Компетентностный подход в преподавании химии.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределѐнных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалѐнного эффекта» школьного образования всѐ, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мѐртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Вопрос традиционного обучения – «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может».
В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.
Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция», т.е. готовность действовать в ситуации неопределенности
Можно выделить ключевые компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырѐх элементарных ключевых компетенций:
Ø Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
Ø Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
Ø Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
Ø Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трѐх предыдущих.
Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлѐнного содержания общего образования будут положены «ключевые компетенции»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.
Компетентностный подход позволяет:
Ø Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
Ø Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже;
Ø Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;
Ø Повысить степень мотивации учения, за счѐт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
Ø Облегчить труд учителя за счѐт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
Ø Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:
Ø Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
Ø Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
Ø Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
Ø Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
Ø Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
Ø Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
Ø Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
Ø Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
Ø В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
Ø Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
Ø Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
Ø Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
Ø Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Т.о. можно выявить следующую логику реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя:
Ø Компетентностный подход
Ø Формирование компетенции
Ø Деятельность учащегося
Ø Интерес к деятельности у учащегося
Ø Проблемная ситуация
Ø Исследовательская деятельность
Компетентностный подход в обучении учащихся школьному курсу химии реализуется учителем через использование методов проблемно-исследовательской деятельности и ИКТ.
Образовательный процесс осуществляется через уроки, кружковые, факультативные, индивидуальные занятия и занятия с одарѐнными детьми.
Компетенции формируются на учебном занятии деятельностного типа.
|
Организация положительного самоопределения ученика к деятельности на учебном занятии:
Ø Создание условий для возникновения у учащихся потребности включения в деятельность («хочу»)
Ø Выделение содержательной области («могу»)
Ø Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий
Ø Тренировка соответствующих мыслительных операций
Ø Создание проблемной ситуации, фиксация затруднений учащихся в индивидуальной деятельности
Ø Соотнесение учащимися своих действий с имеющимся алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала, его структурирование, выполнение практического задания
Ø Выявление учащимися и фиксация ими причин затруднения
Ø Организация учителем коммуникативной деятельности учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации
Ø Определение цели деятельности и формирование темы урока
Ø Выдвижение и проверка гипотез
Ø Организация коллективной деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий
Ø Фиксация нового способа действий в устной и письменной форме
Ø Использование индивидуальной формы работы:
Ø Самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового способа действия
Ø Осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом
Ø Оценивание своей самостоятельной работы
Включение новых знаний в систему знаний
Ø Отработка ранее изученных алгоритмов
Ø Организация учениками самооценки деятельности на учебном занятии
Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов своей деятельности
Выполнение учащимися в форме коммуникативного взаимодействия типовых заданий на новые способы действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов
Мотивационный этап
Формирование мотивации учителя. Формулировка учителем для себя значимых целей, задач предстоящей обучающей работы.
Подготовительный этап
Учитель планирует, прогнозирует учебную деятельность на занятии, учитывая особенности детей, темы, задач и т.д.
Используя общую схему учебного занятия, он выбирает, через что будут формироваться компетенции учащихся. На что делать акцент.
Собственно учебное занятие:
При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.
Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает
интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.
Как это решается на учебном занятии?
Учебное занятие начинается с мотивации: Еѐ приѐмы:
Ø Загадка, тайна
Ø Проблемный вопрос, проблемная ситуация
Ø Противоречие фактов
Содержание учебного занятия
Что следует изменить в структуре, содержании учебных занятий педагога для достижения цели образования – формирование компетенций учащихся?
Создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приѐмов обучения для решения учебных проблемных ситуаций.
Как важно, чтобы ребѐнок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознавал смысл и результат своих усилий, приобретая тем самым компетенции. Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными.
Этапы осуществления содержательной части учебного занятия.
1. Подготовка к восприятию проблемы. Актуализация знаний.
