Статья "Краеведение как средство повышения мотивации на уроках английского языка"
Оценка 4.7

Статья "Краеведение как средство повышения мотивации на уроках английского языка"

Оценка 4.7
docx
английский язык
13.03.2022
Статья "Краеведение как средство повышения мотивации на уроках английского языка"
Мотивация является источником активности школьника, придаёт его деятельности особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы пробудить у учащихся жажду познания, стремление открывать новое, потребность в дальнейшем постоянном саморазвитии.
Краеведение как средство повышения мотивации на уроках английского языка.docx

Краеведение как средство повышения мотивации на уроках английского языка

 

Плетнева Марина Евгеньевна,

учитель английского языка и истории, руководитель школьного краеведческого музейного уголка МБОУ Новомихайловская СОШ Корсаковского района Орловской области

 

Формирование мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Какие бы методики ни выдумал учитель, они не возымеют успеха, если ученик сам не захочет овладеть учебным материалом. Мотивация является источником активности школьника, придаёт его деятельности особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность.  Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы пробудить у учащихся жажду познания, стремление открывать новое, потребность в дальнейшем постоянном саморазвитии.  Для этого использую любые опоры для формирования мотивации учебной деятельности на конкретном уроке, при выполнении конкретного задания и на перспективу изучения языка в будущем,  направляю свои усилия на развитие внутренней мотивации учения, которая исходит из самой деятельности  и обладает наибольшей побудительной силой.

Эффективной и безотказно работающей, пробуждающей интерес к предмету в последнее время показала себя проектно-исследовательская технология с

использованием краеведческого материала. Ценность участия школьников в работе с краеведческим материалом на уроках английского языка заключается в том, что она позволяет включать их в разнообразные активные формы обучения, тем самым создавая условия для развития потенциальных возможностей учащихся, ведения научного поиска и обработки краеведческой информации. «Музейная педагогика», играет важную роль не только в воспитательной работе, она стимулирует познавательную мотивацию,  развивает творческий потенциал, а главное – позволяет решить проблему информационного голода учащихся при высказываниях о своей малой Родине на уроках иностранного языка. Школьный краеведческий музейный уголок компенсирует отсутствие в учебниках по иностранным языкам необходимых материалов по краеведению. Учащиеся нашей школы используют краеведческие материалы школьного музея для работы над проектами по английскому языку по теме «Моя малая Родина», создают мультимедийные презентации, снимают видеоролики, в которых с гордостью рассказывают «зарубежным сверстникам» о своем селе.

Наш школьный краеведческий музейный уголок вовлекает ребят в разнообразную музейную деятельность: поисково-собирательская, научно-исследовательская, экспозиционная, экскурсионно-массовая работа. В школьном краеведческом музейном уголке собраны и хранятся материалы, связанные с историей зарождения нашего села, топонимикой села и его окрестностей, материалы, связанные с памятниками архитектуры 19 века. На территории нашего села располагается храм Михаила Архангела, созданный в 1831 г. по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди. Мы собираем материал по истории нашей школы, которая была основана князем Сергеем Михайловичем Голицыным в 1867 г., В 2017 г нашей школе исполнилось 150 лет. Исследуем традиции и ремесла нашего села (принимаем участие в возрождении народных гуляний и празднования Широкой Масленицы, Троицы). В школьном краеведческом музейном уголке хранятся поделки школьников, пробующих себя в вышивке, вязании, подобно мастерицам нашего села, которые вышивали рушники, наволочки, вязали скатерти и подзоры. Осваиваем плетение корзин, изготовление деревянной мебели (стульев). Клуб «Дорогой отцов» ведет работу, направленную на увековечивание памяти о героях и участниках Великой Отечественной войны, наших земляках, односельчанах и о людях, которые, не смотря на то, что рождены были в других районах и областях, внесли огромный вклад в защиту нашего села в годы ВОВ.

