Урок по истории России конец XVII-XVIII век по теме:
«Народные движения»
Класс: 7
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-лекция
Образовательные ресурсы: История России конец XVII-XVIII век 7 класс:учеб.для общеобразоват.организаций/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина-3-е изд.- Москва, издательский центр «Просвещение», 2019 г.; презентация «Народные движения»; раздаточный материал для работы в группах(приложение №1,2); иллюстрации «Соляной бунт, Медный бунт» художника Э.Лисснера.
План урока: 1) организационный момент. 2)проверка домашнего задания.3) мотивация к учебной деятельности. 4) изучение нового материала. 5) закрепление темы. 6) домашнее задание.
План изучения: 1. Соляной бунт. 2. Медный бунт. 3.Востание Степана Разина.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Абсолютизм, крепостное право, Соборов уложение, раскол, посад, секты, скиты, старообрядчество, белые слободы, крестьянская война
Планируемые результаты:
1)учащиеся смогут раскрыть основные причины народных движений. 2) с опорой на текст учебника освещать необходимые факты восстаний; 3) смогут продолжить формировать умение работы с историческими источниками;
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент |
Приветствие учеников, проверка подготовки к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
II.Проверка домашнего задания |
Приступим к проверке домашнего задания. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности: - Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном.(Патриарх Филарет) - Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. (Царь Алексей Михайлович) - Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон) -Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум) Какие событие произошли в эти годы? -1619 г. – митрополит Филарет Церковным Собором избран патриархом Московским и всея Руси. - 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова - 1649 год – принятие Соборного уложения. - 1651 год – Никон становится патриархом - 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором - 1666 год - созван церковный Собор для суда над патриархом Никоном
|
Отвечают на вопросы учителя. |
II.Мотивационно-целевой этап |
Учитель задает наводящие вопросы В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. И этот XVII век прозвали «бунташным». -Как вы думаете, что означает понятие «бунташный»? -Какую же цель поставим на нашем уроке? |
Участвуют в беседе.
-Потому что было много восстаний, народных волнений. Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в ее обсуждении. Формулируют план урока и записывают его в тетрадь: 1. Соляной бунт 2. Медный бунт 3. Восстание Степана Разина |
III. Содержательно-деятельностный этап План изучения нового материала: 1. Соляной бунт. 2. Медный бунт. 3.Востание Степана Разина.
|
Изучение всех вопросов урока происходит с помощью групповой работы с раздаточным материалом и учебником. -Как вы думаете, почему происходили эти волнения?
-Но ведь царю помогала церковь, на нее были возложены большие надежды. -Но ведь царь сам поручил Никону провести эту реформу. Что же случилось?
Учитель организует работу в группах. -Ребята, для более плодотворной работы, предлагаю вам поработать по группам, с помощью текста учебника и исторических источников, которые я вам раздам, выполним задание. После выполнения каждая группа будет в роли учителя, и будет знакомить своих товарищей с восстанием, которое они готовили. А я буду вам помогать. (Выступления сопровождаются иллюстрациями на экране с помощью учителя) 1. Делит ребят на 4 группы: 1. Соляной бунт. 2. Медный бунт. 3. Восстание Степана Разина.1-й этап. 4. Восстание Степана Разина. 2-й этап Задания для групп- Приложение №1,2 2. Учитель подготавливает класс к восприятию материала: 1.Закрыли глаза… Москва. 1648 год. «Соляной бунт». (Слово предоставляется группе детей, приготовивших информацию о «Соляном бунте»). 2. А мы опять закрываем глаза… Медленно идет время, бедствуют люди, растет их недовольство и злость. И вновь перед нами Москва, 1662 год, «Медный бунт». (Слово группе «Медного бунта»). 3. Но вершиной «Бунташного» века стало восстание Степана Разина, которое зародилось в станицах донского казачества. Переносимся на Дон. (Слово группам). |
- Из-за разногласий между правительством и народом. Царь не хотел видеть, какие проблемы волнуют простой народ и, чтобы отвлечь народ, царь постоянно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656-1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др.) -Между церковью и правительством произошел разрыв из-за церковной реформы, которую возглавил Никон. -Церковная реформа разделила общество на старообрядцев и нововеров, что еще больше внесло неразберихи в умы простого народа
Ребята работают в 4-х группах. Выступают по заданному им пункту. Знакомят друг друга с информацией, высказываются. Заполняют таблицу(приложение №2). 1.Выступает группа №1 2.Выступает группа №1 3.Выступает группа №3,4
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:
Приложение №1
Исторические источники
1)О Соляном бунте 1648 года
Из указа о введении новой пошлины на соль и об отмене сбора стрелецких и ямских денег (1646):
«Для пополнения государевы казны и служилым людем на жалование положити на соль новую пошлину, за все старые пошлины и за проезжие мыты, перед прежнем с прибавкою, на всякий пуд по две гривны... А прежние соляные всякие пошлины и проезжие мыты везде отставить... А будет кому в том месте, где соли возьмет или купит, пошлин платить не мощно, и по тех людех имать записи, што им те пошлины платить на Москве в приказе государевы Болшие казны на срок, как государь укажет... А как та соляная пошлина в государеву казну сполна зберется, и государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Руси указал во всей земли и со всяких людей свои государевы доходы, стрелецкие и ямские деньги, сложить...» (Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века.)
