Урок построен на основе учебника Студеникина ОРКСЭ 4 класс по теме "Добро и зло"
Оценка 4.6

Урок построен на основе учебника Студеникина ОРКСЭ 4 класс по теме "Добро и зло"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение +1
1 кл—4 кл
09.10.2023
Урок построен на основе учебника Студеникина ОРКСЭ 4 класс по теме "Добро и зло"
К уроку составлена презентация по данной теме
Технологическая карта урока ОРКСЭ.docx

Технологическая карта урока  ОРКСЭ

учитель Герасимчук Галина Николаевна МАОУ «СОШ №30 им. Н.А.Худякова г. Челябинска»

4 а  класс,  ОРКСЭ  Тема: «Добро и Зло» . Урок №8 по учебнику М.Т.Студеникина «Основы светской этики»

Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло”
  • формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
  • развивать творческие способности учащихся.

Основные термины и понятия: добро, зло.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

 

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу. 

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

 

Оборудование:   компьютер, мультимедиапроект

Тип урока:     урок-размышление

Ход урока

Азбука «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро!»

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД Планируемые результаты

Орг. момент

- Приветствие. Здравствуйте! Кто мне напомнит, о чем шел у нас разговор на прошлом уроке. Какие термины мы с вами изучали? (честность и искренность)

Приветствие детей

Принимать и сохранять учебную задачу

Определим тему разговора

А сегодняшнюю тему нашего разговора вы постарайтесь определить самостоятельно.

                     Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

  Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселые. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

 

? О чем эта сказка? (о добре и зле)

 

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

  Да, Тема нашего урока - ДОБРО и ЗЛО Запись на доске.

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни.

Слайд

 

Извлекать информацию из текста.

 

Как вы думаете, что такое Добро?

Ответы детей

Слушать и понимать других Формулировать своё мнение, свою позицию

Работа  с книгой

Чтение определения на с. 39

Работа в паре

Слушать и понимать других

Знакомство с темой

Когда-то в старинной азбуке буквы обозначались самыми близкими каждому человеку словами: з-земля, л-люди, м-мысль, д-добро. Азбука как бы говорила детям «Люди, Земли, мыслите, думайте и творите добро!»

Существует много слов  с корнем добро. Приведите примеры.

А что такое доброе дело?

- А что такое зло?(ответы)

Слайд

Приведите примеры. (помыть полы, посуду, прибрать в комнате, вытереть пыль-добро маме; помогли старушке сходить в магазин, поиграли с соседским мальчиком, когда его мама ходила в магазин)

ответы

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

В словаре Ожегова – «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

 

 

 

Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. (привести примеры)

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

 

Рассуждения детей

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

Физминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп

хлопки над головой

Мы топаем ногами, топ, топ

высоко поднимаем колени

Качаем головой

головой вперед назад подвигать

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

руки поднять, опустить

Мы низко приседаем и прямо мы встаем

присесть и подпрыгнуть

Руки вниз, на бочок. hello_html_m458a934a.png

Разжимаем- в кулачок

Руки вверх и в кулачок

Разжимаем на бочок

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

Ноги вместе. ноги врозь

 

 

 

Раз - руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два - три нагнулись. пол достали

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

hello_html_1ed01c24.png

 

 

Закрепление темы урока

Читаем притчу.

 «Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Чтение притчи читают дети

 

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

Что это значит?

Когда мы говорим о ком-то, что это добрый человек, мы имеем в виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разде­лить нашу радость.

 К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из лучших «подруг» зла. Нередко зависть толкает людей на совершение дурных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изна­чальное зло, но и против его родных и близких, – кровная месть.

Ответы детей

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жадность, ласка, лень. Приведите свои примеры

добро

зло

 Нежность

 зависть

 забота,

 

 

 

 

 

 

 

 

А сейчас поработаем в парах.

 

Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

Договариваться о правилах общения и поведения

 

Объясните смыл пословиц.

·       Не одежда красит человека, а добрые дела.

·       Доброе дело само себя хвалит.

·       Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать..

·       Доброта человеку, что дождь в засуху.

·       Доброта лучше красоты.

·       Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому/

 

 нет времени быть добрым.

 

Деление на 6 групп. Объяснение смысла пословиц.

Договариваться о правилах общения и поведения. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

 

А сейчас мы послушаем историю, переложенную на музыку.

Говорят, это реальная история, которая произошла в больничной палате.

Видео «Окно»

Какие чувства вызвала эта история у вас?

Можем ли мы сказать, что это низкий, злой поступок?

Сосед умер, а он останется жить с очень тяжелым чувством вины. Даст  ли ему совесть спокойно жить?

 

Беседа по содержанию песни

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Формулировать своё мнение, свою п. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей озицию

Домашнее задание

1.    Подобрать высказывания, цитаты о добре и зле.(2-3)

2.    Рисунок “Воплощение образов добра и зла”.

Записывают задание

 

Рефлексия

2

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

 

Литература

Студенкин М.Г. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса

Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова, М.; 1987


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Объяснять понятия: добро, зло.

Объяснять понятия: добро, зло.

Определим тему разговора А сегодняшнюю тему нашего разговора вы постарайтесь определить самостоятельно

Определим тему разговора А сегодняшнюю тему нашего разговора вы постарайтесь определить самостоятельно

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни

Ответы детей Слушать и понимать других

Ответы детей Слушать и понимать других

Слайд Приведите примеры. (помыть полы, посуду, прибрать в комнате, вытереть пыль-добро маме; помогли старушке сходить в магазин, поиграли с соседским мальчиком, когда его мама ходила…

Слайд Приведите примеры. (помыть полы, посуду, прибрать в комнате, вытереть пыль-добро маме; помогли старушке сходить в магазин, поиграли с соседским мальчиком, когда его мама ходила…

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро

Рассуждения детей Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Рассуждения детей Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Раз - руки вверх махнули И при том вздохнули

Раз - руки вверх махнули И при том вздохнули

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков

Чтение притчи читают дети Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Чтение притчи читают дети Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Одно из самых страшных проявлений зла – месть

Одно из самых страшных проявлений зла – месть

Урок построен на основе учебника Студеникина ОРКСЭ 4 класс по теме "Добро и зло"

Урок построен на основе учебника Студеникина ОРКСЭ 4 класс по теме "Добро и зло"

А сейчас поработаем в парах.

А сейчас поработаем в парах.

Деление на 6 групп. Объяснение смысла пословиц

Деление на 6 групп. Объяснение смысла пословиц

Видео «Окно» Какие чувства вызвала эта история у вас?

Видео «Окно» Какие чувства вызвала эта история у вас?

Рефлексия Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Рефлексия Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2023