Статья: Концепция воспитательной работы в начальной школе.
Оценка 4.9

Статья: Концепция воспитательной работы в начальной школе.

Оценка 4.9
doc
31.03.2024
Статья: Концепция воспитательной работы в начальной школе.
Концепция воспитательной работы (1-4 класс).doc

Концепция воспитательной работы классного коллектива

 

Введение

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого младшего школьника, для его личностного самоопределения.

Вопросы нравственного развития особенно актуальны сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. И только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.

Процесс развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. Основополагающей является характеристика коллектива, данная А. С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы развития коллектива. Эти положения разрабатывались и уточнялись представителями различных общественных наук. В философии процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В. Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентацион-ное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский, Л. И. Уманский и др.).

Гуманистическая направленность отношений (и деловых, и избирательных — дружеских) организуется через систему связей между детьми и соответствующую организацию их деятельности.

Таким образом, младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников.

 

Проблема воспитательной работы: «Коллектив, один из путей нравственного воспитания личности младшего школьника»

«Сиэр – майгы иитиитин бастын холобура – коллектив»

 

Цель воспитательной системы класса: Развитие  нравственной личности через коллективную деятельность.

Задачи:

·             Создать условие для сформирования микрогрупп самоуправления классного коллектива;

·             Воспитание  нравственной культуры младших школьников;

·             Способствовать раскрытию интересов и возможностей каждого ребенка, предоставить им возможность самореализоваться;

·             формирование и развитие у младших школьников качества личности, как самостоятельность, ответственность, осознание себя в коллективе.

·             Сплотить учащихся класса в дружный коллектив.

 

Уровни развития нравственности

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием  имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

 

Ученический коллектив – это объединение учащихся на основе общественно - полезной деятельности
Возрастные особенности становления коллектива:

Этапы развития коллектива

Возрастные особенности

Степень становления коллектива

Подготовительный этап.

от 3,5 лет до 6-7 лет

осознание своего места в системе общественных отношений.

1 этап.

От 6-7 лет до 9-11 лет.

стремление занять определенную позицию в отношении с окружающими, получить одобрение

2 этап.

От 9-11 лет до 13-15 лет

получение определенного статуса

3 этап.

от 16 – 17 до 20-23 лет

осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы).

 

Возрастные особенности младших школьников

Младший школьный возраст

В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые доселе неизведанные отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.
         Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.

К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль – роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки.

 Умственное развитие в этом периоде проходит через три стадии:
1) усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;

2) усвоение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
3) усвоение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

       Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.

 Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнение учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.

Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

Средний школьный возраст

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
 Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения самореализации.

Старшие подростки.

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.

 

От группы до коллектива

На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, в новой группе (семья, группа детского сада, школа, класс, студенческая группа, производственная бригада и … наконец – кружок пенсионеров).

Группа – небольшое объединение (от двух до тридцати-сорока человек), в которых возможно непосредственно общение между членами, контакт лицом к лицу.

Развитие личности можно представлять как процесс ее вхождения в новую социальную группу и интеграция в ней.

Интеграция личности в группе заключается в том, что личность сохраняет лишь те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности осуществить значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой – то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой как ценностно значимые, для ее развития. Так происходит взаимная трансформация личности и группы. В этом и проявляется становление личности.

Наиболее благоприятные условия для деятельного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития – коллектив. Коллективы могут быть социальными и асоциальными.

Качества сформированности коллектива:

·  Определенная внутренняя упорядоченность (адекватная целям и задачам деятельности в данный момент);

·  Свой психологический климат;

·  Определенные жизненные нормы и ценности;

·  Сформировавшиеся традиции;

·  Общие дела;

·  Наличие актива и лидера группы.

Класс – это общество личностей, поэтому эмоционально – психологические отношения в классе должны быть направлены на личностное развитие каждого ребенка. В таком коллективе должны быть сформированы:

·  Общечеловеческая культура;

·  Соучастие и сопереживание;

·  Умение взаимодействовать.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

 

Программа развития ученического коллектива

Классный рукводитель: Макарова Саргылана Федоровна

 

«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень» А.С. Макаренко

 

«Формирование и развитие нравственных качеств личности через коллективную деятельность».  

Цель программы: Создать условия для формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств.

 

Задачи программы:

- создать комфортную психологическую обстановку в классе;

- организовывать внеклассные мероприятия с учетом возрастных особенностей учащихся

- формировать чувство уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;

- развивать коммуникативную деятельность с помощью самоуправления;

- привлекать родителей к жизнедеятельности класса.

