МЕТОДИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА КАК ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.
Участник : Юрчук Ольга Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 г.Томска (МБОУ СОШ № 49 г.Томска)
e- mail o.iur4uk@yandex.ru
Аннотация : Обобщение опыта «методической ярмарки» как возможной формы работы с молодыми педагогами. Описаны этапы проведения «методической ярмарки» и способы организации пробных действий под руководством педагогов - наставников, участвующих в инновационной деятельности.
Ключевые слова: Совместная деятельность, интерес, инновационная деятельность, пробное действие, взаимодействие, выбор, погружение, анализ.
Каждый год к нам в школу приходят студенты педагогического университета и молодые педагоги, которым необходима помощь педагога-наставника, в том числе методическое сопровождение. На протяжении нескольких лет я осуществляю наставническую деятельность. В работе с молодыми педагогами я использую интерактивные методы обучения и технологии организации совместной деятельности. Мне всегда интересно делиться накопленным опытом работы и привлекать к этому других педагогов. В связи с этим вот уже несколько лет в рамках методического объединения учителей начальной школы по моей инициативе проводится «Ярмарка методических разработок» для молодых педагогов, студентов и желающих поделиться опытом учителей.
Если традиционно принято идти от трудностей молодого педагога, то в этой ситуации мы пошли от профессионального интереса молодого педагога, который он может проявить к тому, что уже накоплено в школе. Все педагоги представили свои приемы организации совместной деятельности, которые могли показать в рамках выбранной актуальной методической темы. Темы ярмарки могут включать как общий деятельностный контекст, например «современные педагогические приемы и технологии в образовательном процессе» или предметный: «смысловое чтение в начальной школе». Через обсуждение с педагогами их актуальных интересов, а также типичных учебных затруднений детей, нами была выбрана тема ярмарки: «Уроки литературного чтения. Смысловое чтение в начальной школе».
Организацию методической ярмарки мы начали с первого этапа, на котором запустили «прайс-лист»: в нем педагоги указали свои интересные методические приемы в данном направлении, например: моделирование обложки как один из способов анализа текста, дифференцированный подход к работе с текстом с учетом разного уровня читательской подготовки детей, синквейн как прием характеристики главного героя художественного произведения и др.
На втором этапе мы предложили и молодым, и опытным педагогам выбрать из предложенного понравившийся прием организации совместной деятельности, направленный на обучение смысловому чтению.
Табл.1 Таблица выбора педагогов(пример)
Авторы |
Представляемые методические приемы, задания, способы и технологии работы с литературным текстом |
Участники |
Ф.И.О. |
Перекодирование информации- работа с мнемо –таблицей |
Ф.И.О участников |
Ф.И.О |
Ромашка- вопросов. |
Ф.И.О участников |
Инсерт- пометки в тексте.
|
|
|
«Я рекомендую- представление прочитанной книги» |
|
На третьем этапе используются разные формы организации совместной профессиональной деятельности для овладения педагогами выбранными приемами организации деятельности. Например, педагог-наставник, который сопровождает молодого педагога, показывает «заказанные» приемы, используя разные формы, например, открытый урок (целый или фрагмент), презентация, короткий мастер-класс, круглый стол, деловая игра. Следует отметить, что в данной работе молодой педагог имеет возможность обращаться не только к своему прямому педагогу – наставнику (закрепленному за ним), но и раскрывать свой интерес в коммуникации с другими педагогами при выборе приема или технологии (таких наставников в нашей школе мы называем «плавающие наставники»). В данной ситуации продуктивнее всего будет собраться вместе: молодому педагогу, педагогу-наставнику и «плавающему» наставнику. Поскольку необходимо понимать: а) какую работу по данной теме проделали молодой педагог и педагог-наставник; б) какие трудности возникают при подготовке и где необходима корректировка деятельности; в) в каких направлениях преуспели. Прояснив данные вопросы, мы можем более четко продумать пробное действие с педагогом. При желании педагог - наставник может сопровождать своего подопечного и совместно знакомиться с выбранным приемом.
Пример: Молодой педагог Куланачева Д.А.
Пробное действие: Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: Анализ лирического произведения.
Прием: Сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текст.
Контекст ситуации: Молодой педагог посетила урок, где использовался прием сравнения текстов, и приняла решение попробовать данный прием. Консультантом был выбран педагог, который не является ее прямым наставником. Следует учесть, когда молодые педагоги выбирают тот или иной прием, они не всегда учитывают работу, которую педагог проделывает при подготовке и внедрению к «новому» приему. Они пытаются внедрить прием, не имея базы для его реализации . Возникла проблема, как встроить новый прием в работу класса, не имея достаточной подготовки.
