Статья: «Методика проведения дискуссий на уроках истории».

  • docx
  • 01.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Т. Д. 8 Статья.docx

 

               Статья: «Методика проведения дискуссий на уроках истории».

Динамичное развитие современного российского общества требует от каждого человека умения быстро ориентироваться в окружающей действительности и сознательно адаптироваться к ней. Все большее значение сейчас приобретает способность воспринимать и интерпретировать расширяющийся поток социальной и иной другой информации. Все это предъявляет соответствующие повышенные требования к подготовке подрастающего поколения в рамках изучения истории.

В современной системе российского образования важнейшая роль принадлежит нетрадиционным и инновационным формам и методам обучения, которые, в свою очередь, направлены на повышение самостоятельной, творческой и научно-поисковой деятельности, активизацию творческой активности учащихся на уроке. Одной из таких инновационных форм заданий на уроке, на котором, как считает М. Л. Гольдберг, «учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия».

Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. Культура проведения дискуссий, отмечает Е. А. Резчикова, «владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе».

В педагогическом смысле дискуссия – это, по словам М.В. Коротковой, «метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися». Дискуссия используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В практике работы педагога возможно использование различных видов дискуссий. Рассмотрим некоторые из них.

а) структурированная (регламентированная) дискуссия – имеет четкий план, структуру, регламент обсуждения. При этом малые группы изучают конкретную проблему как часть какой-либо глобальной проблемы, которую необходимо решить классу;

б) дискуссия с элементами игрового моделирования – проблема при этом ставится и решается не просто с позиции современного человека, а с точки зрения представителей определенного социального слоя;

в) проектная дискуссия – основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме в результате исследования и выявления затруднений в ее решении; г) «дебаты» – формализированная дискуссия на заданную тему. Как правило, урок с ее использованием проходит на основе соперничества нескольких команд. Команды ведут спор (обсуждение) вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда учащихся и защищает другая.

Кроме того, существует также классификация дискуссий по формам проведения. Выделяют при этом: парную, командную и групповую дискуссии.

1. Парная дискуссия (модель «вертушка») – направлена на одновременное включение всех учащихся в активное обсуждение с разными партнерами по общению.

2. Командная дискуссия (модель «дебаты») – построена на основе соперничающих команд.

3. Групповая дискуссия – построена на основе работы основной группы сильных ребят и «аудитории». К ним относятся уроки по типам «круглого стола», «заседание экспертной группы», «пресс-конференция», «симпозиум», «диспут» и т. д.

Методика проведения дискуссий на уроках истории включает выбор темы, подготовку учащихся и организацию процесса обсуждения. Дискуссия — это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление различных позиций, идей, мнений. 

Цели

·         Развитие критического мышления — ученики учатся анализировать различные точки зрения, сопоставлять факты и делать выводы. Это особенно важно на уроках истории, где учащиеся сталкиваются с множеством интерпретаций событий и личностей.

·         Формирование навыков аргументации и защиты своей позиции — учащиеся учатся не только выражать свои мысли, но и слушать других, учитывать их мнение и вносить коррективы в свою позицию на основе услышанного.

·         Повышение интереса учащихся к изучаемым темам — когда ученики вовлечены в активное обсуждение, у них появляется возможность увидеть, как изучаемые события и идеи отражаются на их собственной жизни.

Виды

Некоторые виды дискуссий, которые можно использовать на уроках истории:

·         Структурированная (регламентированная) — предполагает чёткий план, структуру и регламент обсуждения, «малые группы» изучают «частную» проблему как часть общей глобальной проблемы. 

  • Дискуссия с элементами игрового моделирования — проблема ставится и разрешается не просто с позиции современного человека, а под углом зрения представителей определённого социального лагеря.
  • Проектная — основана на методе подготовки и защиты проекта по определённой теме в результате исследования вопроса и выявления трудностей в его решении. 
  • «Дебаты» — формализированная дискуссия на заданную тему, как правило, урок проходит на основе соперничества нескольких команд.

Подготовка

Учитель должен заранее подготовить темы для обсуждения, выбирая их с учётом интересов и уровня подготовки учащихся. Темы должны быть актуальными и вызывать интерес. Также важно, чтобы тема была неоднозначной — в литературе должны быть представлены различные позиции по ней, что создаст возможность для обмена мнениями. 

Некоторые элементы подготовки:

·         Составление плана дискуссии — учитель определяет основную проблему и ряд второстепенных вопросов, которые помогают более полно раскрыть содержание темы.

·         Распределение учащихся на группы — если предполагается деление на группы, целесообразно осуществить его заранее, чтобы на уроке не тратить на это время.

·         Распределение ролей — например, ведущий (модератор) организует работу участников групп, аналитик задаёт вопросы участникам обсуждения проблемы, подвергает сомнению высказанные идеи.

Проведение

Некоторые правила проведения дискуссии:

·         Корректное поведение учителя — преподавателю лучше не прерывать выступающих и вмешиваться в ход обсуждения только в том случае, если ученик отвечает не по существу.

·         Направление рассуждений учащихся к правильным выводам — учитель отсекает избыточную информацию в выступлениях учащихся, группируя важные выводы и сближая точки зрения дискутирующих. 

·         Подведение итогов — делается резюме по теме из сказанного, кратко даётся обзор полученных фактов и мнений, суммируются обсуждаемые проблемы. 

Примеры упражнений:

·         Мозговой штурм — ученики коллективно обсуждают проблему, ищут её решение, при этом свободно выражают своё мнение, принимаются все идеи, даже противоречащие общему мнению.

·         Круглый стол — на занятие выносится проблемный вопрос, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения, ученики заранее готовят небольшие доклады, в которых отражают свою позицию по вопросу.

Целенаправленно обучению умению грамотно вести полноценную дискуссию надо начинать параллельно с обучением умению доказывания примерно с 8-го класса общеобразовательной школы. В 9-м классе уже проводятся дискуссии по усложненным темам, а в 10–11 классе данное умение продолжает отрабатываться и совершенствоваться. Таким образом, учитель истории использует на своих уроках элементы дискуссии, особенно в старших классах. Дискуссия учит детей грамотно и продуктивно обосновывать свое мнение, отстаивать его, выслушивать мнение оппонента и способность вести конструктивный спор.