 

 

 

Направления

 

 

Хайысха аата

Быьаарыыта

Хайысха бэлиэ тыла:

 

Сыала

I хайысха

 « Чел турук, чэгиэн доруобуйа»

 

Эти-хааны чэбдигирдэр иитии

 

«О5о сааьым сууругэ- охтон биэрбэт тирэ5э»

О5о доруобуйатын бе5ергетер, харыстыыр сыаллаах. Ус ергестеех, а5ыс кырыылаах эр киьи бастын уобараьа.

II хайысха

«Мин эйгэм».

О5о - Аар Айыл5а алтыьыыта

 

«Тулалыыр айыл5абыт- тыыннаах буолар эйгэбит»

Экологическай культураны сайыннарыы, айыл5а5а харыстабыллаах сыьыаны иитии, агросатабыллары инэрии

III хайысха

«Сиэр-майгы».

Сиэр-майгы, сигили иитиитэ.

 

«Киьи- дьон- норуот тутула, бэйэни уонна дьону сыаналыыр буоларга уерэнии»

 

Алын суьуех оскуола уерэнээччитин коллектив (кылаас) ненуе сиэр-майгы сыаннастарыгар иитии

IV хайысха

« Мин гражданиммын».

Дойдуга , сиргэ-уокка бэриниилээх буолууга иитии

«Ийэ дойдум тереебут терут туелбэбиттэн са5аланар»

Дьонно эйэ5эс сыьыана, дойдуга бэриниилээх таптал- хас биирдии киьи ытык Иэьэ.

V хайысха

«Дьо5ур».

Дьо5уру сайыннарыы

«Киьи дьо5ура мунура суох»

 

Ей-санаа еттунэн баай, терут угэьи утумнуур, норуокка харыстабыллаах сыьыаны уйэтитии.

            Для реализации данной программы разработаны различные мероприятия,  направленные на формирование культуры поведения и нравственного воспитания учащихся: классные часы в форме беседы, опроса, тестирования, диспута; родительские собрания и беседы с отдельными родителями; коллективные экскурсии на природу, посещение музеев, памятников истории и культуры  и т.д. 


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА:

 

 

 

 

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Бэйэни салайыныы

Белехтееьун

Кылаас актива

Проектар

Общественнай группалар

Проект «Боотур Уус»

«Олонхо бухатыырдара»

«Урун Уолан» курэх

«Байанайдаах ыал» а5а уонна уол курэ5э

«Боотур удьуора» улуустаа5ы курэх

Тереппуттэр

Утуе угэстэр

Кылаас чаастара

Улэ, дьарык

Сомо5олоьуу

Агро

«Билиэхпин керуехпун ба5арабын»

Уунээйилэр агротехнологиялара

Кыыллар

Дьиэ кыллара

 

 

1 этап: Групповая деятельность.

Динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от классного руководителя. Учитель назначает ответственных лиц. Позиция классного руководителя – он личным примером формирует у учащихся знания, умения и навыки самоуправленческой деятельности, воспитывает уважение к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, желание и потребность помочь классному руководителю. Одновременно в процессе общеколлективных дел идет подготовка учащихся к самоконтролю и к самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функции управления отдельными делами от классного руководителя к учащимся. Работа ведется по группам.

 

 

Группы:

·  Организаторы

·  Книголюбы

·  Экологи

Девиз класса: «Вместе мы сила»

Каждый учебная четверть Остров карты путешествий. Ребята придумывали названия островам. Так,

1 четверть - Остров «Мир волшебной книжки»,

2 четверть – Остров «Мир кино»

3 четверть – Остров «Мой мир»

4 четверть – Остров «Мир мультфильмов»

Класс разделен на микрогруппы, которые состоят из 3-4 учащихся («Кустук», «Василек», «Сулусчаан»). Командиры микрогрупп создают Совет управления островом и определяют поручения. Они планируют на год классный проект, как можно провести, и наносят их на чистый лист ватмана в выбранной нами форме. Как только проводиться мероприятие, так сразу соответствующий остров раскрашивается в определенный цвет.

 

Классное самоуправление.

