Статья на тему " Образ учителя в произведениях художественной литературы и кинематографе
Оценка 4.9

Статья на тему " Образ учителя в произведениях художественной литературы и кинематографе

Оценка 4.9
doc
12.01.2024
Статья на тему " Образ учителя в произведениях художественной литературы и кинематографе
Статья.doc

Семейные ценности и их влияние на становление личности подростка

Витовская Дарья Ивановна

Россия, Забайкальский край, город Чита, МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12 »,  класс Б

Научная статья (описание работы)

Проблема исследования: влияние семьи на становление личности подростка.

Задачи исследования:                                                                                               

1) Анализ особенностей влияния семьи на становление личности  современного подростка (описание факторов, влияющих на становление личности подростка).

2) Выявление роли ведущего фактора в становлении  подростка.

Для решения поставленных в работе целей  и задач были использованы методы обобщения, наблюдения, аналогии, прогнозирования.

Теоретическое значение работы состоит в анализе произведений, соответствующих теме исследования .

Практическое значение работы сводится к возможности её использования в урочной и во внеурочной деятельности школьников, возможности привлечения внимания к данной проблеме.

Актуальность выбранной темы можно объяснить тем, что  в настоящее время все чаще подростки лишены внимания со стороны родителей, которые заняты зарабатыванием денег, обеспечением материальной стороны жизни. В этот момент ребенок остается один на один со своими проблемами, очень часто происходит  неправильное формирование взглядов на жизнь, связанное с отрицательным влиянием компании, друзей.   Автор исследования хочет привлечь внимание к проблеме роли семьи в жизни каждого ребенка, роли положительныго примера со стороны взрослых.

 

 

 

 

 

Семейные ценности и их влияние на становление личности подростка

Витовская Дарья Ивановна

Россия, Забайкальский край, город Чита, МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12 »,  класс Б

Научная статья .

 

 

 

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться и расти их дети....  

Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Особое место в системе семейного воспитания в Древней Руси отводилась женщине. За женщиной признавали право заботы о детях, воспитания их в благонравии. Женщине полагалось быть образованной, так как она являлась не только хранительницей домашнего очага, но и первой наставницей детей в добрых и праведных поступках. Самый известный памятник культуры Древней Руси «Домострой» гласит: «Благословляю я, грешный, и поучаю я, наставляю и вразумляю единственного сына своего и его жену. И детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божию и заповеди его, а себя утверждая в страхе Божием и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденным, не битьем, не тяжкой работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому и всегда в порядке».

В то же время «Домострой» – это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. «Домострой» регламентировал поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни, поэтому был сочинениям строгим. В нем утверждались глубокая вера в Бога, истинное милосердие, честность, трудолюбие, взаимоуважение. Осуждению подвергались праздность, и суетность, пьянство и объедение, клевета и алчность. Важной частью «Домостроя» являются его главы «О мирском строении»; «Как жить с женами, детьми и домочадцами», т.е. регламентировались отношения человека с близкими ему людьми. Прежде всего, это касалось вопросов взаимоотношений между мужем и женой. Размышляя о ведении домашнего хозяйства и управлении имением, автор переходит к рассказу о том, как надо воспитывать сыновей и дочерей. «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его; воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение».

Семья, её роль и ценность – любимая тема многих поколений писателей как русской, так и зарубежной литературы. Обратимся к произведениям современной русской литературы и определим роль семьи в процессе саморазвития подростка.

В повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» описывается жизнь десятилетнего мальчика Савельева Саши. Так сложилась судьба, что он живёт с бабушкой и дедом. Баба Нина считает своего внука больным, причём по совершенно разным причинам. Мальчик ни дня не жил без таблеток, часто ходил по врачам и болел. Бабушка всячески обзывала внука, свою дочь (то есть  мать Саши), считала её неблагодарной, обменявшей ребёнка на «карлика» (муж дочери). На самом деле, бабушка любила внука, но очень «странною любовью». Она редко говорила ему ласковые слова, в основном обзывала и всегда упрекала его придуманными болезнями. Из рассказов дедушки мы также узнаём о том , что бабка не совсем здорова психически, знакомимся с непростой историей  ее  жизни и тем,  как Саша оказался жить с ними. Несколько раз мама пыталась выкрасть ребёнка, редко его навещала, т.к. бабка этого не разрешала. В конце произведения мама «похищает» Сашу, и он окончательно остаётся жить с родителями. В конце бабушка умирает, и Саша остаётся жить с мамой навсегда – это была его мечта, и она стала явью.

