Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы
Аннотация: одной из самых главных задач обучения русской литературе и русскому языку, несомненно, является развитие и постоянное совершенствование речевой культуры учащихся. В данной статье говорится об особенностях культуры речи на современном этапе развития педагогической науки, связанные с выстраиванием работы по развитию и совершенствованию навыков речевой культуры учащихся. Рассматриваются ключевые этапы поиска своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Раскрываются процессы, которые требуют от учителя новых подходов к их решению, совершенствованием самого учебного процесса.
Ключевые слова: «речевая культура» «культура речи», «русский язык», «литература», «коммуникативно-речевые умения», «личностно-ориентированный подход».
Annotation: one of the most important tasks of teaching Russian literature and the Russian language, undoubtedly, is the development and continuous improvement of the speech culture of students. This article discusses the features of the culture of speech at the present stage of development of pedagogical science, related to building work on the development and improvement of students' speech culture skills. The key stages of the search for your individual style and pace of educational activity, the disclosure and development of individual cognitive processes and interests, as well as assisting the child in the development of creative abilities, are examined. It reveals the processes that require the teacher to new approaches to their solution, improving the educational process itself.
Key words: “speech culture”, “speech culture”, “Russian language”, “literature”, “communicative-speech skills”, “personality-oriented approach”.
Одной из самых главных задач обучения русской литературе и русскому языку, несомненно, является развитие и постоянное совершенствование речевой культуры учащихся. На современном этапе развития педагогической науки перед учителем-словесником встают ряд проблем, связанных с выстраиванием работы по развитию навыков связной речи.
К сожалению, многие современные ученики не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью уроков является формирование коммуникативных умений учащихся, умений, необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст. Уроки русского языка и литературы призваны развивать индивидуальные способности учащихся в овладении навыками грамотного письма, культуры речи в воспитании ученика как вдумчивого читателя. [4]
Речевая культура предполагает прежде всего правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца. Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а значит нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.
Однако речевая культура не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно - неправильно». Понятие «речевая культура» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения в новую языковую форму. [3]
Коммуникативно-речевые умения формируются на всём протяжении изучения таких
учебных дисциплин как «Русский язык» и «Русская литература». Однако требуется
постоянное внимание к повышению речевой культуры учащихся не только на
специализированных уроках, предусмотренных Программой (урок обучения сочинению,
урок обучения изложению, подготовка к сочинению на уроке русской литературы), а
также необходимо включать современные педагогические технологии.
На наш взгляд работа над повышением речевой культуры учащихся на уроках
русского языка и литературы должна проходить в русле
личностно-ориентированного, а также дифференцированного обучения. [7]
Чтобы реализовать эти требования, необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Поэтому на уроках необходимо давать ученикам возможность:
- думать свободно;
- говорить непринуждённо, эмоционально;
- читать много, внимательно;
- анализировать много текстов;
- осознавать, как эти тексты сделаны;
- писать много, свободно, эмоционально.
Современные русисты выделяют несколько наиболее важных, по их мнению, аспектов культуры речи:
1. отсутствие многословия;
2. четкое осознание цели собственной речи;
3. простота, понятность и точность изложения;
4. речевое разнообразие;
5. выбор речевых средств, сообразующихся с ситуацией речи;
6. следование высоким образцам, умение отличить их от речи среднего уровня;
7. знание и владение культурой языка, которая является основой культуры речевого поведения;
8. умение найти общий язык с любым собеседником;
9. вежливый тон и благожелательный настрой;
10. умение не только говорить, но и слушать.
Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.
Формирование речевой культуры школьника осуществляется при изучении всех разделов русского языка и литературы, потому что знание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных упражнений, только тогда оно ценно.
Коммуникативно-речевые умения формируются на всём протяжении изучения таких учебных дисциплин как «Русский язык» и «Русская литература». Однако требуется постоянное внимание к повышению речевой культуры учащихся не только на специализированных уроках, предусмотренных Программой (урок обучения сочинению, урок обучения изложению, подготовка к сочинению на уроке русской литературы), а также необходимо включать современные педагогические технологии.
На наш взгляд работа над повышением речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы должна проходить в русле личностно-ориентированного, а также дифференцированного обучения. [2]
Среди многих проблем, выдвинутых модернизацией школьного образования, есть такие, которые требуют от учителя новых подходов к их решению, и они тесно связаны с совершенствованием самого учебного процесса, более активным овладением педагогами личностно-ориентированного подхода в организации познавательной деятельности учащихся с разной подготовкой. [1]
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. [7]
Задачи учителя при проведении личностно-ориентированного урока русского языка и литературы:
-стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
- выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;
- способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
-предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
-использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
-создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
-вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
-помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
-поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
-учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
-побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;
-создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
-предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.