Диаграмма Венна

 

 

 

 

 

 

 

У каждой микрогруппы свои задачи:

«организаторы» помогают учителю организовать различные мероприятия, проводят игры, выпускают классные газеты с ребусами загадками и т. д;

«книголюбы» находят нужные литературы для подготовки какого-либо мероприятия, следят за посещением в библиотек; (в школьную и сельскую) и за порядками учебных  книг и принадлежностей;

«экологи» ухаживают за комнатными цветами класса, за соблюдением личной гигиены, чистотой класса, следят за дежурством в классе, выпускают санбюллетени, организуют экскурсии на природ.  

 

Деятельность микрогрупп

Классы

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Названии островов

Мой мир

Мир Мультфильмов

 

Мир Волшебной Книжки

Мир кино

Организаторы

Определили место путешествий, организовали время провождения.

Готовят материалы о мультиках и организуют условия для создания мультфильма

Находили литературу об истории книги, организовали условие для создания книжки

Находили литературу об истории и создании кинофильма,    организовали условие для создания кинофильма

Экологи

Организация дежурства

Стенгазета, анкетирование.

Комментируют 4-х годовую работу класса через журнал.

Уход за комнатными растениями.

Стенда,  опрос.

Стенгазета,

интервью.

Книголюбы

Делали выставки книг, рассказывали сказки, рассказы и т. д.

Делали выставки книг. Написали статьи, стихотворения, рассказы, сказки учеников.

Делали выставки книг, следили за состояниями книг

Делали выставки книг, находят и придумывают сценарии.

 

 

Командир группы составляет таблицу итогов недели, по результатом, которой выбирают деятельность микрогруппы на следующую неделю.

                Имена         

                команд

 

Учебные

четверти

 

 

Организаторы

 

 

Экологи

 

 

Книголюбы

1 четверть

Кустук

Василёк

Сулусчаан

2 четверть

Сулусчаан

Кустук

Василёк

3 четверть

Василёк

Сулусчаан

Кустук

4 четверть

Команда выбирает по итоговым результатам.

При проведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов группы и дисциплина. Планировать работу микрогрупп помогает «ромашка», лепестки которой соответствует цвету микрогрупп. Право выбора предоставляется той группе, которая по итогам недели вышла на первое место. Последней же достается то, что осталось. Такая форма проведения итогов активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.

Это повлияло на то, что дети с удовольствием выполняют самые различные поручения микрогруппой.

Большое внимание уделяется формированию у учащихся класса, таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, осознание себя в коллективе. Такая организация жизнедеятельности классного коллектива имеет большие возможности для развития и удовлетворения потребностей учащихся.

 

2 этап: Активисты

Заинтересованность учащихся в делах коллектива, стабильность деятельности ученического актива и постоянное расширение его прав и обязанностей. Актив выбирается демократическим путем. Инициатива самоуправленческой деятельности исходит не только от классного руководителя, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности полностью возглавляются учащимися. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Задача классного руководителя – развить у учащихся потребность в самоорганизации, самодеятельности, самооценки и самоанализа.

 

Фамилия, имя учащегося

Орган самоуправления класса

1

Баишев Саша

Учебный сектор

2

Барашкова Ньургуяна

Санитарный сектор

3

Друзьянов Виталий

Спортивный сектор

4

Игнатьев Андрей

Культурно - массовый сектор

5

Макаров Гриша

Хозяйственный сектор

6

Макаров Максим

Редколлегия

7

Оконешников Айтал

Эколог

8

Осипов Миша

Лидер

9

Посельская Юля

Редколлегия

10

Сивцев Алеша

Культурно - массовый сектор

Актив класса

3 этап: Исследователи

Происходит коллективное планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. Деятельность классного руководителя – сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач. Главная позиция воспитанников – исследовательская. Основой ученического самоуправления является общественно-полезная, творческая, активная деятельность. По итогам исследовательских работ выступают в чтениях.

 

 «Кролик доруобуйатын кэтээн керуу»

3 кылаас

Сыала: Кролик доруобуйатын сиһилии уерэтии уонна дакылаат суруйуу

Кролик тыынар – тыыннаах кыыл буолан,  араас ыарыынан ыалдьыан сеп. Онон кинини учугэйдик кердехпутунэ, битэмииннээх аһынан аһаттахпытына, чел доруобуйалаах буолар.  Кролик туһунан кинигэттэн, интернеттэн хасыһан билиилэрин кэнэтэн уерэтэн анаммыт темаларынан дакылаат суруйуу, аа5ыыларга кыттыы.

 

Тема

Теория

Кролик диэн тугуй?

