Дифференцированный подход
при обучении математики и русского языка
младших школьников.
Свою работу хочу начать словами замечательного педагога Яна Амоса Коменского:
«Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома».
Казалось бы, вот он, рецепт успешного и увлекательного обучения. Почему же актуальным остается вопрос о том, как сделать урок не только насыщенным, но и интересным? Как научить ребенка учиться с удовольствием?
Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы и повышении качества образования - дифференцированное обучение. Оно создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности.
Так же дифференцированное обучение в начальной школе решает
ряд учебных и воспитательных задач:
-возрастает объём и глубина усваиваемого материала;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- усиливается сплочённость класса;
- растёт самокритичность, самоконтроль учащихся;
- учитель осуществляет индивидуальный подход к учащимся.
Требования к дифференцированному подходу: создание атмосферы, благоприятной для учащихся; активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут.
Основные принципы:
- школьники сами должны осознавать ход умственных действий;
- преподаватель должен обращать внимание на развитие каждого учащегося;
- создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
В своей работе применяю на разных этапах учебного процесса разноуровневую дифференциацию.
Урок закрепления с применением данного приёма имеет следующие этапы:
• деление на группы с учётом индивидуальных особенностей;
• постановка познавательной цели урока;
• каждая группа получает своё задание;
• инструктаж учителя;
• знакомство с материалами заданий;
• самостоятельная работа учащихся;
• анализ заданий, ответы учащихся;
• самооценка, либо взаимооценка;
• анализ познавательной задачи, рефлексия.
Время совместной групповой работы 10-15 минут. Каждое задание
предполагает определённые цели и требования. Задания в группах
выполняются самостоятельно.
В качестве примера приведу работу проверки пройденного материала по теме: «Предложение» на уроке русского языка.
1группа
Составить простое распространенное предложение. Найти его главные члены.
2 группа
Распространить данное предложение. Найти его главные члены.
3 группа
Выбрать из данных предложений простое распространённое предложение. Найти его главные члены.
Реализация дифференцированного подхода на уроках математики, русского языка в начальной школе.
1. Дифференцированная работа на уроках математики
в начальной школе.
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это непростое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.
Вопросы самостоятельности и формирования активности мышления, учащихся в условиях начальной школы, нестандартны. Постоянное наличие отвлекающих помех, большая доля самостоятельной работы на уроке — все это требует особого подхода к организации и проведению урока математики. Учащиеся при выполнении самостоятельной работы не всегда могут получить своевременную помощь от учителя. Поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная работа будет выполняться учащимися сознательно. При этом необходимо предусматривать уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе ее выполнения, работать дифференцированно.
Организовать самостоятельную работу учащихся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
Особенно сложно организовать самостоятельную работу учащихся при решении задач и обеспечить им, если в этом есть необходимость, своевременную помощь. Действительно, самостоятельная работа по решению задач возможна только в том случае, если у детей сформированы общие умения решать задачи, в противном случае продуктивная деятельность невозможна.
Прежде всего здесь необходимы карточки с учетом индивидуальных способностей и уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание: решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, другим — карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием — объяснить каждое действие задачи, например:
Карточка 1, а
«В одной вазе лежало 9 яблок. В другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?»
Реши задачу. Измени вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.
Карточка 1, б
«В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?»
Запиши краткую запись и реши задачу.
I —...ябл.
II —? на сколько яблок меньше
Карточка 1, в
«В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?»
1. Найди, сколько яблок в другой вазе.
2. Ответь на вопрос задачи.
Карточка 1, г
«В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?»
Запиши краткую запись и решение задачи. Сделай пояснение к каждому действию.
I — 9 ябл.
II —? на ... меньше
1) 9—3=6
2) 9+6=...
При составлении карточек учитывается подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других — предложить задание творческого характера. Например, при решении задачи: «В одном куске 9 м ткани, а в другом куске на 2 м большее. Сколько метров ткани в двух кусках?» — можно предложить ученикам карточки с учетом уровня их способностей:
1. Закончи краткую запись:
I —... м
II — ? на 2 м больше
Запиши выражение для ответа на вопрос «Сколько метров ткани во втором куске?»
