Статья:" Концепция развития практико-ориентированного профессионального обучения в России".
Оценка 4.7

Статья:" Концепция развития практико-ориентированного профессионального обучения в России".

Оценка 4.7
docx
17.03.2022
Статья:" Концепция развития практико-ориентированного профессионального обучения в России".
статья Концепция развития попо в России (2).docx

Концепция развития практико-ориентированного профессионального образования в России

Образование - это многомерное явление, существующее и развивающееся в трех ценностно-смысловых измерениях:

1. социокультурном - образование как органическая часть культуры, значимая для каждой семьи, каждого народа, общества в целом;

2. психолого-педагогическом (человеческое) - образование как среда, в которой созданы условия для личностного роста и развития каждого конкретного человека;

3. социально-экономическом - образование как инструмент роста и развития национальной и мировой экономики.

Рассмотрим следующие термины: профессиональное образование, профессиональное обучение, а затем перейдём к пониманию практико-ориентированное профессиональное образование.

Под профессиональным образованием понимается:

  • 1) организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий получение квалификации и развитие социально и профессионально значимых качеств личности;
  • 2) результат этого процесса, а именно - подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования, содержащим информацию о полученной квалификации.

Профессиональное образование является организованным процессом, это означает, что стихийное накопление профессионального опыта не считается профессиональным образованием.

Профессиональное образование обеспечивает развитие социально и профессионально значимых качеств личности, это означает, что оно не сводится к формированию узких профессиональных умений и тренингу соответствующих навыков (в этом случае оно называлось бы профессиональной подготовкой), а решает более широкие задачи, в том числе и воспитательные.

Но главная особенность профессионального образования  состоит в том, что его результатом становится получение профессиональной квалификации. Квалификация - определенный уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Особое место в достижении результата (квалификации) занимает профессиональное обучение. В узком смысле оно понимается как организованный процесс освоения определенных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций. С нормативно-правовой точки зрения, программы профессионального обучения существенно короче и проще, чем программы профессионального образования (среднего или высшего). Они не приводят к повышению уровня образования, а освоившие их выпускники получают только документ о квалификации.

Важно подчеркнуть, что профессиональное обучение в широком смысле - важнейшая часть профессионального образования, особый педагогический процессв ходе которого осуществляется учебно-производственная деятельность мастеров производственного обучения, наставников на производстве и обучающихся. Результатом этой деятельности является освоение обучающимися приемов, способов, путей решения профессиональных задач, ведения практической деятельности на рабочем месте. Таким образом, в процессе профессионального обучения объединяются обучение и производительный труд, что способствует освоению профессии и выработке самостоятельных и ответственных решений в реальных рабочих ситуациях.

Профессиональное образование утратило связи с предприятиями, производством, разрушился институт наставничества, ценность профессионального обучения была утрачена. Во многом но этой причине в настоящее время стала актуальна концепция практико-ориентированного профессионального образования. Опыт многих регионов (Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центральной части России) доказывает, что связи системы профессионального образования с производством, сферой труда налаживаются. При этом практико-ориентированное профессиональное образование становится приоритетным типом профессионального образования и может также рассматриваться как педагогическая парадигма.

В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия практико-ориентированного профессионального образования.

 

Первичным является понятие ПОО как образования насыщенного практикой и практическими формами обучения, а так же подход к ПОО как основному подходу к подготовке обучающихся к реализации определенной профессиональной деятельности.

Стоит обратить внимание что именно Признак цели, при определении понятия практико-ориентированного профессионального образования как типа образования следует считать ведущим.

1.Практико-ориентированное образование, источником целеполагания которого выступают потребности широко понимаемой «социальной практики», оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации.

2. «Клиенто-ориентированное» профессиональное образование, нацеленное на удовлетворение образовательных потребностей личности. По мере развития гуманистических, личностно-ориентированных тенденций в образовании (в т. ч. и профессиональном), усилилась роль индивидуального заказчика – частного лица, желающего освоить ту или иную профессию и готового оплатить обучение.

3. «Аутичное» профессиональное образование, не имеющее внешнего заказчика и нацеленное на удовлетворение собственных корпоративных интересов образовательной сферы. Какие-либо собственно образовательные цели при этом не ставятся либо имитируются.

Существенными характеристиками практико-ориентированного профессионального образования, отличающего его от других образовательных парадигм, являются:

1) целеполагание, в основе которого лежит подготовка обучающегося к определенной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями экономики или конкретного заказчика-работодателя;

2) социальное партнерство, понимаемое как включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов образования;

3) первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных на формирование конкретных, стандартных и стандартизуемых навыков и умений.

Таким образом, практико-ориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей.

Говоря о дидактических особенностях программ практико-ориентированного профессионального образования, следует отметить, что их главный элемент – практика – имеет существенные отличия не только по количественным показателям, но и функционально. Для фундаментального образования практика – иллюстрация истинности теории, для практико-ориентированного образования теория – средство освоения практики.