Баишев Саша

Барашкова Нюргуяна

Кролик аћылыга

Друзьянов Виталий

Макаров Максим

Битэмииннэр уонна минеральнай эбиликтэр

Игнатьев Андрей

Осипов Миша

Кролик ыарыыта

Сивцев Алеша

Посельская Юля

Кролик ууьааьына

Оконешников Айтал

Макаров Гриша

 

4 этап: Сотрудничество

С родителями сотрудничают по разрешению классных проблем, ведут исследовательские работы, общественно – полезную деятельность. Родители участвуют во внеклассных мероприятиях класса. Метод здорового общественного мнения позволяет стимулировать все положительное в жизни коллектива и преодолевать негативное явление.

 

 

Мероприятия

Выход

1 четверть

Показ мультфильмов и кинофильмов класса

Начальная школа

Детский сад

2 четверть

Постановка сценок

Музыкальных номеров

Родительская конференция

Предприятия села

3 четверть

Семейные конкурсы

Выставка поделок

Республиканская НПК «Башаринские чтения»

Улусная детская библиотека

4 четверть

Улусный конкурс «Боотур удьуора»

Сбор «Сир симэхтэрэ»

Отчетный концерт

ТВ «Маарыкчаан»

НВК «Биьикчээн»

 

Основные проекты  сотрудничества

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Проект «Боотур Уус»

«Олонхо бухатыырдара»

«Урун Уолан» курэх

«Байанайдаах ыал» а5а уонна уол курэ5э

«Боотур удьуора» улуустаа5ы курэх

Тереппуттэр

Утуе угэстэр

Кылаас чаастара

Улэ, дьарык

Сомо5олоьуу

Агро

«Билиэхпин керуехпун ба5арабын»

Уунээйилэр агротехнологиялара

Кыыллар

Дьиэ кыллара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:

·  Уважение территории другой личности. Каждый член коллектива сохраняет свою индивидуальность, задача коллектива помочь ему в этом или не мешать.

·  Коллектив создается через деятельность, через преодоление, через научение общаться, через испытание нравственностью.

·  Каждый член коллектива - лидер в своем деле.

·  Для коллектива нет большей радости, чем достижения каждого.

·  Коллектив - это когда придумали - вместе, сделали – вместе.

·  Коллектив хорош тогда, когда вследствие общения и совместных деятельностей все его участники становятся лучше.

·  Высшим проявлением коллективной состоятельности становятся желание поделиться своими знаниями, новостью, открытиями, мыслями с другими.

·  Коллектив – это когда не по указке сверху, а когда весело и бодро.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

·  выработка личной ответственности за собственное развитие;

·  повышение уровня воспитанности;

·  самораскрытие и самореализация личности;

·  приобретение навыков общения в режиме реального времени;

·  жизненное самоуправление.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

   Музей «Земледелие»                             Мастерская                          Зимняя теплица

Бибдиотека с читальным залом           Мини – типография                     Борцовский зал

   База летнего лагеря

 

- Балаган

- Класс

- Спортивный зал

- Оранжерея

 

КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Критерии

Показатели

Диагностические  средства

1.Сформированность  интеллектуального  потенциала личности

-                       Усвоение учащимися образовательных  программ

-                       Познавательная  активность

-                       Сформированность  учебной деятельности

-                       Анкетирование  учащихся

-                       Школьный  тест умственного  развития (ШТУР) 4 класс

-                       Методика  изучения  развития  познавательных  процессов  личности  ребенка

-                       Педагогическое  наблюдение

2.Сформированность нравственного потенциала учащегося 

-                       Нравственная  направленность  личности

-                       Сформированность  отношений  ученика к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду

-                       Положительная  мотивация к созданию  семьи

-                       Мониторинг воспитанности (кпн Е.Д.Макаров)

-                       Методика «Недописанный тезис»

-                       Уровень  воспитанности  (методика М.И.Шиловой и «Репка»)

-                       Анкеты  для  родителей

-                       Педагогическое  наблюдение

3.Сформированность  коммуникативной  компетенции личности

-                       Коммуникативность

-                       Сформированность коммуникативной  культуры  учащегося

-                       Знание  этикета  поведения

-                       Потребность  и стремление  бесконфликтному  общению условиями  трудовой  деятельности, взаимоотношениями  в  школьном  сообществе

-                       Удовлетворенность  родителей  результатами  обучения  и  воспитания  своего  ребенка, его  положения  в  школьном  коллективе.

