Урок по истории России, 7 класс, "Народные движения"
Оценка 4.8

Урок по истории России, 7 класс, "Народные движения"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
история
7 кл
12.05.2021
Урок по истории России, 7 класс, "Народные движения"
Методическая разработка урока, с дополнением в виде дидактического раздаточного материала к уроку, по теме "Народные движения"
Народные движения.docx

Урок по истории России  конец XVII-XVIII век по теме:

«Народные движения»

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-лекция

Образовательные ресурсы: История России конец XVII-XVIII век 7 класс:учеб.для общеобразоват.организаций/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина-3-е изд.- Москва, издательский центр «Просвещение», 2019 г.;  презентация «Народные движения»; раздаточный материал для работы в группах(приложение №1,2); иллюстрации «Соляной бунт, Медный бунт» художника Э.Лисснера.

План урока: 1) организационный момент. 2)проверка домашнего задания.3) мотивация к учебной деятельности. 4) изучение нового материала. 5) закрепление темы. 6) домашнее задание.

План изучения: 1. Соляной бунт. 2. Медный бунт. 3.Востание Степана Разина.

Основные понятия, изучаемые  на уроке: Абсолютизм, крепостное право, Соборов уложение, раскол, посад, секты, скиты, старообрядчество, белые слободы, крестьянская война

Планируемые результаты:

1)учащиеся смогут раскрыть основные причины народных движений. 2) с опорой на текст учебника освещать необходимые факты восстаний; 3) смогут продолжить формировать умение работы с историческими источниками;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Приветствие учеников, проверка подготовки к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

II.Проверка домашнего задания

Приступим к проверке домашнего задания. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности:

- Был в польском плену.  В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси.  Управлял страной вместе со своим неопытным  сыном.(Патриарх Филарет)

- Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых.  Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича.  Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. (Царь Алексей Михайлович)

- Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.  Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон)

-Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь.  За непокорность,  приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)

Какие событие произошли в эти годы? -1619 г. – митрополит Филарет Церковным Собором избран патриархом Московским и всея Руси.

- 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова

- 1649 год – принятие Соборного уложения.

- 1651 год – Никон становится патриархом

- 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором

- 1666 год - созван церковный Собор для суда над патриархом Никоном

 

Отвечают на вопросы учителя.

II.Мотивационно-целевой этап

Учитель задает наводящие вопросы

В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. И этот XVII век прозвали «бунташным».

-Как вы думаете, что означает понятие «бунташный»?

-Какую же цель поставим на нашем уроке?

Участвуют в беседе.

 

-Потому что было много восстаний, народных волнений.

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в ее обсуждении.

Формулируют план урока и записывают его в тетрадь:

1. Соляной бунт

2. Медный бунт

3. Восстание Степана Разина

III. Содержательно-деятельностный этап

План изучения нового материала:

     1. Соляной бунт.

    2. Медный бунт.

                 3.Востание Степана

                  Разина.

 

Изучение всех вопросов урока происходит с помощью групповой работы с раздаточным материалом и учебником.

-Как вы думаете, почему происходили эти волнения?

 

-Но ведь царю помогала церковь, на нее были возложены большие надежды.

-Но ведь царь сам поручил Никону провести эту реформу. Что же случилось?

 

 

Учитель организует работу в группах.

-Ребята,  для более плодотворной работы, предлагаю вам поработать по группам, с помощью текста учебника и исторических источников, которые я вам раздам, выполним задание. После выполнения каждая группа будет в  роли учителя, и будет знакомить своих товарищей с восстанием, которое они готовили. А я буду вам помогать. (Выступления сопровождаются иллюстрациями на экране с помощью учителя)

1. Делит ребят на 4 группы:

1. Соляной бунт.

2. Медный бунт.

3. Восстание Степана Разина.1-й этап.

4. Восстание Степана Разина. 2-й этап

Задания для групп- Приложение №1,2

2. Учитель подготавливает класс к восприятию материала:

1.Закрыли глаза… Москва. 1648 год. «Соляной бунт». (Слово предоставляется группе детей, приготовивших информацию о «Соляном бунте»).

2. А мы опять закрываем глаза… Медленно идет время, бедствуют люди, растет их недовольство и злость. И вновь перед нами Москва, 1662 год, «Медный бунт». (Слово группе «Медного  бунта»).

3. Но вершиной «Бунташного» века стало восстание Степана Разина, которое зародилось в станицах донского казачества. Переносимся на Дон. (Слово группам).

- Из-за разногласий между правительством и народом. Царь не хотел видеть, какие проблемы волнуют простой народ и, чтобы отвлечь народ, царь постоянно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656-1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др.)

-Между церковью и правительством произошел разрыв из-за церковной реформы, которую возглавил Никон.

-Церковная реформа разделила общество на старообрядцев и нововеров, что еще больше внесло неразберихи в умы простого народа

 

Ребята работают в 4-х группах. Выступают по заданному им пункту.

Знакомят друг друга с информацией, высказываются. Заполняют таблицу(приложение №2).