Мальчик весь рассказ пытается доказать свою любовь к бабушке и деду, а в их отсутствие – любимой мамочке. Он настолько измучен этой не правильной семейной ситуацией, что один удобный для него вариант - это приспособиться к действительности и пытаться в ней выжить. Сволочь, подлец, гад – такие обращения были вполне привычными для десятилетнего мальчика. И только лишь «… Редкие встречи с мамой были самыми радостными событиями в моей жизни. Только с мамой мне было весело и хорошо. Только она рассказывала то, что действительно было интересно слушать, и она одна дарила мне то, что действительно нравилось иметь» [2; С. 61]. Только мама ничего не запрещала, смеялась над детскими страхами и учила их преодолевать, «она даже специально грызла спичку, показывая, что головка серы не так уж и ядовита» [2; С. 62]. Ребенок в этом рассказе представлен как большая ценность и для бабушки, и для мамы. Только если мама любит сына безусловной любовью, как и положено по-христиански, а бабушка «странной любовью», как средство воздействия, манипулирования другими. Она пытается насильственным путем заслужить любовь мальчика, доказать его матери ее несостоятельность, как родителя. Все это приносит Саше душевные страдания. Он начинает считать себя в сравнении с другими детьми ничтожеством. Ведь если человека убеждают в чём-то много времени подряд, он начинает в это верить. «Похороните меня за плинтусом» – ключевая фраза главного героя, он просит мать сделать это, чтобы всегда ее видеть, настолько сильна его детская любовь и страх потерять самое главное в жизни.

Рассказ автобиографичен.  Павел Санаев, автор повести, и был тем самым мальчиком. Дальнейшее правильное воспитание мальчика, любовь обоих родителей, принятие бабушки и ее «странной любви» позволило мальчику забыть детские страхи и обиды и вырасти духовно здоровой личность, и это очень важно. Павел выносит из своего детства самые главные уроки : нельзя манипулировать  людьми , детьми , их любовью. Он понимает, что  любовь бывает разной, но не всегда проявления таких чувств приносят пользу. Навряд ли  из мальчика получилась бы здоровая , духовно-нравственная личность, если бы он продолжать жить в семье бабушки. Именно появление в его жизни матери полностью изменило его жизнь, позволило забыть те страхи, унижения, обидные слова, которые он слышал ежедневно.   Поэтому, став взрослым, Санаев призывает каждого человека задуматься о роли семьи в становлении личности ребенка, и помнить, что  какими бы хорошими ни были бабушки и дедушки, ребенку всегда лучше рядом со своими родителями.

 

В произведении Анатолия Алексина «Раздел имущества» речь идет о девочке-подростке, которая становится свидетелем не очень приятных событий в семье. Девочка Вера на протяжении всего рассказа борется со страшным диагнозом «родовая травма». Спасти ее пытаются известные врачи-профессора, родители и бабушка, мать отца, которая и сыграла ключевую роль в саморазвитии ребенка. Врачи и родители мало верят в полное избавление от недуга девочки, лишь одна бабушка верит и своей безграничной любовью спасает девочку. «Мама и папа, когда оставались вдвоем, кажется, ни о чем, кроме моей болезни, не говорили. Они волновались, страдали, а бабушка общалась со мной, как со здоровой» [1; С. 15]. Бабушка делилась с Верой житейскими историями: будь-то первая любовь, первый поцелуй, много рассказывала о дедушке, сестре Мане. Родители девочки были очень заняты собой и все обязанности по воспитанию и развитию девочки лежали на плечах бабушки. Не мудрено, что вскоре она стала главнее мамы и даже стала называть бабушку своей мамой. В школьном сочинении на тему «Главный человек в моей жизни» Вера, конечно, писала о бабушке. Это событие и стало основной причиной разрыва семейного «родового гнезда».

