Статья: "Моделирование на уроках в начальной школе"
Оценка 4.7

Статья: "Моделирование на уроках в начальной школе"

Оценка 4.7
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
30.12.2023
Статья: "Моделирование на уроках в начальной школе"
Статья: "Моделирование на уроках в начальной школе"
_Моделирование на уроках в начальной школе_.docx

Савочкина Людмила Владимировна

учитель МБОУ «Лицей имени Н.Г.Булакина»

г.Абакан

Республика Хакасия

 

Моделирование  на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС (обобщение опыта)

 

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ОПЫТА

 

Великая цель образования –

это не знания,  а действия.

Герберт Спенсер

                 С введением  Федерального  государственного  образовательного стандарта начального общего образования меняется стратегия и тактика, техника и логика реализации идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновление его содержания, форм и методов, комплексный подход к оценке образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных). Изменение целей современного образования повлекло  за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это привело к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности. Каждый учитель проанализировал УМК и разработал программы обучения по предметам. В ходе работы стало ясно, что необходимо пересмотреть приемы, методы и технологии обучения. Изменились требования к организации деятельности учащихся на уроках. Моделирование выступает как универсальное учебное действие.  

Так возникла необходимость пересмотреть тему «Моделирование  на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС». Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения. Целью своей работы над темой считаю - создание обучающей среды, которая способствует формированию ключевых компетенций учащихся, мотивирует учащихся самостоятельно добывать и использовать в образовательных целях необходимую информацию по предметам.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

                Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Несмотря на то, что моделирование как метод научного познания извес­тен науке и используется с давних времен, проблема использования мо­делирования в обучении разрабаты­вается в психолого-дидактических исследованиях лишь в последние 20-30 лет (В.А. Стуканов, А.И. Айдерова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Ш. Фридман, Н.Г. Салмина и др.).

Моделирование - это метод позна­ния интересующих нас качеств объек­та через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволя­ющие исследовать отдельные, интере­сующие нас качества, стороны, свой­ства объекта или прототипа.

И.Б. Новиков определяет моделиро­вание как опосредованное практиче­ское или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объ­ект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящая­ся в некотором объективном соответ­ствии с познаваемым объектом, спо­собная замещать его в определенном отношении и дающая при его исследо­вании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте.

     Другими словами, модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Таким  образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека.

Моделирование является  распространённым приёмом изучения действительности. Модель позволяет продемонстрировать самое существенное в изучаемых объектах, процессах и явлениях.

            Метод моделирования в современной педагогической практике становится одним из основных методов обучения. Моделирование в обучении необходимо по ряду причин:

1)      Чтобы сделать возможным полноценное и прочное овладение учащимися методами познаниями и способами учебной деятельности.

2)      Для формирования у школьников полноценных умственных действий.

3)      Для формирования научно- теоретического стиля мышления.

4)      Для развития рефлектирующей деятельности обучающихся.

5)      Для формирования у школьников УУД.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

                Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с необходимостью решения психолого-педагогических задач. Известно, что младшим школьникам в значительной степени свойственно наглядно-образное мышление. В этом возрасте начинает формироваться логическое мышление, которое необходимо развивать и для которого нужна «пища». Другими словами, способность мыслить символами приходит не сама по себе. С возрастом создаются предпосылки способности, которая будет развиваться в процессе целенаправленного обучения. Отсюда необходимость дать ребенку простор для его развития.

            Ребенок работает с моделями сначала под руководством учителя и с помощью учителя, а затем самостоятельно. Было обнаружено, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда дети сами участвовали в создании модели. Подлинное назначение модели – быть объектом действия, посредством которого можно получить новую информацию об оригинале.

 

СООТНОШЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

Особенность моделирования в сопо­ставлении с наглядностью состоит в том, что объект изучается не непосредственно, а путем исследова­ния другого объекта, аналогичного первому. Между исследователем и объектом познания стоит модель. При этом она не охватывает изучаемый объект полностью, а выражает лишь некоторые интересующие исследова­теля стороны. Собственно, о модели можно говорить лишь тогда, когда она занимает структурное место объекта действия.

