Статья "Как выбрать тему проекта?"
Оценка 5

Статья "Как выбрать тему проекта?"

Оценка 5
Лекции
docx
СCУЗ, ВУЗ
30.04.2020
Статья "Как выбрать тему проекта?"
Данная статья направлена на значение метода проектов, в которой описаны правила выбора темы проекта. Сегодня метод проектов стал неотъемлемым атрибутом школьной жизни. Проектная деятельность помогает учащимся осваивать новые способы работы с источниками информации (интернет, мультимедиа, электронные энциклопедии и справочники и пр.), формировать основы информационной и медиакультуры, критического и творческого мышления; позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности
Как выбрать тему пректа Козлова Г.Н. г.Калуга МБОУ СОШ № 6 им. А.С.Пушкина.docx

МБОУ «СОШ №6 им. А.С.Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как выбрать тему проекта?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель начальных классов

Козлова Галина Николаевна

 

 

2020 г.

 

Как выбрать тему проекта?

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

 

           Жизнь не стоит на месте и система образования меняется. Ученик нового поколения должен отличаться коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, обладать навыками ораторского искусства. В общем, быть пластичным и впитывать в себя как губка всё то новое, что ему предлагается стандартами нового поколения.

             Сегодня метод проектов стал неотъемлемым атрибутом школьной жизни. Проектная деятельность помогает учащимся осваивать новые способы работы с источниками информации (интернет, мультимедиа, электронные энциклопедии и справочники и пр.), формировать основы информационной и медиакультуры, критического и творческого мышления; позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, умения работать в команде сверстников; открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Кроме того, в результате самостоятельной работы над проектом у учащихся возрастает мотивация к изучению предмета.

        В ходе проектной деятельности происходит развитие мыслительных навыков учащихся (анализ данных; сравнение фактов, событий, понятий; аргументация своей точки зрения и др), которые могут легко быть перенесены на любую образовательную область, эти навыки являются метапредметными  (или навыками мышления высокого уровня);

          В процессе работы над проектом ребенку необходимо ощущать важность и значимость выполняемой работы, поэтому важно организовать работу таким образом, чтобы учащиеся получили обратную связь от окружающих или независимых экспертов.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

      Подведём первые итоги: проектная деятельность – это индивидуальная или совместная деятельность, имеющая цель, задачи, способы деятельности и направленная на достижение конкретного результата. Этот результат планируется заранее и обязательно включает в себя конечный продукт деятельности.

          Итак, вы должны выбрать тему проекта. Название темы будет являться краткой формулировкой выбранной вами проблемы, требующей решения. Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Проект начинается с того, что вам удается найти что-то необычное в обычном, увидеть противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.                           

            Тему выбрать несложно, если  вы точно знаете, что интересует ребёнка в данный момент. Первоначально выбор темы проекта осуществляется педагогом, исходя из интересов учащихся, возникающих у них вопросов и проблем.

Целесообразно предложить учащимся опрос-анкету или в устной беседе, чтобы выяснить их интересы:

• Что мне интересно больше всего?

• Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией, историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)

• Чем, чаще всего я занимаюсь в свободное время?

• По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

• Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

• Есть ли что такое, чем я особенно горжусь?

        Для выбора тематики можно использовать прием «Вопросы учёному». Я предлагаю детям для обсуждения ситуацию: «Представьте себе, что вы встретили учёного, который может дать любой ответ на интересующую вас тему. О чем бы вы спросили?» Дети задают вопросы ученому, я их фиксирую. После реализации приема анализирую заданные детьми вопросы, определяю тематику проектной работы.

      Темы для исследований и проектов могу взять из собственных наблюдений за детьми: вопросы, которые они задают на уроках, ситуации, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни – все это может стать отправной точкой для разработки проекта. Тему для проекта подсказал случай в столовой. Очень часто в столовой детям дают кефир, кофейный напиток с молоком, молоко, но большинство детей отказывались его пить. Решив, что беседа о пользе молока не западёт в душу детей, я предложила провести исследования и наблюдения о пользе молока. Наши исследования переросли в большой проект «Молоко -  великое чудо природы». Дети наблюдали и подсчитывали, сколько молока выпивают учащиеся, что из молочных продуктов больше всего любят, почему оно полезно. Результатом проекта было оформление буклета о пользе молока и молочных продуктов.

         Следующая тема возникла после того, как дети увидели, что многие ученики класса пропускают занятия. Почему ты не ходил в школу? Многие ответили: «Болел». Тогда детям стало интересно, а почему болеют их друзья? Этот вопрос и стал очередным проектом».

          Целесообразно в процессе работы над темой проекта предусмотреть экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными источниками информации. На этом этапе важно поощрять детское любопытство стремление узнать что-то новое.

             Существуют определённые требования к выбору темы:

  Выразить в ней главное содержание всего исследования, обозначить объект и предмет исследования.

  Придать теме адресность, т.е. сделать ее доступной и понятной для тех, кто будет участвовать в ее разработке, а также понятной, на кого она направлена.

  Сделать ее лаконичной, без лишних слов, удобной для быстрого прочтения, да к тому же благозвучной.

  Должна быть понятной, доступной (научность языка в меру).

 

Правила выбора темы проекта

 Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

        Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Если тема ребенку навязана, то какой бы важной она ни казалась взрослым, работа не даст должного эффекта, а возможно  сформирует у ребенка непринятие данного вида работы. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, вызывает интерес. Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ребёнка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

 Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

         Задача для работы учителя - натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл.

         На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребёнка в данный момент его развития тема – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Педагогическое искусство взрослого в том и состоит, чтобы помочь ребёнку сделать такой выбор, который он бы считал своим выбором.

 Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует.

 Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Это правило ориентировано на развитие проблемы. Способность находить необычное, оригинальное  отличает истинного творца от посредственного.

 Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.  Младший школьник  ограничен в способности долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении. Часто приходится наблюдать, что увлечённо начатый и не доведённый до конца проект, так и остаётся незаконченным. Выполнить исследование «на одном дыхании» очень сложно, поэтому первые работы не должны быть длительными.

  Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора темы исследования, сколько уровня её подачи,  формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

 Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов. Отсутствие необходимой  исследовательской базы,  невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Всё это не только не содействует, а, напротив, существенно  мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

 Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее.

       Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.


 

МБОУ «СОШ №6 им. А.С.Пушкина»

МБОУ «СОШ №6 им. А.С.Пушкина»

Как выбрать тему проекта? Если хочешь научить меня чему-то,

Как выбрать тему проекта? Если хочешь научить меня чему-то,

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? •

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? •

Придать теме адресность, т.е. сделать ее доступной и понятной для тех, кто будет участвовать в ее разработке, а также понятной, на кого она направлена

Придать теме адресность, т.е. сделать ее доступной и понятной для тех, кто будет участвовать в ее разработке, а также понятной, на кого она направлена

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020