Статья "Креативность как ключевая компетенция педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью"

  • docx
  • 10.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чупахина Г.А. Креативность.docx

Креативность как ключевая компетенция педагога,

работающего с талантливыми детьми и молодежью

 

Чупахина Г.А., муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 

Вопрос формирования профессиональной креативности педагога является актуальным для современной педагогики. Это определяется повышенными требованиями к личным качествам учителя таким, как готовность к принятию нового опыта, умение нестандартно действовать и находить решения, креативное отношение к современным реалиям.

         Вследствие этого перед современной системой образования поставлены задачи, ориентированные на создание таких условий воспитания и обучения, которые будут определять полноценное развитие личности, её творческое устремление, а также адаптацию к динамично меняющимся условиям окружающего мира.

Достижение данных задач возможно только при условии наличия у учителя черт творческой личности. Именно поэтому и возникает вопрос формирования креативной компетентности педагога.

Педагог является стержневой фигурой системы образования. Любые достижения в сфере образования и в развитии общества в целом во много определяется развитием профессионализма учителя, личным проявлением креативности.

Креативность в работе учителя можно определить как процесс, который начинается от воспроизведения накопленных знаний к изменению и преобразованию имеющегося опыта. Развитие инновационных процессов в системе образования определяет востребованность креативной компетенции в структуре профессиональных качеств личности педагогического работника. Изменяющиеся образовательные потребности требуют от учителя гибкого реагирования на образовательные запросы и принятия самостоятельного решения.

В структуру креативной компетенции педагога традиционно включают следующие личностные качества: способность к творческому подходу в решении проблемных задач, изобретательность, гибкость и критичность ума, способность переноса собственного опыта в условия необычных ситуаций, чувство новизны, проницательность, чуткость к противоречиям и т.д. Соответственно, признаками креативного продукта деятельности учителя считаются актуальность и польза принятых решений, а также оптимальная организации деятельности, которая характеризуется минимальными личными энергозатратами.

Существует несколько путей развития педагогической креативности. Во многом этому способствует поиск нестандартных приёмов решения различных задач, а также аргументации для защиты собственной точки зрения. Кроме того, развитие критического мышления и создание ситуаций, требующих от учителя принятия творческих решений, также можно рассматривать как эффективный путь совершенствования креативности педагога. Осмысление собственной педагогической деятельности, смещение акцентов с пассивных методов обучения на активные методы (например, проблемные методы обучения) также используется в качестве раскрытия креативности педагога.

Можно выделить следующие критерии креативности:

·        Беглость — способность создавать большое количество идей;

·        Гибкость — способность придумывать различные решения проблем;

·        Оригинальность — способность производить необычные, нестандартные идеи;

·        Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;

·        Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;

·        Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

 

Умение трансформировать готовые идеи и решения, обосновывать принятые решения, формулировать проблемы и генерировать идеи, умение импровизировать и эффективно применять инновационный и собственный опыт способствуют осуществлению творческой деятельности.

Благодаря творческому потенциалу, у педагога появляется возможность реализовать себя не только в условиях решения обычной, повседневной ситуации, но и в случае решения, которое требует противостояния и преобразования создавшихся условий.

Творческий потенциал педагога можно рассмотреть как слияние его знаний и умений, личностных и профессиональных качеств и способностей, которые направлена создание субъективно и объективно нового в образовательной практике.

Полнота представленных личностных качеств и профессиональных свойств определяет возможность для учителя выступать центральным объектом педагогической творческой деятельности. Развитие креативной компетенции педагога нацелено на повышение его профессиональной компетентности и профессионализма в целом.

Эффективность функционирования и развития общеобразовательного учреждения также во многом зависит от уровня сформированности креативной компетенции педагогических кадров. Педагогические работники нашей школы ежегодно принимают участие в семинарах, вебинарах, форумах по различным темам, проводимых ТОИПКРО; используют возможности дистанционного повышения квалификации через участие в конкурсах профессионального мастерства, работе сетевых методических сообществ, участие в сетевых семинарах, веб-квестах, мастер-классах. Педагоги нашей школы вошли в число победителей и призёров следующих мероприятий:

·        областной конкурс медиаресурсов «Урок XXI века»;

·        региональный конкурс методических материалов и пособий по патриотическому воспитанию детей и молодежи в образовательных организациях Тамбовской области, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. в номинации «Лучшая дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа по военно-патриотическому воспитанию»;

·        региональный конкурс «IT – учитель»;

·        региональный конкурсный отбор среди педагогических работников, занимающих должность «учитель», «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности»;

·        региональный конкурс по организации работы с одаренными детьми «Формула успеха» в номинации «Организация работы с одаренными детьми в муниципалитете»;

·        региональный конкурс «Самый классный классный».

Учащиеся школы под руководством наших педагогов ежегодно занимают призовые места в мероприятиях различного уровня: сетевая межрегиональная интеллектуальная квест-игра «Моя многонациональная Россия», межрегиональный сетевой веб-квест для детей с ОВЗ «Путешествие в MEGAГалактику», межрегиональный сетевой веб-квест для школьных команд «Отказ от риска – отказ от творчества?!», региональный сетевой веб-квест «Веков связующая нить», Всероссийский конкурс «Исследовательские и научные работы, проекты», Всероссийский экологический диктант и др.

Кроме того, педагоги нашей школы являются авторами и организаторами веб-квестов различного уровня: муниципальный сетевой веб-квест «Путешествие в страну Языкознание» для изучающих иностранный язык, муниципальный веб-квест «Мы помним», посвященный празднованию 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне, региональный веб-квест «Веков связующая нить» в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Таким образом, творческие способности учителя определяют его готовность к принятию новых, необычных решений, адресно мотивировать каждого учащегося, умение ставить и достигать цели. Следовательно, творческий потенциал личности учителя выступает как необходимая предпосылка творческой педагогической деятельности.

 


 

Посмотрите также