Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»
Оценка 4.6

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Оценка 4.6
docx
11.12.2019
Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»
Статья методы научного познания в спец.псих-пед.docx

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

 

Кафедра коррекционной педагогики

 

«Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

 

Подготовила: студентка 2 курса 262 группы Солохина Ольга, Саратов 2019

 

Ключевые слова: методы, специальная психология, специальная педагогика, научное исследование, ограниченные возможности здоровья

 

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

В России количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В 19 веке Всемирной организацией здравоохранения была принята трехзвенная шкала ограниченных возможностей человека. Первая ступень называется «недуг», к ней относятся люди с утратой или аномалией одной из основных функций (анатомической, физической, психологической и т.д). Вторая ступень – «ограниченные возможности», в эту группу входят пациенты с дефектами, которые не позволяют им исполнять нормальную для обычного человека деятельность. К третьей ступени применим термин «инвалидность» или «недееспособность». Сюда попадают люди с ограниченными возможностями, неспособные выполнять характерную им социальную, возрастную или половую роль. В нормативно-правовой документации Российской Федерации людей с ОВЗ причисляют к инвалидам только на определенных основаниях, которые описаны в законодательстве. Любая тяжелая травма может послужить причиной попадания человека в категорию людей с ограниченными возможностями здоровья. Данное утверждение справедливо, если вышеупомянутый недуг привел к снижению уровня трудоспособности или появлению необходимости жизнеобеспечения.

Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis – род, вид). Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины.

Термин «коррекционная педагогика» не является общеизвестным и широко употребительным среди зарубежных специалистов. Этой педагогической дефиницией в одних случаях заменяют существовавшее ранее понятие «дефектология» или используют как адекватный ей термин. В иных случаях коррекционная педагогика охватывает не только область специальных научных знаний, но и основы психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.

Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.

Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни.

Имея с общей педагогикой единую конечную цель – достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

К специфическим конкретным целям можно отнести и компоненты личностной реабилитации – воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие.

Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач:

·        изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

·        в соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкретным нарушением;

·        определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем;

·        разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования;

·        разрабатывает и реализует образовательные коррекционно- педагогические, компенсационные и реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями;

·        изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека;

·        разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально- трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью;

·        взаимодействует с социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к людям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта;

·        исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития;

·        совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Специальная психология - психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Специальная психология изучает психологические особенности детей, дефект которых обусловлен поражением коры ГМ (диффузным или парциальным), нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе. При этом недостатки не означают болезненных состояний. Специальная психология имеет дело с устойчивыми состояниями в результате перенесенного когда-то заболевания или повреждения, в отличие от текущих психических заболеваний (патопсихология) или соматических заболеваний (психосоматика).

Объект изучения специальной психологии – лица с недостатками в развитии.

·        В качестве отдельных направлений в специальную психологию входят:

·        психология детей с выраженными (стойкими) отклонениями в интеллектуальном развитии (психология умственно отсталых, олигофренопсихология);

·        психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология);

·        психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология);

·        психология детей с задержкой психического развития;

·        психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

·        психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

·        психология лиц с нарушениями речи;

·        психология детей со сложными недостатками развития.

Предмет изучения СП – особенности психики: познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение) и личность (мотивы, эмоциональная сфера, воля, коммуникация, деятельность) аномальных детей.

Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.

Основная задача СП – изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специальных методов и приемов обучения и воспитания.

Задачи СП:

1. изучение психологических особенностей и закономерностей психического развития лиц с недостатками в разных условиях (прежде всего, в ситуации обучения);

2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

3. разработка средств психологической коррекции недостатков развитии;

4. психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания;

5. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения в разных условиях;

6. психологическое изучение и организация социальной адаптации лиц с недостатками в развитии;

7. психологическая коррекция социальной дезадаптации лиц с отклонениями;

8. поддержка профессионального обучения лиц с недостатками развития.