На современном этапе личностно - ориентированное обучение актуально, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность. [8]
Урок является основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований, которым необходимо следовать.
На уроках важно создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. [2]
В рамках личностно-ориентированного обучения, как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. [5]
На наш взгляд, для применения на уроках русского языка и литературы в старших классах одной из эффективных технологий является технология уровневой дифференциации.
Чем же отличается новая технология от традиционного дифференцированного подхода?
При уровневой дифференциации учебный процесс строится так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли достичь результата. Учитель ведёт обучение на высоком уровне, однако при этом постоянно выделяет базовый компонент, а ученик сам выбирает уровень освоения, который, однако, не ниже базового. За учеником реально признаётся право выбора – получить ли в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем его усвоения.
Таким образом, уровневая дифференциация хотя и базируется на традиционных формах и методах работы, но даёт принципиально новые результаты. Достоинства применения данной технологии состоят в том, что снимается психологический дискомфорт учеников, беспокойство, право выбирать уровень усваиваемого материала позволяет снизить перегрузки, формирует чувство собственного достоинства.
Также достаточно интенсивно в процессе обучения русскому языку и литературе стали внедряться информационные технологии, основанные на использовании мультимедийных средств обучения, что, несомненно, позволяет оптимизировать образовательный процесс.
Компьютерная поддержка уроков русского языка и литературы создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, снимающие психологические проблемы и барьеры, устраняющие погрешности устного обучения, усиливающие активную роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, создаёт реальные предпосылки для повышения качества образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.
Учитывая существенное влияние на психологические и мировоззренческие качества школьников новых информационных технологий, например компьютерных игр, учёные полагают, применение мультимедийных обучающих программ позволит заинтересовать учащихся образовательной деятельностью и даст им возможность получить индивидуальный результат обучения.
Также на уроках русского языка и литературы можно использовать диалоговую и групповую формы обучения.
Групповая работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы, воспитывает уважение к работе одноклассников, к чужой точке зрения. При этом виде работы можно использовать работу в парах, которая дает возможность учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера. [6]
Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Изучая литературное произведение, необходимо обращаться к личностному опыту ребенка, вовлечь его в размышление не только над литературными проблемами, но и над общечеловеческими.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.
При помощи наводящих вопросов, путем выполнения определенных заданий учащихся нужно подвести к самостоятельной формулировке целей и задач урока. В этом поможет технология применения игровой формы работы на уроке и во внеклассных мероприятиях. К сожалению, в настоящее время у учеников снижается интерес к русскому языку, что приводит к снижению грамотности, неумению правильно высказать свою мысль.
Список литературы
1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
2. Берестовицкая С. Личностно-ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1999. 192 с.
4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2006.
6. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 13–22.
7. Подмазин С.И. Личностно-ориентированное образование: Социально-философское исследование. – Запорожье: Просвіта, 2000.
8. Степанов Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Степанов // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2–5.
Spisok literatury
1. Aleksandrova O.A. Problema vospitanija rechevoj (kommunikativnoj) kul'tury v processe obuchenija russkomu jazyku//Russkij jazyk. – 2006. - №3.
2. Berestovickaja S. Lichnostno-orientirovannyj urok literatury [Tekst] /S. Berestovickaja //Literatura. Pr. k “P.S.”. – 2005. – № 17. –S. 3–6
3. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. – M.: Pedagogika 1999. 192 s.
4. Zhuk. N. Lichnostno-orientirovannyj urok: tehnologija provedenija i ocenki// Direktor shkoly. № 2. 2006. – s. 53-57
5. Kolechenko A.K. Jenciklopedija pedagogicheskih tehnologij: Izdatel'stvo «KARO», Sankt-Peterburg, 2006.
6. Luk'janova M.I. Metodika analiza lichnostno orientirovannogo uroka po predmetam osnovnoj shkoly [Tekst] /M.I. Luk'janova, N.A. Razina, T.N. Abdullina //Zavuch. – 2006. – № 2. – S. 13–22.
7. Podmazin S.I. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: Social'no-filosofskoe issledovanie. – Zaporozh'e: Prosvіta, 2000.
8. Stepanov E. Lichnostno-orientirovannyj podhod v pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / E.Stepanov // Vospitanie shkol'nikov. – 2003. – № 2. – S. 2–5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.