Обычную наглядность всегда отмечает некоторая предметность: ребенок наблюдает соответствующее нагляд­ное пособие - например, помидоры, зайцев (в предметном или изобрази­тельном виде наглядности), - но его действия с ними имеют форму мани­пулирования, а не воспроизведения в модели общих и существенных свойств предметов, как это имеет мес­то при моделировании. Поэтому на­глядность позволяет ребенку воспри­нимать только чувственную конкрет­ность предметов, а модель - единство общего и частного, логического и чув­ственного в предметах.

Модель – это схема какого-нибудь объекта или явления Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо признаков. Моделирование - это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Модель создает язык общения, который позволяет выявить сущность объекта.

КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 1. Классификация моделей

            Из представленных в классификации моделей возможно использование в              основном образных и знаковых моделей, т.к. они требуют меньше затрат при     использовании и более понятны младшим школьникам. В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает   совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели  исследуемого объекта или явления.

Задача учителянаучить школьников построению моделей, изучению объектов и явлений с помощью моделирования.

Проделанный анализ показывает превосходство моделирования перед наглядностью в процессе перехода от чувственной формы знания к понятийному мышлению, от единичного к общему, от конкретного представления к абстрактно- мыслительному. При современном школьном образовании должно быть усовершенствовано   и внедрено  моделирование, эвристические возможности которого шире, чем у обычной наглядности.

 

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

 

            Рисунок изображает реальные предметы, о которых говорится в предлагаемом материале, или условные предметы в виде геометрических фигур.

            Краткая запись – это представление в лаконичной форме содержания задачи, выполненное с помощью опорных слов, простых математических выражений, значений исходных величин, связей между ними, а также данными и искомыми величинами.

            Схема или графическая модель – есть перевод абстрактных отношений в конкретно-пространственные формы.

            Таблица – это вид модели, похожий на краткую запись, но данные в ней расставляются не по строкам к опорным словам, а записываются в таблицу.

            Чертеж – условное изображение предметов, взаимосвязей между ними и взаимоотношения величин с помощью отрезков и с соблюдением определенного масштаба.

            Эталон – образец, объединивший в себе характерные свойства предмета или явления,  которому нужно следовать.

            Кластер – прием графической систематизации учебного материала. Прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

 

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

            Опыт показал, что метод моделирования универсален. Ребята с удовольствием составляют рисунки к текстам, изображают информацию с помощью символов. Используя этот метод на уроках математики, я пришла к выводу, что приемы моделирования можно использовать и при изучении других предметов.

ПРИМЕНЕНИЕ  МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов задания являются текстовые задачи. Психологи и многие методисты рассматривают процесс решения задачи как процесс поиска системы моделей. Каждая модель выступает как одна из форм отображения сущности задачи, а ее преобразование осуществляется путем постепенного обобщения, абстрагирования и, в конечном итоге, построения математической модели.

Для построения модели любой сюжетной задачи необходимо выделить в задаче цель, данные величины, зафиксировать все отношения, чтобы с опорой на эту модель можно было продолжить анализ, позволяющий составить план и искать оптимальные пути решения.

Поскольку уровень интеллектуального развития у детей разный, то нельзя, не учитывая индивидуальных особенностей ребенка, научить его решать по шаблону любую задачу. Ученикам с различным уровнем развития требуются различные приемы работы с задачей, поэтому я на уроках математики учу детей построению нескольких видов моделей к одной и той же задаче. Это требуется для того, чтобы дети не оказались в ситуации неуспеха, а чувствовали себя способными решить любую задачу.

Задача. Для новогодней елки купили 4 шарики и 5 сосулек. Сколько всего игрушек купили для елки?

Модель-рисунок: предметный

                                                                                                                    ?

 Схематический рисунок:

Чертеж:                      4                             5

                                                    ?

Рисунок 1. Задача

Чертеж – самая эффективная модель при решении задач на движение. Для усвоения зависимости между величинами применяется решение трех взаимообратных задач. Их лучше представить в таблице. Далее преобразуем полученную зависимость в знаковую модель – формулы.