Изначально диагноз «родовая травма» свидетельствовал о том, что в семье нет главного -  нет любви и созидания. Никто не слышит друг друга: мать «без устали боролась за окружающую среду, которую постоянно кто-нибудь загрязнял. … правда, порой меня удивляло, что мама, борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот. Борьба для нее была свойственней, чем любовь» [1; С. 20]; под воздействие мамы «папа стал никаким» [1; С. 21], он работал экскурсоводом, а мог бы стать художником, но мама считала, что художником нужно быть либо выдающимся, либо никаким. Связующим звеном между родителями была только Верина болезнь. Сама Вера и бабушка с их душевными разговорами и безусловными надеждами на выздоровление стояли особняком. Родители всегда подавляли волю девочки, считая ее безнадежной, потому что им так было выгодно. Это была единственная тема для разговора между родителями. Будь Вера здорова, они бы развелись, это слово звучит в рассказе не один раз.

После выставленного врачами диагноза «здорова» и после того сочинения, бабушка стала не нужна, мать решила занять лидирующее положение в семье, стать для девочки единственной мамой на свете, бабушка с ее заботой стала не нужна, через суд они пытаются решить квартирный вопрос. Бабушка уезжает в деревню, по сути, умирать, так как уже не представляет жизни без Верочки и без каждодневных забот о ней.

Излечив «родовую травму» девочки вся семья приобрела «душевную родовую травму», «судиться с матерю – самое л и ш н е е на земле дело» ( 2; с 60).                                                                                                            Рассказ очень символичен, начинается и заканчивается он сценами из зала суда, напоминая каждому о Божьем суде, о милосердии, сострадании, созидании, безусловной любви. Девочка Вера с очень символичным именем, несет в мир Веру, Надежду, Любовь. Моральные устои, правильно привитые бабушкой через беседу и собственный духовный подвиг, дали свои плоды. В данном тексте автор снова показывает влияние семьи на саморазвитие ребенка.  Вновь рядом с ребенком находится бабушка .Она искренне любит свою внучку, желает ей добра, вселяет веру в лучшее будущее. Автор текста  призывает каждого взрослого задуматься о том, что полноценное становление личности подростка может произойти только в атмосфере добра, любви и взаимопонимания. И важнейшую роль в этом играют взрослые, родители, семья.

Такие разные произведения, одинаков лишь состав действующих персонажей. Две семьи, одинаковые проблемы и такие разные пути их решения. Можно смело говорить о кризисе семьи, о смещении ролей: не отец и не дед – главы семей, как прописано в главной книге христианской Руси, а женщины – хранительницы очага, пытаются быть главами в семье, подавляют волю детей и мужей. Взрослые забывают, что только собственными примерами можно воспитать полноценную и гармоничную личность. Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; утрата традиционных нравственных ориентиров, приводящих к тому, что большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком подарками; представители старшего поколения часто не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек.

Таким образом, семья оказывает огромное основополагающее значение на саморазвитие подростка. Любовь к ближнему, сострадание, уважение и почитание старших, приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие, созидание) – вот базовые основы, которые закладываются в семье, и которые являются главными ориентирами в дальнейшей жизни.

 

Литература

 

1. Алексин А.Г. А тем временем где-то…: повести. – М.: Олимп, 2000 . – 480 с.

2. Санаев П.В. Похороните меня за плинтусом. – М.: ЗАО МК-Периодика, 2005. – 184 с.

3. Интернет-источники.


Семейные ценности и их влияние на становление личности подростка

Семейные ценности и их влияние на становление личности подростка

Семейные ценности и их влияние на становление личности подростка

Семейные ценности и их влияние на становление личности подростка

В то же время «Домострой» – это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства

В то же время «Домострой» – это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства

Из рассказов дедушки мы также узнаём о том , что бабка не совсем здорова психически, знакомимся с непростой историей ее жизни и тем, как

Из рассказов дедушки мы также узнаём о том , что бабка не совсем здорова психически, знакомимся с непростой историей ее жизни и тем, как

Рассказ автобиографичен. Павел

Рассказ автобиографичен. Павел

Мане. Родители девочки были очень заняты собой и все обязанности по воспитанию и развитию девочки лежали на плечах бабушки

Мане. Родители девочки были очень заняты собой и все обязанности по воспитанию и развитию девочки лежали на плечах бабушки

Рассказ очень символичен, начинается и заканчивается он сценами из зала суда, напоминая каждому о

Рассказ очень символичен, начинается и заканчивается он сценами из зала суда, напоминая каждому о

Любовь к ближнему, сострадание, уважение и почитание старших, приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие, созидание) – вот базовые основы,…

Любовь к ближнему, сострадание, уважение и почитание старших, приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие, созидание) – вот базовые основы,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2024