«Как справиться с тревожностью у детей»
Там за горами, за лесами, маленькая страна. Там дети с добрыми глазами, там жизнь любви полна. Именно с этих строчек хочу начать свой рассказ. Детство — это прекрасная пора каждого из нас, радость, беззаботность, веселье, свой волшебный мир. При этом свои сложности, переживания, страшилки. Незначительная тревога не опасна. Но если она мешает жизни ребенка и вашей жизни, то это расстройство.
В тот или иной момент жизни каждый из нас может испытывать тревожность и это вполне нормально. Но если взрослым хорошо знакомы эти чувства и они умеют с ними справляться, то у детей все намного сложнее. Тревожность может действовать на детей разрушающе, важно вовремя принять меры.
Под влиянием тревоги мы представляем, что может случиться, и в голове возникают не самые приятные картинки. Тревога это система защиты создана, чтобы помогать нам в опасных жизненных ситуациях, но проблема в том, что наше сознание не может распознавать реальную и воображаемую опасность.
Если много и долго прокручивать в голове одну и ту же ситуацию, то организм среагирует на физическом уровне – психосоматика: напряжение, повышенное потоотделение и учащение сердцебиения. В голове светит красная лампочка: «Мы в опасности!», хотя объективно вокруг все хорошо и спокойно. Именно поэтому стоит учиться контролировать свою тревожность и не допускать подобных ситуаций.
Родитель ребёнок
Не секрет, что дети очень часто «зеркалят» поведение и эмоции родителей. Если родители тревожатся, это обязательно скажется и на поведении детей. Такая мама будет постоянно демонстрировать ребенку мысль, что что-то не так, заставляя его нервничать и переживать. В итоге дети часто расстраиваются из-за каждой мелочи и очень неуверенны в себе. Из таких тревожных детей вырастают такие же тревожные взрослые.
Освобождение от тревоги
Главное, что нужно понимать тревожному ребенку – переживать это нормально. В жизни бывают разные ситуации и это тоже нормально, нужно просто научиться их решать. Объясните, что все волнуются в незнакомой обстановке и переживают и испытывают что-то не слишком приятное. И расскажите, как справляться с подобным беспокойством.
Шаг первый: что меня тревожит?
Предложите ребенку прочувствовать и осознать свою тревогу. Он должен объяснить, что именно вызывает у него внутренний дискомфорт, но не надо долго концентрироваться на этой мысли, важно просто ее осознать. Это поможет «поймать» момент зарождения тревоги и научиться справляться с ней на самом раннем этапе.
Шаг второй: посмотри на тревогу со стороны
Когда тревога появилась и ребенок осознал ее, важно создать дистанцию между ней и собой. Можно попробовать обратить ее в шутку, дать смешное имя или представить в виде того или иного сказочного персонажа. Предложить ребенку нарисовать на бумаге свою тревогу, а потом вместе посмеяться над ее смешным видом.
Для подростков такой подход не подходит, говорите с ними на взрослом языке. «Я хочу научить тебя дистанцироваться от своих тревожных мыслей, когда ты взглянешь не нее со стороны, то станешь намного увереннее в себе». Предложите представить тревогу в виде неприятного и надоедливого человека, который постоянно пристаёт своими советами и предложите ответить ему в том же духе.
Шаг третий: осознание тревоги
Мы научились осознавать тревогу и доставать ее изнутри, а теперь нужно научиться предсказывать ее появление. Не нужно постоянно ждать ее. Просто примите, что есть ситуации, в которых она непременно возникнет.
Поводы для тревоги могут быть разными: кто-то боится высоты или замкнутых пространств, кто-то – выступления перед незнакомыми людьми, а кто-то – маленькую мышку. При этом механизм формирования тревожности во всех описанных ситуациях одинаков. В каждой незнакомой ситуации тревога пытается вернуть вас в зону комфорта, но вы должны научить ребенка встречаться с ней более спокойно: «Да, ты появилась, потому что я иду в новый класс и переживаю. Что ж, ты вовремя». Это поможет ему «приручить» свою тревогу и воспринимать ее более спокойно.
В работе с детьми хорошо помогают карточки. Попросите его написать на них три вещи, которые чаще всего говорит им тревога (тебе приснится страшный сон/в новом классе у тебя не будет друзей/ты обязательно забудешь стихотворение, когда тебя спросит учитель), а теперь переверните их и на каждой напишите ответ тревоге: «Тревога, ты предсказуема, и ты мешаешь мне заводить новых друзей». Детям очень нравится такая игра, они с удовольствием носят эти карточки всегда с собой и уверены, что им всегда есть что ответить тревоге и переживаниям.
Шаг 4: сближение с неприятной ситуацией
Вначале попытайтесь вместе приблизиться к стрессовой ситуации, чтобы в мозг поступил сигнал об опасности. Тревога требует к себе максимально серьезного отношения, а мы поступим по-другому, отнесемся к ней легко и позитивно. Младшим предлагайте небольшие сюрпризы или наклейки в качестве награды за любые успехи, с более старшими можно играть в ролевые игры – где сначала тревогу изображает ребенок, а потом – вы. Так ребенок учится отвечать тревоге и этот навык отложится у него в мозгу.
Главная цель подобных упражнений – научиться ощущать комфорт в дискомфорте. Перед походом в новый класс проговорите с ребенком, что говорит ему его тревога и что он ей отвечает. Он должен понять, что в такой ситуации переживать нормально, главное держать эмоции под контролем и не идти у них на поводу.
Шаг пятый: пусть ребёнок выговориться
Хотя бы несколько минут в день давайте как можно меньше указаний, как можно меньше советов. Часто родители спрашивают, как это может помочь ребёнку. Вы определённо не виноваты в тревожности своего ребёнка, но изменение определённых сценариев поведения может реально помочь.
Обратите внимание на то, как вы говорите с ребёнком. Большая часть наших коммуникаций с ребёнком — это указания и советы. Для тревожного ребёнка всё это похоже на критику. И эта «критика» встречается в достаточно неожиданных местах.
Иногда вопросы «ты не хочешь начать делать домашнее задание?», «почему бы тебе не почитать книгу?» воспринимаются именно как критика. Иногда даже комплимент похож на критику: «Хорошая работа, ты справляешься, хотя впереди ещё много трудностей».
Задача не в том, чтобы дать ребёнку полную свободу. Вам нужна уверенность, что дома всё в порядке, а домашнее задание сделано. Но хотя бы на несколько минут в день прикусите язык и позвольте ребёнку быть главным в разговоре. Как можно меньше давления, как можно меньше указаний. Просто покажите, что вы действительно его слушаете.
Родители, умение слышать своего ребёнка, поддержка, заинтересованность помогут вам в воспитании и общении. Тревожность — это всегда знак неуверенности, неспособности ответить на вопрос «смогу ли это сделать?». Проработка ситуаций и подготовка к тому, чтобы справляться со своими страхами, — лучший способ подарить ребёнку чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребёнок и, как следствие, уверенный в себе взрослый.
ГУ ТО СРЦН №2 Одоевский район
Педагог – психолог Юрасова М.О.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.