Наши поисковики-следопыты и краеведы – это все учащиеся нашей школы. Начальная школа тоже вовлекается в поисковую краеведческую работу. Традиционно для первоклассников в начале учебного года проводится экскурсия – знакомство со школьным музеем, и, как правило, уже на следующий день ребята начинают приносить из дома старинные вещи, рассказывать о своих прадедушках и прабабушках. Это говорит о том, что ребята не остаются равнодушными и с первых дней вовлекаются в общее поисковое дело.

Актив музея занимается реставрационной деятельностью, помогает руководителю (мне) в подготовке экскурсий и общешкольных мероприятий. Совместная работа сплачивает ребят, а материал, с которым они работают, делает их добрее, более чуткими и внимательными к старшему поколению. Посещение и оказание помощи ветеранам пробуждает милосердие, беседы с участниками войны – вызывает гордость за свой народ. Налаживается связь поколений – ребята начинают лучше понимать своих родителей, бабушек и дедушек.

Краеведческая тематика на уроках английского языка является мощным стимулом и всегда вызывает коммуникативную активность учащихся. Это можно объяснить следующими факторами:

-учащиеся знают, о чем говорят;

-учащиеся говорят о том, что им дорого;

-учащиеся высказывают свое собственное мнение о проблемах, которые волнуют их.

В процессе краеведческих поисков у учащихся активизируется восприятие изучаемого, развивается умение связывать изученную в школьном музее литературу прошлого с жизнью своей Родины в настоящем, повышается интерес к научно-исследовательской деятельности, поэтому  исследователи-краеведы охотно делятся результатами работы в школьном музее на уроках английского языка.  Кроме того, подобная работа позволяет проявить  каждому учащемуся свою креативность, продемонстрировать компьютерную грамотность, что способствует его самовыражению, самоутверждению, повышению самооценки, а, следовательно, пробуждает и интерес к предмету.

Учащиеся накапливают материал для своего проекта по английскому языку в школьном краеведческом музейном уголке. Для того чтобы грамотно перевести имеющийся в школьном музее материал на английский язык, мы составляем словарик слов, необходимых для описания малой Родины вообще и нашего села в частности, группируем эту лексику по частям речи, переводим, составляем возможные словосочетания, выписываем семантические семьи слов, части предложений, работаем с текстами. В процессе работы учащиеся формулируют свои высказывания, составляют диалоги, письменные рассуждения, обмениваются мнениями с одноклассниками, формируют свою точку зрения, приводят аргументы, на основе чего, выдвигается тема проекта, проводится исследование. Часть работы учащийся выполняет сам, а трудную, недоступную часть выполняет вместе со мной (с учителем). Например, восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель своей работы – их знаний из школьного опыта для этого достаточно. Трудность у них чаще возникает при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы ими просматриваются легко, то более мелкие шаги выпадают из их поля зрения. Как учитель, корректирую и направляю их работу, помогаю проработать детально план. Этапы работы те же, как при подготовке проекта. Информацию представляем в программе Power Point, потому что так оказалось наиболее удобным сочетать текст и иллюстрации.

 

В обучении устной речи применительно к краеведческой тематике использую систему речевых упражнений по развитию навыков монологической и диалогической речи, для развития личностного отношения говорящего к высказываемому сообщению, используем фразы-клише: I think, I believe, I suppose, I consider, I like, I prefer, I hate, I enjoy, as far as I know, I absolutely disagree with, I cant understand. Эти конструкции помогают превратить сухой информационный текст в естественное высказывание, где говорящий хочет донести свою точку зрения и дать свою оценку того, о чем он говорит. Для придания логичности высказывания применяем следующие конструкции: first of all, secondly, thirdly, so, that’s why, more than that, you see, on the one hand, on the other hand, comparing, speaking about, more over, as a result, in conclusion, etc. Таким образом, обычный краеведческий текст получает эмоциональную окраску и становится интересным как для говорящего, так и для слушающего.