Содержательно-практическая сторона СП определяется 3 основными блоками:

Психодиагностика: выяснение структуры дефекта, его внешних и внутренних проявлений и причинах возникновения, типа и психологических характеристик дизонтогенеза, степени развития навыков, умений, способностей, состояний, мотивов, черт личности, поведения, использование адекватных методов исследования, умение строить прогнозирующие суждения, обосновывающие диагноз и выбор средств коррекционно-педагогической работы.

Коррекционная работа:абилитация, коррекция и компенсациянарушенных функций, соц. адаптация личности, реабилитация, восстановительное и развивающее обучение.

Психопрофилактика (система мер по охране и сохранению психического здоровья): учет влияния имеющегося первичного дефекта на изменения и задержку развития аномального ребенка и осуществление мер по предупреждению их появления в семье и детских образовательных учреждениях.

Основные методы исследования специальной педагогики и специальной психологии

Методы научного исследования в специальной педагогике и психологии — это пути и способы познания педагогической действительности в сфере специального образования.

Специальная педагогика, безусловно, широко применяет методы исследования, используемые педагогикой, а также общенаучные методы, при необходимости привлекает и методы исследования некоторых частных наук (например, психологии, социологии).

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. К ним относятся:

·        операциональные методы — изучение литературы и других источников, обобщение педагогического опыта, наблюдение, сравнение, анкетирование, опрос (интервью), измерение (тестирование), изучение продуктов деятельности исследуемого объекта, оценивание, рейтинг (экспертные оценки), педагогический консилиум;

·        экспериментальные методы — констатирующий эксперимент и формирующий, переходящий затем в опытную работу — отладку опытной педагогической модели в реальных условиях образовательной практики.

Методами научного исследования в специальной педагогике являются – наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, также используются методы изучения психолого-педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и др.

Метод наблюдения. Данный метод характеризуется непосредственным, в большинстве случаев - целеустремленным и систематическим, зрительным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдения могут быть стандартизированными (по определенной форме, плану) и нестандартизированными, выборочными и сплошными, включенными (совместная деятельность) и невключенными, прямыми и косвенными - инкогнито ("исподтишка"). Задачей наблюдения является накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Результаты наблюдений дают педагогу основу для корректировки учебно-воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение детей. Недостатком наблюдений является их субъективность, так как каждый человек воспринимает явления по-своему, используя свой социокультурный и психо-эмоциональный капитал.

Метод беседы и интервью. Это вопросно-ответные методы устного опроса, сбора психолого-педагогических и социокультурных данных, при которых источником информации выступает вербальное сообщение людей. Применение данных методов в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда четко намечена цель предстоящей беседы или интервью, намечен круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволяют выяснить сущность интересующих исследователя проблем.

Метод анкетирования. Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию.

Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования.

Метод педагогического эксперимента (от лат. experimentum - проба, опыт). Эксперимент - это активная форма познания объективной действительности в науке, когда явления изучаются при помощи целесообразно выбранных (естественный) или искусственно созданных (лабораторный) контролируемых условий с целью установления закономерных связей между ними. Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.Педагогический эксперимент включает несколько этапов: – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач; – разработка методики исследования, методов обработки результатов; – проведение констатирующего эксперимента с помощью выбранных экспериментальных заданий; – количественная обработка и качественный анализ данных констатирующего эксперимента; – формирующий (обучающий) эксперимент по специальной методике, сконструированной с учетом результатов констатирующего эксперимента; – проверка эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте; – трансляция результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.

Методы теоретического познания

Существуют две группы методов теоретического познания, применение которых может оказаться успешным в специальной педагогике.

1. Способы мыслительной деятельности, направленные на теоретическую реконструкцию (моделирование, репрезентация) эмпирического уровня научного знания. К ним относятся: идеализация, моделирование, объяснение, понимание, подтверждение, опровержение, интерпретация, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

2. Средства и способы совершенствования самого теоретического знания: формализация, рефлексия, конструктивно-генетический метод и др.

