Технологическая карта урока ОРКСЭ
учитель Герасимчук Галина Николаевна МАОУ «СОШ №30 им. Н.А.Худякова г. Челябинска»
4 а класс, ОРКСЭ Тема: «Добро и Зло» . Урок №8 по учебнику М.Т.Студеникина «Основы светской этики»
Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.
Задачи:
Основные термины и понятия: добро, зло.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроект
Тип урока: урок-размышление
Ход урока
Азбука «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро!»
Этапы урока |
Содержание и деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент |
- Приветствие. Здравствуйте! Кто мне напомнит, о чем шел у нас разговор на прошлом уроке. Какие термины мы с вами изучали? (честность и искренность) |
Приветствие детей |
Принимать и сохранять учебную задачу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определим тему разговора |
А сегодняшнюю тему нашего разговора вы постарайтесь определить самостоятельно. Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселые. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
|
? О чем эта сказка? (о добре и зле)
|
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Да, Тема нашего урока - ДОБРО и ЗЛО Запись на доске.
Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. |
Слайд
|
Извлекать информацию из текста. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как вы думаете, что такое Добро?
|
Ответы детей |
Слушать и понимать других Формулировать своё мнение, свою позицию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с книгой |
Чтение определения на с. 39 |
Работа в паре |
Слушать и понимать других |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство с темой |
Когда-то в старинной азбуке буквы обозначались самыми близкими каждому человеку словами: з-земля, л-люди, м-мысль, д-добро. Азбука как бы говорила детям «Люди, Земли, мыслите, думайте и творите добро!» Существует много слов с корнем добро. Приведите примеры. А что такое доброе дело? - А что такое зло?(ответы)
|
Слайд Приведите примеры. (помыть полы, посуду, прибрать в комнате, вытереть пыль-добро маме; помогли старушке сходить в магазин, поиграли с соседским мальчиком, когда его мама ходила в магазин) ответы |
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В словаре Ожегова – «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. (привести примеры) Почему же добро всегда побеждает над злом? Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
|
Рассуждения детей
|
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Физминутка Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени Качаем головой головой вперед назад подвигать Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок Руки вверх и в кулачок Разжимаем на бочок На носочки поднимайся Приседай и выпрямляйся Ноги вместе. ноги врозь
Раз - руки вверх махнули И при том вздохнули Два - три нагнулись. пол достали А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление темы урока |
Читаем притчу. «Притча о Добре и Зле» Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
|
Чтение притчи читают дети
|
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что это значит? Когда мы говорим о ком-то, что это добрый человек, мы имеем в виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разделить нашу радость. К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из лучших «подруг» зла. Нередко зависть толкает людей на совершение дурных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких, – кровная месть. |
Ответы детей |
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жадность, ласка, лень. Приведите свои примеры
|
А сейчас поработаем в парах.
|
Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). Договариваться о правилах общения и поведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Объясните смыл пословиц. · Не одежда красит человека, а добрые дела. · Доброе дело само себя хвалит. · Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.. · Доброта человеку, что дождь в засуху. · Доброта лучше красоты. · Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому/
нет времени быть добрым.
|
Деление на 6 групп. Объяснение смысла пословиц. |
Договариваться о правилах общения и поведения. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А сейчас мы послушаем историю, переложенную на музыку. Говорят, это реальная история, которая произошла в больничной палате. Видео «Окно» Какие чувства вызвала эта история у вас? Можем ли мы сказать, что это низкий, злой поступок? Сосед умер, а он останется жить с очень тяжелым чувством вины. Даст ли ему совесть спокойно жить?
|
Беседа по содержанию песни |
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Формулировать своё мнение, свою п. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей озицию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
1. Подобрать высказывания, цитаты о добре и зле.(2-3) 2. Рисунок “Воплощение образов добра и зла”. |
Записывают задание |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
|
|
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей |
Литература
Студенкин М.Г. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса
Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:
Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова, М.; 1987
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.