Статья «Лирика И.А. Бунина: темы и мотивы»
Оценка 4.8

Статья «Лирика И.А. Бунина: темы и мотивы»

Оценка 4.8
docx
11.05.2021
Статья «Лирика И.А. Бунина: темы и мотивы»
Лирика Бунина Темы и мотивы.docx

Статья «Лирика И.А. Бунина: темы и мотивы»

 

Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал он свою литературную жизнь с поэзии и вошёл в прекрасную плеяду поэтов Серебряного века.

«"Я всё-таки... прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик», - говорил о себе И. А. Бунин.

Иван Алексеевич не примкнул ни к одному из литературных течений. В поэзии Серебряного века его имя стоит особняком. Он вообще весьма скептически относился к литературным изыскам и новациям, полагая, что формалистическая изощрённость символистов, акмеистов и футуристов мало соотносится с поэзией.

Стихи И. А. Бунина своеобразны. Это скорее рифмованная, определённым образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

 

Осыпаются астры в садах,

Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

Показалися всюду просветы,

И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый

 

«На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд. В поэзии Бунина чётко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь, Пушкина, Тютчева и Фета.

Бунин – верный хранитель пушкинской традицииДля него являются родственными мысли А.С. Пушкина о том, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Оба поэта отражают в своих стихотворениях существующую гармонию между человеком и природой.

Как и Тютчева, Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и тёмных сил. Бунин тоже воспринимает природу целостно, как живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтов неумолимо влечёт небо. Поэтому они так ценят миг, который даёт им краткую, но безусловную причастность к бесконечному.

Стремление выразить «невыразимое» через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета, которое было продолжено поэзией Бунина. Он, как и Фет, в буквальном смысле слова «останавливает мгновенье», но вмещает в него весь мир в его предметном и чувственном богатстве.

         Для поэзии И.Бунина на рубеже веков характерна пейзажная лирика, которая является преобладающей во всём его творчестве.

Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника «Листопад» в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.

В пейзажной лирике более всего ощутимо отличие Бунина от поэзии символистов. Там, где символист видел в природе «знаки» иной, высшей реальности, Бунин стремился объективно воспроизвести боготворимую им действительность. Отсюда – живописная точность и изощрённость бунинских зарисовок. Именно пейзажная лирика И.Бунина в большей степени характеризуется обилием цветовых эффектов, а также потрясающей наполненностью звуковыми эффектами.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Верный традициям реалистического пейзажа 19 века, И.Бунин вместе с тем подчёркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности.

Стихи Бунина— это лирико-созерцательные картины природы, созданные средствами тонких деталей, лёгких красок, полутонов. Основная их интонация — печаль, грусть, однако эта печаль «светлая», очищающая.

Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом.

Сонный туман на лугах серебрится,

Чёрный камыш отсырел и дымится,

Ветер шумит камышом.

Тишь на деревне. В часовне лампада

Меркнет, устало горя.

В трепетный сумрак озябшего сада

Льётся со степи волнами прохлада-

Медленно рдеет заря.

 

Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Из своей поэзии он исключает главную составляющую лиризма — «я». Это основная причина того, что Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее целомудрие.

В стихах Бунина нет темы города и отзвуков общественной борьбы. Он спешит увести читателя в поле, в лес, или любуется морским прибоем, или размышляет о суете жизни. Строки бунинской поэзии просты и проникновенны.

На протяжении всего творчества поэта ярко выражена тема России. В ней отразились ностальгия и философия Бунина. Он стремился прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, предания, притчи (народная мудрость) становятся стихами. Как и многие другие темы в лирике, тема Родины раскрывается с применением элементов пейзажа. Поэт связал воедино образ природы и родины. Для него природа России – это степи Орловщины, где писатель родился и вырос…

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом чёрных хат...

