Рекомендации для учителя по преодолению дисграфии у младших школьников
Применение игровых технологий
Игровые задания чаще проводится в качестве фрагментов занятия:
1. в начале - для организации учащихся, активизации познавательной деятельности, создания положительного настроя;
2. в середине – для смены видов деятельности, снятия утомления, переключения внимания;
3. в конце – для подведения итогов, создания мотивации к последующим занятиям.
Такие игры как «Поле чудес», «Ребусы», «Клетка», «Кроссворды» требуют большого количества времени и их целесообразно проводить в качестве отдельных игровых занятий.
Формы проведения
Зависят от количества участников, микроклимата в группе и содержания игры:
1) Индивидуальные (самостоятельное выполнение задания каждым учащимся).
Проводятся при контроле и оценке знания каждого отдельного учащегося, при осуществлении дифференцированного подхода с учащимися разного уровня успеваемости, при наличие ярко выраженного конфликта между членами группы.
2) Парные (задания выполняются совместно, можно подсказывать друг другу, исправлять ответы в пределах своей пары).
Такие игры способствуют сплочению коллектива, учат сопереживанию, поддержке, ответственности за общий результат. Пары лучше комплектовать по принципу: сильный - слабый игрок. Для создания ситуации успеха и развития чувства товарищества.
3) Групповые (учащиеся делятся на 2 команды)
Задания выполняются каждым игроком самостоятельно, а баллы суммируются.
Виды заданий
Игры могут быть как устными, так и письменными. Чередование данных видов позволяет предотвратить утомление учащихся.
Оборудование
Раздаточный и наглядный материал должен быть ярким, красочным, разнообразным; соответствовать возрасту детей, быть удобным в использовании.
При записи заданий на доске лучше пользоваться цветными мелками. Если упражнений несколько, то часть из них лучше обводить в рамки, облака, контуры животных. Слова можно записывать в разных направлениях: по диагонали, по вертикали, по кругу.
Организация процесса
1. Название игры: может быть озвучено педагогом, либо детям дается задание угадать, как называется игра, либо придумать свой вариант названия.
2. Цель: должна быть четко поставлена и соответствовать учебно-воспитательным целям занятия.
3. Правила: обязательно озвучиваются педагогом перед началом игры. Очень важно следить за их неукоснительным исполнением, не делать исключения для отдельных учеников.
4. Содержание: подбирается в соответствии с тематикой занятия. Игры и задания должны соответствовать возрасту и иметь компоненты разной степени сложности, чтобы можно было распределить их в соответствии с уровнями развития учащихся. Каждый ребенок должен быть активным участником игры.
5. Подведение итогов: является обязательным при применении игровых технологий. В процессе игры детям можно раздавать фишки, картинки, ставить плюсики или записывать баллы на доске. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Итоги подводятся после каждой игры, озвучиваются занятые места, победители.
6. Награждение: возможны следующие варианты награждения:
- аплодисменты;
- отметка;
- получение плюса или дополнительного балла к основной отметке;
- похвала, комплименты;
- грамоты;
- запись в дневник с указанием занятого места;
- наклейки на тетрадь;
- призы (сладости, игрушки, сувениры, комнатные цветы).
Важно не забывать о поддержке проигравших, организовывать утешительные призы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.