1.Выступает группа №1

2.Выступает группа №1

3.Выступает группа №3,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

урок 2

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

 

Приложение №1

Исторические источники

 

1)О Соляном бунте 1648 года

Из указа о введении новой пошлины на соль и об отмене сбора стрелецких и ямских денег (1646):

«Для пополнения государевы казны и служилым людем на жалование положити на соль новую пошлину, за все старые пошлины и за проезжие мыты, перед прежнем с прибавкою, на всякий пуд по две гривны... А прежние соляные всякие пошлины и проезжие мыты везде отставить... А будет кому в том месте, где соли возьмет или купит, пошлин платить не мощно, и по тех людех имать записи, што им те пошлины платить на Москве в приказе государевы Болшие казны на срок, как государь укажет... А как та соляная пошлина в государеву казну сполна зберется, и государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Руси указал во всей земли и со всяких людей свои государевы доходы, стрелецкие и ямские деньги, сложить...» (Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века.)

 


2)Фрагмент челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу 2 июня 1648 года:

Материалах по истории СССР: Для семинарских и практических занятий” (М., 1989. Вып. 3)

«Тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Руси, представляем мы все от всяких чинов людей и всего простого народа с плачем и кровавыми слезами униженную челобитную... Тот, который тебе был самым ближним и знатнейшим из Совета, Федор Иванович Шереметев и Борис Иванович Морозов... великого князя казну и доходы уменьшают; да сверх того и нас, бедных подданных, вышеупомянутые ныне пуще прежнего грабят, мучат и на правеже бьют каждого, кто их власти подчинен, и следует предположить, если это не происходит от подкупов, то происходит все же с помощью известного обложения, из которого они могут собирать себе груды сокровищ и строить дома, которые их чину не подобают...» 

3) Фрагмент - О Медном бунте 1662 года

Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000

         «Да в прошлых годех как учинилося у Московского царя с Полским Яном Казимиром королем недружба и война, а потом и с королевским величеством Свейским... и для пополнения казны, и для поспешения ратным людям на жалованье деланы денги... Да в то ж время делали денги - полтинники медные... И крестьяне, увидев такие в одну пору худые деланные денги, неровные и смешанные, не почали в городы возить сено, и дров, и съестных запасов, и почало быть с тех денег на всякие товары дорогов великая. А служилым людем царское жалованье давано полное, а они покупали всякие запасы, и харч, и товары вдвое иеною, и оттого у них в году жалованья не доставало, и скудость почала быть большая. Хотя с тех денгах был указ жестокой и казни, чтоб для них товаров и запасов никаких иеною не подвышали, однако на то не смотрели. А те медные денги год от году подешевели, сперва ходили рубль против рубля, а потом почали ходить по 2, по 3, и по 4, и по 5, и по 6, и по 7, по 10, и по 15, и по 17 рублев медных денег за серебряный рубль. А с торговых людей и с крестьян десятую и пятую денгу имали в казну серебряными денгами, а ратным людем давали жалованье медными денгами...».

4) О восстании под предводительством Степана Разина

ü  Фрагмент из прелестной грамоты Степана Разина:

-Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. Т. 2.

«Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хоче! Богу да государю послужить, да и великому поиску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить».

- И царицынские служилые люди по согласию с тем же вором нам, великому государю, изменили, город Царицын здали и воеводу Тимофея Тургенева и царицынцов и иных тамошних городов детей боярских и всяких служилых людей, которые к их воровству не приставали и бились с ними, ему выдали, и, соединяясь, побили и в воду пометал и...»

ü  Из указа московских служилым людям о посылке служилых людей с воеводой Ю. Долгоруковым на подавление восстания

«Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович... велел вам сказать. В прошлом... году казак донской Стенька Разин с говарыщи, с такими ж ворами, забыв Господа Бога и Пресвятую Богородицу... великому государю, и всему Московскому государству изменил... И на Волге многие пакости чинил, приказных и торговых людей до смерти побил; и пришедши на Яик... яицких служилых людей безвинно посек и город разорил. И он, вор, против тех наших великаго государя ратных людей бился... И тот вор, Стенька... говорил хульные и неистовые слова...»

Приложение №2

Задания для групп

1. Прочитайте текст параграфа 8 и источники по теме.

2. Подготовьте краткое сообщение о народном восстании по следующему плану:

а) Причины восстания;

б) участники восстания;

в) требования восставших;

г) основные события восстания;

д) итоги (результаты) восстания.

3. По ходу выступления групп заполнить таблицу:

Вопросы сравнения

Медный бунт

Соляной бунт

Восстание Степана Разина

Выступление

старообрядцев

Дата

Причины

Территория, охваченная восстанием

Состав участников

Требования участников

Ход восстания

Организация и вооружение армии

Итоги и последствия

 


 

Урок по истории России конец

Урок по истории России конец

Соборного уложения. - 1651 год –

Соборного уложения. - 1651 год –

III . Содержательно-деятельностный этап

III . Содержательно-деятельностный этап

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

Да в прошлых годех как учинилося у

Да в прошлых годех как учинилося у

Вопросы сравнения Медный бунт

Вопросы сравнения Медный бунт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021