На этапе обработки полученных в исследовании данных в специальной педагогике, как и в других областях знаний, широко используются математические методы, чаще всего методы математической статистики. С их помощью становится возможным точно оценить результаты эксперимента и выразить их в количественном эквиваленте.

Методы специальной психологии можно подразделить на три большие группы: методы исследования, методы профилактики и методы воздействия. методы исследования слагаются из методов сбора информации и методов ее обработки.

К методам исследования, которыми пользуется специальная психология, относятся: эксперимент, наблюдение, беседа, сбор анамнестических данных и ряд других.

При использовании эксперимента в специальной психологии необходимо помнить о двух особенностях:

- организационно методическая сторона эксперимента во многом определяется формой нарушения в развитии;

- большинство методик создано в расчете на здоровых детей и могут оказаться не вполне валидными по отношению к детям с отклонениями в развитии.

Метод эксперимента подразделяется на индивидуальный и групповой; лабораторный и естественный; констатирующий и формирующий. Все перечисленные виды экспериментальной работы так или иначе используются в специальной психологии, но преимущество отдается индивидуальной форме.

В области специальной психологии стандартизированные методики (тесты) традиционно используются весьма широко, так как именно здесь они впервые и появились. Но применение тестовых технологий требует высокого профессионализма и осторожности. В повседневной работе специальные психологи часто используют не весь тест, а лишь его отдельные фрагменты, наиболее адекватные возможностям ребенка, или несколько изменяют стандартные условия. При этом в обоих случаях приходится ориентироваться не на тестовые нормативные данные, а собирать «внутренний» норматив, с которым соотносятся новые индивидуальные результаты.

И наконец, самое важное. Подавляющее большинство стандартизированных технологий отражают лишь наличный уровень психического развития испытуемого, зону его актуального развития.

Но для практики специальной психологии и особенно коррекционной педагогики этого мало: необходимо иметь прогноз, сведения о потенциальных возможностях ребенка, о зоне его ближайшего развития. От этого зависит не только эффективность дифференциальной диагностики, но и направление коррекционной работы и оценка ее продуктивности. Решение этих задач возможно только путем экспериментальной стратегии и прежде всего формирующего (обучающего) эксперимента.

Таким образом, стандартизированные методики в специальной психологии могут использоваться с определенными ограничениями, в виде вспомогательного средства при ведущей роли экспериментального подхода и качественного анализа полученного материала.

Метод наблюдения - целенаправленное восприятие изучаемого объекта. Наблюдение, в силу пассивной позиции исследователя по отношению к объекту познания, безусловно, проигрывает эксперименту во временных затратах. Но оно имеет и весьма важное преимущество. Эксперимент, в какой бы форме он ни реализовывался, всегда несет элемент искусственности, что не может не сказаться на характере и качестве результатов. Наблюдение воспроизводит объект изучения в естественных условиях, что повышает его экологическую валидность. Наблюдение может быть эффективным, если отвечает ряду требований. Прежде всего, оно должно быть целенаправленным, то есть исследователь наблюдает не вообще за всем многообразием поведения индивида, а выбирает лишь определенные, необходимые для изучения фрагменты. Другой важной особенностью процесса наблюдения является его объективность.

Не менее продуктивно в сравнении с другими техниками в специальной психологии используются и методы беседы, сбора психологического анамнеза. Беседа выступает как в качестве дополнения к эксперименту, так и вполне самостоятельно. Ее проведение требует высокого профессионализма. Прежде всего, психолог должен установить хороший контакт с ребенком, создать атмосферу доверия и безопасности. Собеседник должен чувствовать заинтересованное отношение к себе. Следует просто и доходчиво объяснить причину, по которой с ним проводят данный разговор. Задаваемые вопросы должны быть понятны. Здесь также необходимо точно определить цель, основное содержание беседы, характер и последовательность предлагаемых вопросов, которые формулируются в процессе подготовки. Психолог тактично направляет беседу в нужном направлении, если исследуемый уходит в сторону, переформулирует вопросы, если они оказываются неясными. В процессе беседы фиксируются эмоциональные реакции, интонации испытуемых.