Данные модели являются эффективным средством поиска решения задач. Они позволяют сформировать у каждого ученика умение решать задачи не за счёт «натаскивания» на основе решения большого числа задач определённого вида, а за счёт разнообразной творческой деятельности каждого ученика.

Когда дети усвоят содержание всех операций, я знакомлю их с инструкцией в виде памятки, которая представлена как алгоритм умственных действий, что побуждает учеников выполнять все операции в определенной последовательности и усвоить образец рассуждений.

                Систематическая работа над формированием у детей умения моделировать текстовые задачи при помощи графов позволяет мне добиваться хороших результатов в обучении.

При отработке смысла действий сложения и вычитания и взаимосвязи компонентов часто использую модели на объединение множеств и удаления подмножества из данного множества. Эти модели так же можно заменить чертежом.

Задание: составить примеры по схемам, решить и записать их.

 


1)

                        +                     =                                 5+3=8

 

 

2)

                                         -                                 =                                   8-5=3   (8-3=5)

 

 


3)        

                                                            7-5=2 или 7-2=5

 

 


Рисунок 2. Схемы примеров

При изучении приемов вычитания двузначных чисел с переходом через разряд можно начать с построения графической модели.

 

41-24

 
 


-Сначала выложим графическую модель примера.

                -Повторите еще раз, как вычитают двузначные числа? (Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы.)

            -Что здесь мешает воспользоваться правилом? (В уменьшаемом не хватает единиц.)

            -Разве уменьшаемое меньше вычитаемого? (Нет.)

            -Где же спрятались единицы? (В десятке.)

            -Как же быть? (1 десяток заменить 10 единицами.)

            -А дальше? (Действуем по общему правилу: из 3дес вычитаем 2дес, получаем 1дес; из 11 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 7 единиц.Результат – 17.)

Затем совместно с учащимися составляется эталон для вычитания с переходом через разряд. Аналогично составляется эталон для сложения с переходом через десяток.

            .10

10

 
_

                                                  +         =           +      =

   ________

Рисунок 3. Эталоны

            Учащиеся сами обнаруживают способ разложения второго слагаемого и объясняют смысл этого способа при решении подобных примеров.

Таким образом, у учащихся уже в начальной школе проявляется самостоятельность и инициативность в целесообразном обосновании любого выбранного решения. У них формируется умение находить свои ошибки, исправлять их, оценивать свои действия. А это есть регулятивныеУУД.

МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, т.к. с ней связано приобретение орфографического навыка.

            Эту задачу  поможет решить прием моделирования орфографического понятия. Создание схемы (модели) решает проблему личностно-деятельного подхода в обучении, значительно активизирует учебный процесс.  Особое внимание придается усвоению понятий и правил в процессе применения (практикования), исключающего зазубривания.

            На своих уроках использую работу со схемами, начиная  с первого класса.

            В период обучения грамоте на уроках мы выбираем предложения и делим их на слова. Обычно для такого анализа используются предложения, состоящие из 2-3 слов. Дети учатся анализировать состав нашей речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы использую с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведение материала по изученной теме до полного понимания.

Я приучаю детей, ещё не умеющих писать, изображать предложения в виде схемы. Вот одна из самых первых схем – схема предложения (1 класс).

Сначала ребята определяют количество предложений в тексте. Получаем схему:

 

                   .                     .                    !

Затем выясняем, что каждое предложение можно разделить на слова. Схема меняет свой вид:

   |________   _____   ____  .

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесенного и слова написанного, но написанного ещё без букв.

            Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Кроме того он видит интервалы между чёрточками и убеждается в том, что в предложении между словами делаются небольшие остановки – паузы.

Усвоив существенные связи между схемой и звучащим предложением, первоклассники успешно справляются с обратным заданием – с составлением предложений по заданным схемам.

            В ходе дальнейшего изучения материала, учащиеся узнают, что слово можно разделить на слоги, а затем и на звуки. Первоначальная схема предложения постепенно преобразуется.