Решение ситуации: Для результативности работы было необходимо определить, какую работу по данной теме проделали молодой педагог и педагог – наставник. Составили схему-план необходимых шагов для достижения цели урока.
Необходимо для урока |
Пробовала ( дети знакомы) |
Сомневаюсь |
Мотивационный момент (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме) |
Загадки, элементы театрализации, пословицы и поговорки относящиеся к теме урока, постановка проблемного вопроса. |
Эпиграф к уроку, высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока. Прием прогнозирования. |
Работа с лирическим произведением. Сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текста. (путем «цветописи»)
|
Работа по вопросам, составление вопросов по тексту. Словарная работа( работа с устаревшими словами). Использование словаря настроений. Выразительность знаков (пунктуация) |
Сравнение текстов. Работа с литературоведческими терминами (олицетворение, сравнение) Сравнение путем «цветописи». Сопоставление текстов |
Коммуникационный (обмен мнениями) |
Выборочное чтение |
Работа с иллюстрациями. |
Формы организации |
Пара, группа. |
Групповая работа с опасением активности всех детей. |
Оценочный (рефлексия) |
Цветопись, незаконченные предложения |
Синквейн |
Данный план показал, что необходимо доработать некоторые направления для организации урока. В частности организация групповой работы, работа с литературоведческими терминами (олицетворение, сравнение). Знакомство с понятием «цветопись». Затем, исходя из особенностей класса и используемых приемов работы, был составлен урок. В итоге урок «Сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текста» получился насыщенным интересными приемами и заданиями ,вопросами. Цель урока удалось реализовать. Но возникли другие проблемы, с которыми молодому педагогу предстоит работать далее. А именно: умение детей слушать мнение другого, высказывать и обосновывать свою версию, работа с литературоведческими терминами.
На четвертом этапе педагог-наставник вместе со своим подопечным готовит пробное действие, которое молодой педагог показывает на своем классе. На пробный урок приглашаются все заинтересованные педагоги. После урока происходит анализ пробного действия: что получилось и не получилось, чем интересен и полезен данный прием, какие его вариации можно использовать. Таким образом, происходит взаимодействие не только наставника и молодого педагога, но и педагогов, которые заинтересованы в данном приеме. И в итоге образуется интересный «круговорот», где молодой педагог не только посмотрел, но и сделал пробное действие, а также возможно определился со своим интересом. По ходу работы педагогами заполняется «рабочий лист», в котором отмечаются основные моменты выбранного приема.
Рассмотрим реализацию указанных этапов применительно к методической ярмарке на тему: «Современные педагогические приемы и технологии в образовательном процессе»
Цель: повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых приемов и технологий организации совместной деятельности.
Задачи: 1.Погрузить педагогов в ситуацию осознанного выбора технологии.
2.Стимулировать профессиональный интерес, планировать педагогические пробы.
3.Выявлять проблемы в работе начинающих педагогов и обучать их преодолению;
4.Обеспечивать обмен опытом успешной педагогической деятельности;
5.Освоение и распространение инновационного опыта учителей, погружение молодых педагогов в инновационное пространство школы.
1этап. Презентация педагогами приемов и технологий, которыми они владеют и считают ресурсными в плане организации совместной деятельности.
Форма: заполнение «Прайс - листа методических приемов и технологий»;
· презентация приема, технологии с учетом особенностей его использования на разных уроках;
Табл. 1.Прайс - лист методических приемов и технологий.
№ |
Представляемые методические приемы и технологии.
|
Участники |
|
|
|
2этап. Выбор методических приемов и технологий (заполняется таблица)
Табл. 2. Заполненный прайс - лист методических приемов и технологий (пример).
Куратор |
Прием или технология |
Участники |
Время консультаций и пробного действия |
Ф.И.О |
Информационный круговорот |
Ф.И.О участников |
Пятница- 11.11,3урок |
Работа с текстом приемы работы с опорными словами |
Ф.И.О участников |
Пятница-3урок |
3этап. Организация работы групп по выбранным приемам, технологиям и постепенное заполнение «Рабочего листа»
Рабочий лист
1.Ф.И.О учителя____________________________________________________________
2.Выбранная технология, прием._______________________________________________
3.Консультант(ы)___________________________________________________________
4. План работы группы_______________________________________________________
Основные моменты приема, технологии.
|
Способы достижения |
|
|
5.Пробное действие_(форма, время, место проведения) ________________________________
6. Анализ пробного действия
Получилось |
Доработать |
|
|
7. Результативность приема. 8. Результативность мероприятия (положительные, удачные моменты мероприятия, достижение результата, узнали новое, попробовали).