Анамнестический метод. Сбор анамнестических сведений — истории психического развития ребенка проводится путем бесед психолога с родителями, учителями, воспитателями ребенка, путем анализа имеющейся документации. Анамнестические сведения можно существенно пополнить, если история развития ребенка воспроизводится разными людьми (отцом и матерью, одним из родителей и учителем и т. д.).

К методам обработки информации современная специальная психология относит все способы анализа и интерпретации полученной информации (классификацию фактов, построение теоретических моделей, создание типологий), а также методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ).

В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом. Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.

Психокоррекция - это метод психологического воздействия на человека, направленный на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию.

Интенсификация учебного процесса, повышение требований к интеллектуальным способностям детей и одновременное ухудшение состояния здоровья детского населения делают необходимым разработку специальной диагностики, направленной на контроль за ходом психологического развития ребенка. При этом необходимо иметь в виду, что, чем раньше будет начинаться школьное обучение, чем сложнее оно будет, тем у большего числа детей будут обнаруживаться недочеты, связанные с предшествующим развитием. Следовательно, контроль за процессами развития должен быть особенно тщательным для того, чтобы исправление отклонений в развитии начиналось как можно раньше.

В отечественной детской психологии установлено, что каждый возрастной период характеризуется:

·        определенной социальной ситуацией развития, то есть специфичным отношением ребенка к действительности, прежде всего к социальной действительности, активным взаимоотношением с определенными ее сторонами;

·        ведущим типом деятельности, в котором осуществляется интенсивное овладение ребенком этими сторонами действительности;

·        основными новообразованиями, возникающими на данной основе и характеризующими общую организацию сознания к концу каждого периода, приводящую к распаду социальной ситуации развития и возникновению нового типа деятельности.

Психологическое исследование детей с нарушениями в развитии является частью медико-психолого-педагогического изучения ребенка, что обеспечивает всестороннюю оценку особенностей его развития. Идея комплексного подхода к изучению ребенка становится реальной при оптимальном сотрудничестве специалистов различного профиля, участвующих в диагностической и коррекционной работе с детьми.

Для диагностики нарушений психического развития ребенка существенное значение имеют сведения, характеризующие состояние нервной системы ребенка, его соматическое и психическое развитие, уровень навыков и знаний, которыми должен владеть ребенок определенного возраста и т.д. Это связано с тем, что нарушения психического развития у детей могут быть обусловлены разными причинами биологического и социального характера и могут проявляться как самостоятельное нарушение или как симптом в синдроме нервных и нервно-психических заболеваний.

 

Список использованных источников

 

1.     Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. - М., 1996. Усанова О. И Дети с проблемами психического развития — М., 1995.

2.     Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова — Москва: Новая школа, 1996.

3.     Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.

4.     «Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.

5.     «Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.

6.     «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кумариной. — Москва: Академия, 2001.

7.     «Коррекционная педагогика» / Поваляев М. А. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

8.     «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кумариной. — Москва: Академия, 2001.

9.     «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.

10. «Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» / Семаго М. М. — Москва: Аркти, 1999.

11. «Специальная педагогика» / Н. М. Назарова — Москва

12. «Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин — Москва, 2008.

13. «Сурдопедагогика» / М. И. Никитина — Москва, 1989.

14. «Сурдопедагогика» / Е. Г. Речицкая — Москва, 2005.

15. «Лечебная педагогика» / Е. М. Мастюкова — 1997.

16. «Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха» — СПб, 2007.

 

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»

Статья «Методы научного познания в современной специальной педагогике и специальной психологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019