 


РЕКА               МОРОЗЫ                

Схема становится своего рода наглядным алгоритмом его рассуждений и доказательств, опорой его мысли, практической деятельности, связующим звеном между ним и учителем. Схемы по темам дают возможность проводить многократное повторение, облегчают выполнение самостоятельных заданий. 

Овладевая умением моделировать орфограмму, учащиеся приходят к умению выстраивать схемы-алгоритмы. Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении модели, графически ее фиксируя (стрелками, точками, выделением отдельных частей слова, подчеркиванием определенных букв). И, конечно, для полной автоматизации орфографического навыка нужно выполнять определенные упражнения с применением моделирования.

Пример схемы-алгоритма по теме «Три склонения имен существительных». В ходе выполнения задания на группировку слов, ребята под руководством учителя заполняют схему.

Три склонения имен существительных

 
 

 

 

 

 

 


         Ь

1-е склонение

 

2-е склонение

 

 

3-е склонение

 

 
 

 


Схема 3. Три склонения имен существительных

Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваются постепенно и поэтапно в процессе логических рассуждений и размышлений учащихся. Такая работа носит исследовательский характер.

При изучении частей речи очень удобно использовать кластеры для создания универсальной «карточки-помогайки». Получение графически систематизированного изображения темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Составление кластеров повышает познавательную мотивацию детей, и они, видя свою успешность, заинтересовываются познанием нового. Работа с кластером на стадии рефлексии позволяет обучающимся легко запоминать большой объем информации, формирует умение систематизировать свои знания, новый материал, учат выделять главное.

 

 

 

 

 

 


Рисунок 4. «Карточка-помогайка»

Чтобы сделать разнообразной работу с готовой моделью или по её созданию         использую различные приёмы, например:

-привести примеры объектов, которые соответствуют данной модели;

- «расшифровать модель»;

-найти ошибку в расположении схематических карточек;

-придумать символ, обозначающий один из элементов модели;

-расставить карточки-схемы правильно:

-выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем;

-дополнить моделируемый ряд;

-составить схему по ходу рассказа учителя (творческая работа).

           

Когда ребята освоят умение составлять разные виды моделей, можно предложить в ходе урока заполнить технологическую карту-модель урока.

            Обобщая знания детей по теме «Глагол», предлагаю вести работу не в тетрадях, как обычно, а на технологических картах урока (см. рисунок 5).

При изучении и закреплении нового материала проводится основная работа по созданию схем с различной степенью самостоятельности учащихся:

-  учитель строит схему – учащиеся наблюдают;

- учитель начинает моделирование – учащиеся продолжают и завершают работу;

-  учащиеся самостоятельно создают схему;

- при повторении ранее изученного, при проверке и закреплении знаний (использовали готовые схемы и воспроизводили их).

 Очень важное условие в работе с моделями – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Таким образом, схемы – модели включают в процесс запоминания зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить работу на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают «плотность» урока, дают возможность применять необычные формы контроля. У ребят проявляется большой интерес к предмету. Они активно мыслят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА УРОКА: _______________________________________________________________

I. Словарная работа.

            Ж1лать, ж2лтеть, п3бедить, р4ботать, р5совать, св6ркать, уж7нать, ч8рнеть, б9седовать, д10журить, завтр11кать.

_____________________________________________________________________________

II. Обобщение.

1.      Обозначает ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2.      Отвечает на вопросы:

              ________________________________________________________________

ЧТО                   ________________________________________________________________

3.      Имеет _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      По неопределённой форме узнаём__________________________________________

I спряжение: -еть, -оть, -ать, -ять, -ыть, -уть, брить, стелить;

II спряжение: все глаголы на –ить, 7 глаголов на –еть, 4 глагола на –ать.

5.      Изменяется по

   ________ед.ч._______________мн.ч._________

Н. в.

_____________                                      1 л_____________________________________

_____________         ____________    2 л_____________________________________

Б. в.                                                        3 л_____________________________________

_____________         ____________

_____________

                                                                      

 

П. в.

