Статья: Как составить анализ ВПР по математике в 4 классе
Оценка 4.8

Статья: Как составить анализ ВПР по математике в 4 классе

Оценка 4.8
docx
17.03.2024
Статья: Как составить анализ ВПР по математике в 4 классе
Статья по теме _Анализ ВПР по математике в 4 классе_(4 класс).docx

 

Статья: Как составить анализ ВПР по математике в 4 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется  формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ. Одной из оценочных процедур Всероссийской системы  качества образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Результаты ВПР волнуют всех. Я сегодня остановлюсь на причинах низких результатов учащихся ВПР по математике.

Прежде, чем начать говорить о причинах, вспомним, что же такое Всероссийская проверочная работа.

·         ВПР — это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся;

·         ВПР не являются государственной итоговой аттестацией;

·         ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС;

·         результаты ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траекториисвоих детей;

·         результаты ВПР могут быть использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по итогам окончания начального этапаобучения.

При проведении ВПР планируется проверка не только предметных знаний, но и предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:

·         личностные;

·         регулятивные;

·         общеучебные;

·         логические;

·         коммуникативные.

Большинство педагогов, впервые столкнувшись с необходимостью написания ВПР учащимися, обнаружили достаточно низкое качество выполнения отдельных заданий и работы в целом. В чем же причина подобного явления? Следует отметить, что причина в данной проблеме не одна, их целый комплекс и все они взаимосвязаны между собой.

Косновным причинам низких результатов ВПР именно по математике относятся:

1.     Недостаточный уровень сформированности навыков самоконтроля: невнимательность при прочтении текста задания, вопроса, что приводит к неправильному ответу.

2.     Неумение учащихся сравнивать и сопоставлять данные и полученный результат.

3.     Особенности формулировки и характер задания (отдельные обучающиеся не поняли задание и, как следствие, выполнили его неверно).

4.     Индивидуальные особенности некоторых учащихся (в том числе, эмоциональное состояние во время выполнения работы, медлительность и нехватка времени на сосредоточенное выполнение заданий (старались сделать всё быстро, выполнили неверно).

5.     Неоднородность контингента. В одном и том же классе обучаются дети, имеющие разные способности к предмету. В результате качество выполнения внутри класса, Образовательного Учреждения в целом является лишь средним значением, за которым не видны индивидуальные достижения конкретных учеников.

 

Особенности содержания заданий. В работы включены как задания, охватывающие непосредственное содержание обучения математике, так и задания по формированию метапредметных умений. Это реальные задачи, проверяющие не только знание учащимися тех или иных алгоритмов и понимание смысла математических понятий, но и умение читать текст, анализировать его, искать оптимальные пути решения проблемы, описанной в тексте, делать осмысленный выбор и т.д. учащиеся затратили большой объем сил и времени на выполнение таких задач, имеющих для них непривычные им формулировки и требующие глубокого осознания.

При работе в классе по ФГОС от учителя требуются дополнительные усилия при формировании у обучающихся навыка анализа самого задания ВПР, что требует дополнительного времени на подготовку к урокам.

Структура варианта проверочной работы

Работа содержит 12 заданий:

На выполнение проверочной работы по математике было отведено 45 минут.


Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–5

6–9

10–14

15–20



Задание 1

Проверялось выполнение устного умножения однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

С данным заданием справляются практически  все.

Задание 2

Проверялось умение вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Ошибка детей – вычисления проводятся в неверном порядке.

Задание 3

Проверялось  умение решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.

Максимальное количество баллов за задание -  2 балла. Учитывался за правильный ответ тот случай, когда у учащегося шёл верный ход рассуждения, но неверно выполнено вычисление (1 балл).

Ошибки

  • невнимательное прочтение условия задачи
  • неверное понимание учебной задачи
  • неверное вычисление
  • нет пояснения к действиям

.

Задание 4

Проверялось  умение читать, записывать и сравнивать величины (массу, длину, время), производить вычисления с ними, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; километр – метр, час – минута, минута – секунда и пр.).

Ошибкидетей :

  • невнимательное прочтение условия задачи
  • неверное понимание учебной задачи
  • Недостаточно развиты основы пространственного воображения
  • Сложность в установке зависимости между величинами, представленными в задаче, планировании хода решения задачи, выбора и объяснения выбора действий

Задание 5

Задание состояло из двух пунктов. Первый пункт: проверялось умение вычислять периметр прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата. Второй пункт: проверялось умение выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника..

Ошибки:

  • невнимательное прочтение условия задачи
  • неверное понимание учебной задачи
  • незнание отличий между понятиями «площадь»  и «периметр»

Задание 6

Проверяло умение читать несложные готовые таблицы (сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм).

В задании была дана таблица, на основе которой нужно было ответить на два вопроса. Первый вопрос был простым, ответ на не можно найти, соединив нужную строку со столбцом. Второй вопрос был немного сложнее. Подразумевал анализ полностью всей таблицы.

Ошибки

-неумение держать учебную задачу и невнимательное прочтение условия задания.

Задание 7

Проверялось умение выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа).

Ошибки

-вычисления проводятся в неправильном порядке

- При выполнении  письменного действия с многозначными числами с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий

Задание 8

Проверялось умение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Решение задачи в 3–4 действия.

Типичная ошибка: ответ задачи не совпадает с заданным вопросом.Учащиеся либо не дорешивают задачу до конца, либо ход решения приводят к ответу на другой вопрос.

Задание 9

Проверялось умение интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

В задании описана жизненная ситуация. Нужно, проанализировав эту информацию, дать ответы на два вопроса

Ошибки

Неумение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать задачи в 3–4 действия

Задание 10

Проверялось умение описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Ошибки

 Отсутствие навыка описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости

Задание 11

Демонстрировалось овладение основами логического мышления.

Задание 12

Демонстрировалось овладение основами логического и алгоритмического мышления.

 

Следует включить в работу некоторые пункты:

  • Усилить работу , направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи, используя схемы, таблицы
  • Взять на особый контроль формирование умений решать задачи, связанные с сравнением величин
  • Обратить особое внимание на формирование по решению задач с основами логического и алгоритмического мышления.
  • Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями.

 

По итогам Всероссийских проверочных работ, проведенных в 2023 году,некоторые школы показали необъективные результаты по

оцениванию ВПР по математике в 4 классе.

Главными причинами необъективности оцениванияявляются:

- завышенные результаты;

-несоответствие результатов ВПР по математике в 4 классе иотметок за 3 четверть,

- несоответствие выставленной отметки установленным критериям ,

 

-исправления другим почерком, другой ручкой,

-помощь учащимся при проведении работы,

-выставление баллов за невыполненное задание (отсутствует решение) ,

-некорректный подсчёт баллов.


 

Статья: Как составить анализ ВПР по математике в 4 классе

Статья: Как составить анализ ВПР по математике в 4 классе

Большинство педагогов, впервые столкнувшись с необходимостью написания

Большинство педагогов, впервые столкнувшись с необходимостью написания

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Недостаточно развиты основы пространственного воображения

Недостаточно развиты основы пространственного воображения

Проверялось умение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий

Проверялось умение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий

Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями

Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2024