Практико-ориентированное профессиональное образование прагматично по своей цели. Анализ практики реализации данного подхода позволил выявить следующие позитивные ожидания:

1) повышение степени соответствия подготовки выпускников по уровню квалификации и по набору компетенций требованиям современной экономики в целом и конкретного работодателя в частности;

2) сокращение адаптационного периода выпускников профессиональных образовательных организаций на рабочем месте, отсутствие необходимости в ресурсоемкой системе «доучивания» молодых специалистов;

3) возможность получения специалистов «заданного» качества, т. е. в наибольшей степени соответствующих требованиям не только определенной специальности или профессии, но и требованиям конкретных предприятий;

4) повышение конкурентоспособности на рынке труда и эффективности трудоустройства;

5) возможность освоения индивидуального набора дополнительных квалификаций (модулей) на основе гибкой образовательной программы;

6) сокращение периода обучения за счет исключения всех элементов содержания, не связанных непосредственно с функциональной подготовкой;

7) привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, развитие материально-технической базы как следствие заинтересованности социальных партнеров.

Ожидаемые риски от реализации программ практико-ориентированного профессионального образования:

1) снижение адаптационных способностей выпускника за пределами полученной профессии (специальности);

2) риск личностной стагнации выпускника в силу того, что снижаются творческие возможности обучающегося до уровня реальных потребностей работодателя;

3) снижение горизонтальной мобильности выпускников.

На сегодняшний день становится актуальным вопрос горизонтального роста выпускника, которого на данный момент фактически на базе школы или детского сада невозможен.

Отдельно выделяет Лейбович факторы, актуализирующими значимость практико-ориентированного образования. В их числе:

·         устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий;

·         развитие новых технологий и инновации, приводящие к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере;

·         экономические кризисы и угроза безработицы, требующие готовность постоянно учиться и переучиваться, осваивая принципиально новые сферы профессионального опыта;

·       развитие корпоративных систем подготовки кадров, использующих современные эффективные технологии практико-ориентированного образования.

·       Ограничения и риски практико-ориентированного образования

·       1. Непосредственная привязка целеполагания профессионального образования к внешней, «работодательской» составляющей образовательного заказа неизбежно приводит к переносу рамочных ограничений, свойственных данному заказу, на само практико-ориентированное образование, его задачи, содержание, процесс и результаты.

·       Первое ограничение – восприятие работника как «человека-функции», реализующего конкретные (как правило, стандартные или стандартизованные) профессиональные задачи на конкретном рабочем месте.

·       Второе ограничение – постановка работодателями задач кадрового обеспечения, исходя из актуальных дефицитов, при отсутствии перспективного, стратегического видения развития экономической и кадровой ситуации.

·       Третье ограничение – региональный (регионально-отраслевой), а в ряде случаев и местечковый характер образовательного заказа работодателей.

·       Механизмы, обеспечивающие соответствие квалификации выпускников практико-ориентированных образовательных программ требованиям рынка труда, образовательную и профессиональную мобильность обучающихся и выпускников, непрерывность профессионального образования могут быть разделены на следующие четыре относительно автономные подгруппы:

·       1) нормативные механизмы;

·       2) механизмы прогнозирования и планирования;

·       3) механизмы оценки качества образования;

·       4) профориентационные механизмы (сопровождение профессионального самоопределения обучающихся);

·       5) механизмы государственно-частного партнерства;

·       6) механизмы взаимодействия государственной власти, профессиональных образовательных организаций и организаций, объединений работодателей в целях повышения качества процесса и результата профессионального образования.

·       Таким образом, говоря о ПОО будет эффективным в случае согласованной работы и учета потребностей обучающегося, образовательной организации, работодателя. При этом внедрение нового ФГОС четвертого поколения должен быть ориентирован на требования профессионального стандарта.

 

Доклад подготовила:  Высотина Ольга Анатольевна,

преподаватель спец. дисциплин

 

 

 

 

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ ИО«Бодайбинский горный техникум»

 

 

Предметно-цикловая комиссия

Геолого-маркшейдерских дисциплин

 

 

 

 

ДОКЛАД

Практико-ориентированное профессиональное образование в России

 

 

Автор:   О.А. Высотина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бодайбо, 2022г.

 


 

Концепция развития практико-ориентированного профессионального образования в

Концепция развития практико-ориентированного профессионального образования в

Особое место в достижении результата (квалификации) занимает профессиональное обучение

Особое место в достижении результата (квалификации) занимает профессиональное обучение

Практико-ориентированное образование , источником целеполагания которого выступают потребности широко понимаемой «социальной практики», оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации

Практико-ориентированное образование , источником целеполагания которого выступают потребности широко понимаемой «социальной практики», оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации

Ожидаемые риски от реализации программ практико-ориентированного профессионального образования: 1) снижение адаптационных способностей выпускника за пределами полученной профессии (специальности); 2) риск личностной стагнации выпускника в силу…

Ожидаемые риски от реализации программ практико-ориентированного профессионального образования: 1) снижение адаптационных способностей выпускника за пределами полученной профессии (специальности); 2) риск личностной стагнации выпускника в силу…

Ограничения и риски практико-ориентированного образования · 1

Ограничения и риски практико-ориентированного образования · 1

Министерство образования Иркутской области

Министерство образования Иркутской области

Бодайбо, 2022г.

Бодайбо, 2022г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2022