_____________         ____________           ___________________________________

_____________         ____________           ___________________________________

 

6.      В предложении является_________________________________________________

III. Закрепление.

Читает 3_______________________                      Улетели 3__________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________               

Рисунок 5. Карта урока

МОДЕЛИРОВАНИЕ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                К концу обучения ребёнок младшего школьного возраста должен отличаться от своих сверстников конца XX века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе.  Проблема состоит в том, что в настоящее время отмечается снижение интереса к урокам чтения. 

Среди  многообразия форм работы наиболее необычной является так же моделирование. Это связано с тем, что моделирование учитывает возрастные особенности и обеспечивает смену деятельности в течение урока, позволяет каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями,  создаёт игровую ситуацию при овладении читательскими умениями

Моделирование на уроках литературного чтения  – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью первоклассников. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения). Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами.

Предлагаю  работу  с моделями  по формированию специальных читательских умений. Я даю ученикам следующие задания:

1) дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора;

2) дополни модель названием произведения;

3) рассмотри заместители жанров и назови любой рассказ, любое стихотворение.

Пример. Заполни модель к сказке «Репка».

 

 

 


Схема 3. Модель к сказке «Репка»

Модели на уроках чтения помогают запоминать и воспроизводить большие объемы текстов. Также часто применяется модель «Кластер». Это помогает при структурировании  объемной информации, которую учащиеся получают на уроке.

МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ   ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА

            Работая над темой «Моделирование на уроках  в начальной  школе в условиях введения ФГОС НОО» считаю, что одним из приоритетных видов деятельности курса является моделирование объектов и явлений окружающего мира. Ученик прочно усваивает то, что познается через его самостоятельную деятельность, то, что требует познавательных и практических усилий. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), учимся изображать его символом или схемой.  Такая работа носит исследовательский характер. Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Некоторые полученные модели дети оформляют в тетрадях (индивидуально), а дома рассказывают о пройденной теме. В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.

            Очень полезны разнообразные схемы при изучении природоведческого материала. В схемах для 1 и 2 классов лучше использовать лаконичный рисунок. За словом дети не всегда видят адекватный истинному образ. Слово – символ, который несет в себе высокую степень обобщения. Образ рисунка ближе к образу самого предмета, хотя и рисунок в данном случае является символом. Кроме того, семилетние дети еще плохо читают.

            Пример. При изучении животных необходимо выделить группы: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и насекомые. По ходу объяснения заполняется схема.


 

1.      Звери и только звери выкармливают детенышей молоком.

2.      Тела птиц покрыты перьями. Причем не все птицы могут летать, а яйца откладывают не только птицы.

3.      У пресмыкающихся тело покрыто чешуйками. Они ползают (змеи) или бегают, приподнимая тело невысоко над землей (ящерицы).

4.      Земноводные могут жить и в воде, и на суше, кожа у них голая.

5.      У рыб тело покрыто чешуей, они дышат жабрами только в воде.

6.      Только у насекомых есть три пары членистых ножек, которые прикрепляются к груди.


Схема 4. Животные

Далее программный материал усложняется и у ребят появляется необходимость в установлении природных связей между неживой и живой природой, а так же между компонентами живой природы. Схемы-кластеры дают возможность сосредоточить внимание детей на главном, помогают им глубже усвоить логическую сущность понятий, ориентируют в установлении природных взаимосвязей и даже позволяют моделировать изменения в природе.

Пример. Урок на тему «Комнатные растения». Ребята определяют условия, необходимые всякому организму для нормальной жизнедеятельности.  В ходе рассуждений открывается схема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 5. Комнатные растения

В разрешение проблемной задачи «как создать растительному организму все условия для роста и развития» схема пополняется правилами ухода за комнатными растениями.

            Такая работа на уроках помогает не только создать определенные представления, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Работаю  по УМК «Школа России». Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной  учебной книге. При этом в нём бережно сохранены лучшие традиции русской школы, в частности учёт возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала. Эта программа доказала свою доступность  для учащихся младшего школьного возраста, гарантированы положительные результаты в обучении и реальные возможности личностного развития ребёнка. Учебники и учебные пособия, входящие в комплект, полностью соответствуют Базисному учебному плану. Данный УМК рекомендован Министерством образования России, прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.