Постановка проблемной ситуации выполняет две задачи: усиливает мотивацию - интерес школьников к учебному содержанию и актуализирует мышление школьников. Но актуализация, начало мышления возможны, если актуализированы знания, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему, т.к. при отсутствии необходимой подготовки они не могут приступить к решению. Например, если поставить перед учащимися 8-го класса вопрос, почему вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, обладают разными свойствами, эта важнейшая химическая проблема не вызовет потребность еѐ решать, т.к. их знаний пока недостаточно.
Актуализация знаний (еѐ формы - проверка д/з, повторение ранее изученного материала, применение собственного опыта учащихся по теме) позволяет сгладить тревожность перед решением проблемы, проблема начинает казаться ребятам более доступной, осуществляется связь предыдущих знаний с последующими, что позволяет не нарушать логическую последовательность усвоения материала.
2. Создание проблемной ситуации. Постановка учебных целей.
Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. Класс может быть готов к еѐ решению, но учащиеся должны получить установку к действию. Они примут задание к исполнению, когда будет чѐтко сформулирована проблема.
3. Построение проекта выхода из проблемной ситуации А)Формулирование проблемы – это итог возникшей проблемной ситуации.
Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами.
Б) Решение проблемы.
Этап состоит из нескольких ступеней: выдвижения гипотез (возможно использование приѐма «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы.
Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.
) Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.
Обсудив гипотезы - прогнозы ребята приступают к самому интересному и самому сложному – эксперименту, где подтверждают или опровергают предложенное выше решение.
4. Первичное закрепление учебного материала.
На первом уроке изучения нового материала предлагается учащимся, как правило, тест, с последующей проверкой. Затем переходят к 8 этапу – рефлексии.
Если урок второй в теме (комплексного применения знаний), то 4 –й этап проводится в виде организации работы по решению типовых заданий по алгоритму. Решение первого задания демонстрирует учитель, следующее решает у доски ученик с комментарием.
5. Самостоятельная работа.
Используя принцип полного усвоения знаний, систематически практикуются проверочные работы в особых тетрадях, где дети отрабатывают навыки применения умений решать учебные проблемы разного уровня по открытым текстам. Для этого учитель, заранее вычленив определѐнные элементы (шаги) в структуре действия, определяет наиболее целесообразную последовательность их изменения и намечает систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, а затем организовывается их выполнение. Задания предлагаются разноуровневые (применение знаний по алгоритму; применение знаний в изменѐнной ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации), носящие прикладной характер.
Во время этого вида деятельности ребѐнок может пользоваться помощью учителя, записями лекций, другим справочным материалом.
Что это даѐт ребѐнку:
1. комфортность психофизического состояния;
2. умение найти информацию, которая поможет справиться с заданием учителя (задания даются непохожие, отличные от примеров учебника и примеров лекций);
3. видение учащегося своих пробелов или успехов в знаниях;
4. возможность хорошо подготовиться к контрольной и практической работам.
6.Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
(Заключительный этап содержательной части учебного занятия)
Рефлексия.
Рефлексия учебного занятия, где формировались образовательные компетенции учащихся, необходима. Она позволяет увидеть, как оценивают учащиеся то, чему, каким действиям и обобщѐнным умениям они научились или учатся. Без этого учебное занятие оказывается вне сферы формирования компетентности.
Рефлексивно-диагностический этап в деятельности учителя.
После завершения учебного занятия необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придѐтся совершенствовать повторно. Эту работу проводит сам учитель.
Используемая литература:
1. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».№23 2007.
2. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2008.
3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.
5. Основина В.А.. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе – Ульяновск. 2008.
6. Подласый И.П.. Педагогика начальной школы – Гуманитарный издательский центр «Владос». 2000.
7. Поляков С.Д.
8. Селевко Г.К. Педагогические технологии. - М.: Просвещение. – 2002
9. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2011.
10. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика – Москва «Глобус», 2015.
11. Шаталов М.А., Кунецова Н.Е.. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие. 8 - 9 классы - Библиотека учителя. Москва. «Вентана- Граф». 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.