-                       Проективная  методика  «Моя  семья»

-                       Методика «Цветик-семицветик»

-                       Диагностика  участия  в  школьных  мероприятиях, коллективе

 

Результативность воспитательной системы – это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Смысл в том, чтобы уже в школьные годы учащиеся  отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципам истины, добра и красоты. 

  Перспективы работы классного руководителя:

- развитие общения у учащихся;

- выполнение общественной значимых дел;

- получения всеми учащимися признания и оценки своих действий.

Наставления для учащихся:

·  творить для других добро, если для этого есть возможности. 

·  если я несу людям своими словами и поступками истину, добро, красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

 

1.                     Проанализировать занятость детей в кружках, секциях по интересам

2.                     Индивидуальная работа по коррекции поведения учащихся, фамилии которых записывают учителя в дневник класса.

3.                      Оказание помощи учащимся в выполнении ими своих обязанностей.

4.                     Индивидуальные собеседования с учащимися по вопросам:

- итоги успеваемости;

- бережное отношение к школьному и личному имуществу;

- соблюдение правил личной гигиены;

- соблюдение режима дня 

 

Приложение.

Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского

                 

Инструкция по применению методики:

Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.

 

Вопросы

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?

3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?

7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас очень много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

 

Обработка результатов.

В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

 

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

 

Дешифратор.

1

+

2

-

3

+

4

-

5

+

6

-

7

+

8

-

9

+

10

-

11

+

12

-

13

+

14

-

15

+

16

-

17

+

18

-

19

+

20

-

 

 

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле

 

К= С/В,

 

где

С – количество совпадающих с дешифратором ответов,

В – максимальное число ответов на вопросы

Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.

 

Уровень общительности

оценочный коэффициент

Оценка

Низкий

0,1-0,56

1

Средний

0,56-0,75

3

Высокий

0,76-1,00

4

 

Интерпретация результатов.

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

 

Использованная литература:

 

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.

3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.

4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979.- 289 с.

5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.- 420 с.

7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.

8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.– М.: 1979, т.11.- 640 с.

9. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г. Заславская. – М.: Педагогика, 1979.- 267

10.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 290 с.

11.Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Карпов. – М.: Просвещение, 1979.- 198 с.

12. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. – М., 1988.- 280 с.

13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология/ Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964.- 390 с.

14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 431 с.

15.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. — 183 с.

16. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. — М.: Педагогика, 1985. — 368 с.

17. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 1990.- 423 с.

18. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т.М. Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –14 с.

19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990.- 367 с.

20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников/ И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1984. — 144 с.

21. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 37-38.

22. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.

23. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.- С. 32-35.

24. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. – 1997. №1. – С. 21.

25. Шарапова О.В. Роль литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников// http://1.emissia.peterhost.ru.

26. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск.

 


Скачано с www.znanio.ru

Концепция воспитательной работы классного коллектива

Концепция воспитательной работы классного коллектива

Проблема воспитательной работы: «Коллектив, один из путей нравственного воспитания личности младшего школьника» «Сиэр – майгы иитиитин бастын холобура – коллектив»

Проблема воспитательной работы: «Коллектив, один из путей нравственного воспитания личности младшего школьника» «Сиэр – майгы иитиитин бастын холобура – коллектив»

Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше

Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше

Умственное развитие в этом периоде проходит через три стадии: 1) усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей; 2) усвоение…

Умственное развитие в этом периоде проходит через три стадии: 1) усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей; 2) усвоение…

Наиболее благоприятные условия для деятельного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития – коллектив

Наиболее благоприятные условия для деятельного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития – коллектив

Хайысха аата Быьаарыыта

Хайысха аата Быьаарыыта

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ И

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ И

Классное самоуправление.

Классное самоуправление.

Книголюбы Делали выставки книг, рассказывали сказки, рассказы и т

Книголюбы Делали выставки книг, рассказывали сказки, рассказы и т

Фамилия, имя учащегося Орган самоуправления класса 1

Фамилия, имя учащегося Орган самоуправления класса 1

Мероприятия Выход 1 четверть

Мероприятия Выход 1 четверть

Уважение территории другой личности

Уважение территории другой личности

Сформированность интеллектуального потенциала личности -

Сформированность интеллектуального потенциала личности -

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 1

Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? 15

Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? 15

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1

Заславская С.Г. Первые шаги/ С

Заславская С.Г. Первые шаги/ С
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024