Кабинет соответствует заявленному УМК и  оснащён в соответствии с требованиями. Есть ноутбук, экран, проектор. Представлена методическая литература, ЦОРы, используются ресурсы Интернет-пространства. Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека», «Мир природы» и др.), наглядные пособия по естествознанию для младших школьников, игры на развитие памяти и логики,  библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.

 

            Результатом моей работы по  теме «Моделирование на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО»  считаю активизацию познавательной   деятельности учащихся на протяжении всего урока, сформированность  интереса  к процессу обучения,  улучшение  качества  обучения, достижения ребят в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Конечно, вовсе не обязательно решать актуальные проблемы школы только с помощью радикальных инноваций (высшая степень творческой новизны), не имеющих ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что.

ЛИТЕРАТУРА:

1.      Вахрушева Т.В. Таблицы по русскому языку: Справочное учебное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 

2.      Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир //  Начальная школа. 2006. – № 9. – С.67 – 71

3.      Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.-М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009.

4.      Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа. – 1990. - №8.

5.      Ивашова О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам // Начальная школа. – 2005. – № 12. – С. 23 – 242007.-С. 25 – 27

6.      Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся в условиях ФГОС . 2011 .

7.      Постникова Е.А. Роль опорных схем в формировании природоведческих понятий// Начальная школа. – 1991. №2. – с.44

8.      Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. – 2007. - № 3. – С. 43 – 45

9.      Седнева Т.В. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) в учебном процессе. Методическое пособие / - Томск:ООО «РауШмбх», 2008.

10.  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 175 с.

11.  Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа . – 2011.- № 8.

12.   Шишмарева А.П. Схемы на уроках природоведения// Начальная школа. – 1993. - №2. – с.40.

 

 


 

Савочкина Людмила Владимировна учитель

Савочкина Людмила Владимировна учитель

Другими словами, модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает…

Другими словами, модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает…

Модель – это схема какого-нибудь объекта или явления

Модель – это схема какого-нибудь объекта или явления

Чертеж – условное изображение предметов, взаимосвязей между ними и взаимоотношения величин с помощью отрезков и с соблюдением определенного масштаба

Чертеж – условное изображение предметов, взаимосвязей между ними и взаимоотношения величин с помощью отрезков и с соблюдением определенного масштаба

Когда дети усвоят содержание всех операций, я знакомлю их с инструкцией в виде памятки, которая представлена как алгоритм умственных действий, что побуждает учеников выполнять все…

Когда дети усвоят содержание всех операций, я знакомлю их с инструкцией в виде памятки, которая представлена как алгоритм умственных действий, что побуждает учеников выполнять все…

Учащиеся сами обнаруживают способ разложения второго слагаемого и объясняют смысл этого способа при решении подобных примеров

Учащиеся сами обнаруживают способ разложения второго слагаемого и объясняют смысл этого способа при решении подобных примеров

Схема становится своего рода наглядным алгоритмом его рассуждений и доказательств, опорой его мысли, практической деятельности, связующим звеном между ним и учителем

Схема становится своего рода наглядным алгоритмом его рассуждений и доказательств, опорой его мысли, практической деятельности, связующим звеном между ним и учителем

Рисунок 4. «Карточка-помогайка»

Рисунок 4. «Карточка-помогайка»

ТЕМА УРОКА: _______________________________________________________________

ТЕМА УРОКА: _______________________________________________________________

МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО

МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО

Это составление схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т

Это составление схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т

Схема 5. Комнатные растения В разрешение проблемной задачи «как создать растительному организму все условия для роста и развития» схема пополняется правилами ухода за комнатными растениями

Схема 5. Комнатные растения В разрешение проблемной задачи «как создать растительному организму все условия для роста и развития» схема пополняется правилами ухода за комнатными растениями

Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что

Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2023