Для развития диалогической речи использую различные виды заданий по составлению диалогов. Чтобы диалог носил творческий характер, предлагаю учащимся ролевые игры. Примеры ролевых ситуаций:

Ситуация1.  1. Ты начинаешь диалог. В наше село приехали гости из Британии. Расскажи гостям, чем привлекательно наше село, что ты хотел бы показать им в первую очередь? Почему?

   2. Вы – гость из Британии в Российской глубинке – селе Новомихайловка Корсаковского района Орловской области. Расскажите о своих впечатлениях. Что для Вас оказалось удивительным, интересным, необычным в этом селе?

Ситуация 2.  1. Вы иностранный журналист и берете интервью у жителя села Новомихайловка. Ты начинаешь диалог.

2. Вы – житель села Новомихайловка. Ответьте на вопросы иностранного журналиста о своем селе.

Ситуация 3.  1. Вы – англичанин, друг которого приехал из России. Расспроси его, где он был, что посетил, что ему понравилось, я что нет. Ты начинаешь диалог.

2. Вы англичанин и только что приехали из России, где посетили Новомихайловскую  среднюю школу Корсаковского района Орловской области. Что Вы расскажете своим друзьям об этой школе? Что Вам понравилось, а что нет.

 

Изучение английского языка с использованием краеведческого материала повысило интерес учащихся к предмету, и в связи с этим, улучшилась успеваемость учащихся и качество знаний. Учащиеся нашей школы смело принимают участие в различных конкурсах. Это:

– Всероссийский конкурс «Поздравительная открытка на иностранном языке», которая проводилась издательством «Просвещение»,

– Вторая Всероссийская Интернет-Олимпиада по английскому языку, сентябрь 2015 г

– Международная олимпиада по английскому языку “Karlsson Project”  на портале «Европейской иноязычное образование» “English-Edu.org 2016 г.,

– Конкурс сонетов У. Шекспира, приуроченный к 400-летию со дня смерти поэта и драматурга издательства «Титул», 2016 г (перевод на русский язык)

– Конкурс плакатов о Великобритании, посвященный 90-летию королевы Елизаветы Второй издательства «Титул», 2016 г

– Конкурс сонетов У. Шекспира, приуроченный 400-летию со дня смерти поэта и драматурга, номинация «Лучшая декламация сонета», 2016 г

– Викторина “Jane Eyre Quiz”, которая проводилась издательством «Титул» в ноябре 2017 г,

– Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс», которая проходит два раза в год: весной и осенью,

– Региональный конкурс литературных переводов, посвященный 130-летию со дня рождения С. Я. Маршака, в котором приняли участие все учащиеся нашей школы, подходившие по возрасту, и учитель. Имеются лауреаты.

 

Краеведческий компонент на уроках иностранного языка помогает восполнить отсутствие в учебниках необходимого для высказываний материала, расширяет кругозор учащихся, действительно способствует улучшению усвоения знаний, создает ситуацию успеха, и повышает мотивацию изучения иностранного языка. Использование краеведческого материала на уроке иностранного языка позволяет формировать положительную мотивацию в изучении предмета, доброжелательное и заинтересованное отношение к стране изучаемого языка, ее культуре и народу, прививает любовь к родному краю, своей семье, семейным традициям и наполняет смыслом высказывания учащихся.

Трудоемкость опыта заключается в том, что методических материалов, рекомендаций по организации системы упражнений просто нет. Работу по подбору и систематизации материала приходится вести самостоятельно.

 

 

Приложение

(Демонстрация работ учащихся)

Первая работа, созданная на основе краеведческого материала школьного музейного уголка 10  лет назад (презентация My native Village)

Плюсы:

1.     Презентация представляет весь материал, имеющийся по истории села

2.     Все учащиеся школы разместили материал в презентации

3.     Составлен словарь рабочих терминов

Минусы:

1.     Презентация слишком громоздкая

2.     Текст и фон сливаются, трудночитаемая

3.     Не соблюдается единство анимации: каждый делал, как умел, добавляя слайды со своим материалом на школьном компьютере.