9+ ... = ...
Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ:
(9+...)+...= ...
2. Закончи краткую запись:
I -...
II —? на ... м больше
Используя схему, составь по задаче выражение и вычисли его значение:
(... + ...)+...=... •
3. Используя опорные слова, сделай
краткую запись:
I - …
II - …
Составь выражение, реши задачу, запиши ответ.
4. Сделай краткую запись. Запиши и реши
задачу.
Замени в условии слово больше на меньше. Запиши решение этой задачи. Измени вопрос так, чтобы задача решалась одним действием.
При организации дифференцированной самостоятельной работы проводится контроль и оказание помощи учащимся. С этой целью готовлю карточки с образцами решения заданий, предлагаемых ученику. После выполнения задания ученик может самостоятельно его проверить по образцу. Если ответ не совпадает с ответом образца, ученик не может самостоятельно найти ошибку и правильное решение, на помощь приходит учитель.
Памятка приема поиска решения задач.
1. Подумай, что обозначает каждое число в задаче.
2. Найди в задаче пары чисел, связанных между собой по смыслу; подумай, что можно узнать по этим данным, и составь из них выражения.
3. Из чисел задачи и полученных выражений попробуй составить другие выражения и объясни их смысл.
4. Отбери те выражения, которые нужны для решения задачи.
Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:
учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
2. Дифференцированная работа над ошибками по русскому языку.
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
Цель дифференцированной работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.
После диктанта, классной или домашней работы дети выполняют работу над ошибками. Ошибки помечаю так: если в слове допущена орфографическая ошибка, то под ней ставлю точку; если пропуск буквы, то на месте этого пропуска ставлю вопросительный знак. Это дает детям возможность выявить характер ошибки и самостоятельно ее исправить. Но не всем детям это удается сделать. Некоторые не могут сообразить в чем причина ошибки и как ее исправить. Такие учащиеся нуждаются в помощи.
С этой целью я составила «Памятку по работе над ошибками», которая облегчит детям самостоятельную работу. Этой памяткой дети могут пользоваться как дома, так и в классе. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ребенок мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму и глядя на образец он увидит и поймет, как исправить ошибку и правильно написать слово. Таким образом учащиеся самостоятельно исправляют ошибки, самостоятельно выписывают слова в которых допущены ошибки, подбирают проверочное слово и еще раз повторяют правило.
Работа по памятке происходит следующим образом. К традиционной палочке на полях приписываю маленькую цифру -№ орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускаю одну строчку и на последующих строчках указываю эти номера. Ученик, получив тетрадь, выполняет работу над ошибками строго по памятке.
Образец написания диктанта учащимся и выполнение работы над ошибками.
ДИКТАНТ
Поездка.
Отец обявил нам об отезде. Машына
подкатила к дому. Все сели по мистам . мы поехали
к реке. Там ждали нас друзя.
№2 объявил, отъезде
№3 машина
№4 местам — место
№5 Мы поехали к реке.
№6 друзья
Памятка по работе над ошибками с изученными орфограммами.
№1 папа Юра, река Ока, кот Пушок, город Москва
№2 объедают, подъём - ъ пишется после приставок от, с, под, над
перед (е,ё,ю,я)
№3 широкий, этажи
№4 волна - волны
№5 Наша бабушка живет в деревне. На каникулах мы поедем к ней в гости.
№6 крылья, вьюга - разделительный ь пишется после согласных
перед е,ё,ю,я,и
№7 снег - снега, дуб-дубы
№8 лошадка - лошади
Вывод:
Дифференцированное обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.
Таким образом, я нашла ответ на вопрос. Для того чтобы научить ребенка учиться с удовольствием, необходимо работать дифференцированно, так как технология дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., «Академия», 2002.
2. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. — Мн., «Народная асвета», 1992.
3. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в начальной школе. — М., 1990.
4. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. — Мн., Академия последипломного образования, 1998.
5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — Педагогика, 1990.
6. Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. — Мн., 1997.
7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.