные дети. Актуальная проблема для многих педагогов как построить с такими группами детей эффективное взаимодействие?

В учебном процессе с детьми рекомендуется проводить физкультминутки, расслабляющие упражнения для снятия мышечного напряжения. Пример нескольких упражнений (оловянный солдатик и тряпичная кукла, упражнение муха).

Памятка педагогам: "Несколько советов педагогу по оптимизации общения с детьми".

1. Как вид общения, любое  занятие, урок- это передача информации, знаний, формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит  детям, да и вам самим.

2. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Педагог  должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. Наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.

3. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь детей он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности.  

4. Работая с детским коллективом, педагог должен знать индивидуальные особенности своих детей.

5. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость.

6. В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко педагог не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений" (В. А. Сухомлинский).

 

 

 

 

 

 


 

Как помочь ребёнку с проблемами в поведении»

Как помочь ребёнку с проблемами в поведении»

Отказ от контактов с учителем , когда никакие попытки вовлечь ребёнка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха и вызывают у ученика…

Отказ от контактов с учителем , когда никакие попытки вовлечь ребёнка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха и вызывают у ученика…

Выделяют семь основных педагогических позиций по отношению к детям:

Выделяют семь основных педагогических позиций по отношению к детям:

В общении с детьми очень важно учитывать особенности их восприятия

В общении с детьми очень важно учитывать особенности их восприятия

Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость

Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2023