 

Работа в краеведческом направлении продолжалась и через 5 лет в ходе защиты проектов по теме «Родина» появляется презентация Welcome to Russia, которая охватывает всю Россию: Москву, Санкт Петербург, Волгу, Енисей, Байкал, города Золотого кольца, Тайгу, Народные промыслы: Хохлому, Гжель, Жостово, Палех, Павловский посад, Орел и Новомихайловку.

Плюсы:

1.     Более красочна, хорошо читаема, соблюдается единство шрифта, фона и анимации, т.к. выполнена одним человеком

2.     Сопровождается музыкальным фоном

3.     Раскрывает все самое лучшее, что есть в России, плавно переходя от столицы к окраинам, областному центру и нашему селу

4.     Словарь рабочих терминов пополнился

Минусы:

1.     Многоплановость и большой объём (пытался охватить необъятное)

2.     Слайды перелистываются по щелчку

 

Вершина, которой удалось достичь на сегодняшний день при работе в программе Power Point – это презентация краеведческой направленности Golden Ring of Russia”, которая касается только городов Золотого кольца. Учащаяся не имела возможности прийти в школу для защиты своей работы и начитала текст. Получилось так, что в презентации присутствует не только музыкальный фон, но звучит написанный текст.

Плюсы:

1.     Полностью автоматизированный показ

2.     Текст и печатается и озвучивается

3.     Единство шрифта, фона и анимации

4.     Раскрывается одна тема и достаточно глубоко

Минусы:

1.     Большой объем

2.     Качество звука

 

Создание презентаций сейчас не является чем-то неординарным. Это самая удобная форма для иллюстрации любых выступлений, и широко используется и детьми, и педагогами. В последнее время все чаще информацию просят предоставить в формате видео. Мы работаем и в этом направлении. Два года назад ребята нашей школы выбрали для проектной работы о родном селе форму видео My Native Village

Плюсы:

1.     Информация о родном селе представляется на фоне тех мест, о которых рассказывают учащиеся

2.     Текст не напечатан, видео дает возможность показать живую речь

Минусы:

1.     Не все возможности видео использованы, не все прелести села показаны

2.     Текст учащиеся читают и не самым лучшим образом

 

Вопрос зарождения села не перестает интересовать и современных школьников. Ребята охотно посещают школьный краеведческий музейный уголок, принимают участие в краеведческих конкурсах, оформляют выставки, работают над исследовательскими проектами. Так в рамках той же проектной работы было снято видео, которое повествует о нашем селе. Съёмки начинаются с барского дома князя С. М. Голицына, продолжаются у конного двора, у нашей церкви, у сельской библиотеки,  которая носит имя Д. И. Писарева, потому что в наших краях дед Писарева купил имение у князя Голицына и мать Дмитрия Ивановича похоронена на нашем (тогда приходском) кладбище, о чем сообщает памятный знак, установленный около церкви. Видео My Small Homeland

Плюсы:

1.     Обзор всех мест, о которых рассказывается

Минусы:

2.     Трудная лексика, не соответствует возрасту

 

Работа с краеведческим материалом на уроках английского языка в нашей школе продолжается. Возможно, скоро мы увидим работы более высокого уровня, в которых совсем не будет минусов.


 

Краеведение как средство повышения мотивации на уроках английского языка

Краеведение как средство повышения мотивации на уроках английского языка

На территории нашего села располагается храм

На территории нашего села располагается храм

Учащиеся накапливают материал для своего проекта по английскому языку в школьном краеведческом музейном уголке

Учащиеся накапливают материал для своего проекта по английскому языку в школьном краеведческом музейном уголке

Вы – гость из Британии в Российской глубинке – селе

Вы – гость из Британии в Российской глубинке – селе

Трудоемкость опыта заключается в том, что методических материалов, рекомендаций по организации системы упражнений просто нет

Трудоемкость опыта заключается в том, что методических материалов, рекомендаций по организации системы упражнений просто нет

Получилось так, что в презентации присутствует не только музыкальный фон, но звучит написанный текст

Получилось так, что в презентации присутствует не только музыкальный фон, но звучит написанный текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2022