 

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей –

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,


Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни вёрст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

 

Обращение к философской лирике происходит после первой русской революции (1906-1911 гг.) Важнейшим мотивом лирики поэта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. Бунин - великий жизнелюб. Любовь для него – священное чувство, состояние его души. Жизнь для Бунина – путешествие в воспоминаниях. Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины. Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Лирический герой Бунина тяжело переживает своё одиночество; в стихотворениях лирический герой пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени.

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой…

 

Бунин учился у Тютчева претворению отвлечённой мысли в художественный образ, в котором отражал философские мотивы в бытовых соответствиях. У своего же учителя Бунин подхватил родственную идею о замкнутости человека в себе самом.

...Зачем и о чём говорить?

Всю душу, с любовью, с мечтами,

Всё сердце стараться раскрыть -

И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людских

Не так уж всё было избито!

Значенья не сыщете в них,

Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?

При искреннем даже желанье

Никто не сумеет понять

Всю силу чужого страданья!

 

Поэзия Бунина стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка.

Как и любой поэт, И.Бунин пытался осмыслить своё предназначение, роль творца, суть поэзии. Программным для него стихотворением на эту тему является лирическое произведение «Поэту» - кодекс его поэтической чести. Муза Бунина – природа, потому он больше пишет именно о ней, а тема поэта и поэзии не получила широкого воплощения в лирических произведениях Бунина.

В глубоких колодцах вода холодна,

И чем холоднее, тем чище она.

Пастух нерадивый напьётся из лужи

И в луже напоит отару свою,

Но добрый опустит в колодец бадью,

Верёвку к верёвке привяжет потуже.

Бесценный алмаз, обронённый в ночи,

Раб ищет при свете грошовой свечи,

Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,

От ветра и тьмы ограждая огонь –

И знай: он с алмазом вернётся к чертогам.

 

Тема любви в лирике И. Бунина менее заметна. В ней автор избегает нарочито красивых фраз.

Я к ней вошёл в полночный час.
Она спала, — луна сияла
В её окно, — и одеяла
Светился спущенный атлас.

Интимная лирика И.Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира. Вновь в любовной лирике встречается мотив одиночества, так свойственный для всей поэтики Бунина. Лирический герой расстаётся со своей возлюбленной, испытывая трагичное чувство и продолжая любить. Тема любви, не получившая широкого воплощения в поэзии Бунина, была продолжена им в прозе.

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой…

 

Читая стихотворения И.А. Бунина, мы вдыхаем «осинников поблекший аромат», чувствуем «лугов прохладное дыханье», «благоуханье сада», «сена душистую истому»... Мы радуемся встрече с пугливой стаей голубей, «сверкающих снежной белизной»... В мире его поэзии «соловьи всю ночь поют», «беспечно иволги болтают»... А ещё мы непременно услышим «гул молотилки на гумне», «стук валька и топора, шум мельницы»...

Счастье, по мнению Бунина, — это полное слияние с природой, это мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к числу счастливых, ведь «счастье только знающим дано».

Поэзия Бунина учит нас видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым.

 

Использованные ресурсы:

1.И. А. Бунин - Стихи http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ivanbunin.html

2.Айхенвальд Ю.И. «Иван Бунин» 

 http://az.lib.ru/a/ajhenwalxd_j_i/text_0115.shtml

3. А. Т. Твардовский «О Бунине» http://lk.vrnlib.ru/?p=post&id=108


 

Скачано с www.znanio.ru

Статья « Лирика И.А. Бунина: темы и мотивы»

Статья « Лирика И.А. Бунина: темы и мотивы»

Как и Тютчева , Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и тёмных сил

Как и Тютчева , Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и тёмных сил

Поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности

Поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности

Тебя твоею простотою, Убогим видом чёрных хат

Тебя твоею простотою, Убогим видом чёрных хат

Значение их позабыто! Да и кому рассказать?

Значение их позабыто! Да и кому рассказать?

Тема любви, не получившая широкого воплощения в поэзии

Тема любви, не получившая широкого воплощения в поэзии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2021