Комментарий: На данном этапе молодые педагоги знакомятся с новой технологией (приемом). Знакомство может проходить по-разному, в виде:
- открытого урока, представленного наставником- куратором
- презентации приема или технологии (мастер-класс)
- представления на «круглом столе» (презентируется прием, видео материал, задаются вопросы участниками, проясняются спорные и непонятные моменты)
4этап. Пробное действие, совершаемое молодым педагогом:
Варианты: молодой педагог готовит с консультантом («плавающим наставником») и пробует; показывает консультант, молодой специалист учится, анализирует, расспрашивает, пробует; показывает консультант на классе молодого специалиста, молодой специалист учится, анализирует, расспрашивает, пробует.( Наставник разрабатывает урок для класса молодого учителя с учетом выбранного приема и проводит его. Затем при анализе урока обсуждают, какие моменты относительно приема получились, а какие необходимо доработать).
5этап. Анализ пробного действия. Доработка приема.
6этап. Рефлексия (с использованием рабочего листа)
Комментарий: Совершили пробное действие 5учителей . Для пробного действия выбраны приемы работы с текстами, поскольку основная часть предложенных технологий и приемов на этапе представления охватывала больше гуманитарный цикл (работу с познавательным текстом, задания на составление текста, его графическое изображение): «зигзаг», мнемотаблицы, «информационный круговорот». Также данные приемы отражают, в большей степени, групповые формы соорганизации участников совместной деятельности.
Результативностью пробного действия педагоги отмечают: высокая мотивация детей, навыки групповой работы, глубокое изучение информации, ответственность за работу, отработан большой объем материала, использование графических элементов для фиксации текста.
Работа консультантов.В роли консультанта побывали 4 учителя . Консультантами были выбраны разные формы представления заинтересовавших приемов:
- Демонстрация приема на своем классе, затем обсуждение, уточнение алгоритма работы и пробное действие.
- Демонстрация приема на классе, где данный прием выбрали для работы , затем анализ, рефлексия, пробное действие.
- Консультация-разъяснение по использованию конкретного приема , помощь в подборе учебного материала, алгоритма действий и анализа, рефлексии после пробного действия.
Следует отметить, педагоги–консультанты выполняли две функции: обучающую на этапе знакомства с приемом и консультативно-сопроводительную на этапе пробного действия и его анализа.
В качестве результативности мероприятия педагоги отмечают: полезный обмен опытом, использование и проба новых приемов, очень полезно посетить занятия коллег, в совместной работе получилось что-то новое и интересное.
Следует отметить, что на ярмарке педагог - наставник может выступить не только в роли «сопровождающего» и «обучающего», но и «экспериментирующего». То есть, ярмарка - это то место, где можно продвинуться вперед и попробовать новый прием, которому впоследствии можно научить педагогов. Любой педагог, пробуя что-то новое, всегда сомневается, получится или нет, продуктивно или не продуктивно. Технически это может выглядеть так:1 этап. Пробное действие (открытый урок или презентация данного приема). 2 этап. Анализ пробного действия, который позволяет собрать информацию, сформулировать проблему данного приема, плюсы и минусы пробного действия.3 этап. Генерация вариантов решения. На этом этапе важно создать творческую атмосферу и привлечение экспертов. Больше вовлеченности разных сторон и оценка вариантов решения. Привлекать не только профессионалов, которые что-то могут предложить, но и молодых педагогов.4 этап. Возможно повторная проба приема с корректировкой. Или пробу может совершить другой педагог.
Вывод. Сопровождать молодых педагогов можно по-разному. Можно давать указания и требовать их исполнения, а можно организовывать наставничество именно как совместную деятельность наставника и его «ученика». Нельзя все сводить только к методическому сопровождению молодого педагога, где педагогов учат или доучивают методике. В нашей школе мы пытаемся их учить совместной деятельности: познавательной, исследовательской, проектной. Именно через это мы погружаем их в пространство инновационной деятельности школы, в которм постепенно каждый из них найдет свое место.
Литература
1. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы : коллективная монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. – 342 с.
2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади / под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск : UFO-press, 2003. – 296 с.
3. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г.Н. Прозументовой. – Барнаул ; Томск, 1997. – 128 с.
4. Калачикова О.Н. Использование экспертизы в управленческой поддержке инновационной деятельности педагогов // Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г.Н.Прозументовой. Томск, 2007. – С. 131-141.
5. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. / С.И. Поздеева – Томск.: Дльтаплан,2004 – 311с.
6. Построение открытого совместного действия в начальной школе. Методические материалы к образовательной программе / под ред. С.И. Поздеевой. –Томск: Издательство Дельтаплан, 2002. – 44с.
7. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.