2)Фрагмент челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу 2 июня 1648 года:
Материалах по истории СССР: Для семинарских и практических занятий” (М., 1989. Вып. 3)
«Тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Руси, представляем мы все от всяких чинов людей и всего простого народа с плачем и кровавыми слезами униженную челобитную... Тот, который тебе был самым ближним и знатнейшим из Совета, Федор Иванович Шереметев и Борис Иванович Морозов... великого князя казну и доходы уменьшают; да сверх того и нас, бедных подданных, вышеупомянутые ныне пуще прежнего грабят, мучат и на правеже бьют каждого, кто их власти подчинен, и следует предположить, если это не происходит от подкупов, то происходит все же с помощью известного обложения, из которого они могут собирать себе груды сокровищ и строить дома, которые их чину не подобают...»
3) Фрагмент - О Медном бунте 1662 года
Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000
«Да в прошлых годех как учинилося у Московского царя с Полским Яном Казимиром королем недружба и война, а потом и с королевским величеством Свейским... и для пополнения казны, и для поспешения ратным людям на жалованье деланы денги... Да в то ж время делали денги - полтинники медные... И крестьяне, увидев такие в одну пору худые деланные денги, неровные и смешанные, не почали в городы возить сено, и дров, и съестных запасов, и почало быть с тех денег на всякие товары дорогов великая. А служилым людем царское жалованье давано полное, а они покупали всякие запасы, и харч, и товары вдвое иеною, и оттого у них в году жалованья не доставало, и скудость почала быть большая. Хотя с тех денгах был указ жестокой и казни, чтоб для них товаров и запасов никаких иеною не подвышали, однако на то не смотрели. А те медные денги год от году подешевели, сперва ходили рубль против рубля, а потом почали ходить по 2, по 3, и по 4, и по 5, и по 6, и по 7, по 10, и по 15, и по 17 рублев медных денег за серебряный рубль. А с торговых людей и с крестьян десятую и пятую денгу имали в казну серебряными денгами, а ратным людем давали жалованье медными денгами...».
4) О восстании под предводительством Степана Разина
ü Фрагмент из прелестной грамоты Степана Разина:
-Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. Т. 2.
«Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хоче! Богу да государю послужить, да и великому поиску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить».
- И царицынские служилые люди по согласию с тем же вором нам, великому государю, изменили, город Царицын здали и воеводу Тимофея Тургенева и царицынцов и иных тамошних городов детей боярских и всяких служилых людей, которые к их воровству не приставали и бились с ними, ему выдали, и, соединяясь, побили и в воду пометал и...»
ü Из указа московских служилым людям о посылке служилых людей с воеводой Ю. Долгоруковым на подавление восстания
«Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович... велел вам сказать. В прошлом... году казак донской Стенька Разин с говарыщи, с такими ж ворами, забыв Господа Бога и Пресвятую Богородицу... великому государю, и всему Московскому государству изменил... И на Волге многие пакости чинил, приказных и торговых людей до смерти побил; и пришедши на Яик... яицких служилых людей безвинно посек и город разорил. И он, вор, против тех наших великаго государя ратных людей бился... И тот вор, Стенька... говорил хульные и неистовые слова...»
Приложение №2
Задания для групп
1. Прочитайте текст параграфа 8 и источники по теме.
2. Подготовьте краткое сообщение о народном восстании по следующему плану:
а) Причины восстания;
б) участники восстания;
в) требования восставших;
г) основные события восстания;
д) итоги (результаты) восстания.
3. По ходу выступления групп заполнить таблицу:
Вопросы сравнения |
Медный бунт |
Соляной бунт |
Восстание Степана Разина |
Выступление старообрядцев |
Дата |
||||
Причины |
||||
Территория, охваченная восстанием |
||||
Состав участников |
||||
Требования участников |
||||
Ход восстания |
||||
Организация и вооружение армии |
||||
Итоги и последствия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.