Статья на тему: "Актуальность ведения предмета ОДНКНР"
Оценка 5

Статья на тему: "Актуальность ведения предмета ОДНКНР"

Оценка 5
docx
28.02.2024
Статья на тему: "Актуальность ведения предмета ОДНКНР"
Статья «Актуальность ведения предмета ОДНКНР».docx

«Актуальность ведения предмета ОДНКНР»

Вопрос актуальности ведения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сегодня не является темой для споров о необходимости и возможности его введения в учебном процессе. ОДНКНР в 2022-2023 уч. году, в соответствии с обновленными в ФГОС ООО, в 5 классе является учебным предметом, а не предметной областью.

 Государство придает огромное внимание воспитанию. Совсем недавно появились предметы родной язык и родная литература, в этом году- «Разговоры о важном». Конечно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Вспомним стихотворение средневекового поэта Себастьяна Бранта: «Ребенок учится тому,

что видит у себя в дому. Родители пример ему.» Родители хотят для своего ребенка самого лучшего. Однако, зачастую все сводится к тому, чтобы покормить, одеть и научить некоторым манерам поведения. Но проблемы воспитания ребенка так не решаются. Видимо, поэтому государство эту роль передает школе.

Процессы глобализации XXI века унифицируют культуры разных народов, навязывая единые жизненные стандарты. Наша задача – сохранение духовных ценностей народов России, традиций, которые дают возможность вновь ощутить себя частью национальной общности. Очень точны и правильны слова знаменитого педагога А.С. Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего. Именно уроки ОДНКНР призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. На уроках мы говорим о выдающихся личностях в истории страны, и мы не ограничиваемся сухими фактами биографий, мы используем фрагменты художественной литературы, документальных фильмов, кино, видео и мультимедийной продукции. Никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка.

Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Курбатова, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за страну.

Судьба страны во многом зависит от наших учеников - от того, какие ценности ребята возьмут с собой в будущее.

Готовясь к уроку, необходимо продумать интересный для учащихся учебный процесс.

В своей работе люблю использовать дидактические игры.

«Собери пословицу»

1 группа - худого, не, хорошего, из, сделаешь. / Из худого хорошего не сделаешь/

2 группа - а, утаить, сказать, стыдно, грех / Стыдно сказать, а грех утаить/

Можно использовать не только пословицы о совести, но и высказывания знаменитых людей

Без совести и при большом уме не проживёшь. М. Горький.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. А. Пушкин.

Правда коротка; ложь всегда многословна. Л. Толстой.

Эту работу можно организовать в группах, внести элемент соревнования.

Работа в группах обучает навыкам успешного общения - умению слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей родине.

В своей практической работе я придаю большое значение самостоятельной работе учащихся по усвоению программного материала. Для этого использую работу с текстом учебника, дополнительной литературой, ресурсами Интернет. Стараюсь создать на уроке обстановку, при которой ученик с удовольствием работает.

Чтобы работа была эффективной, необходимо научить правильно читать информацию, т.е. обучить культуре чтения. На своих уроках я часто использую прием «Пометки на полях» из технологии критического мышления.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения.

 

Упражнение «Редактор» (уточни текст, упрости текст, так, чтобы смысл его не потерялся)

Расскажи по опорной схеме (разверни информацию).

Использую на уроках и другие приемы и методы технологии критического мышления, такие как:

«Написание синквейна»

«Учебный мозговой штурм»

 «Верные и неверные утверждения»

Данные формы работы способствуют развитию у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• доступно передавать информацию другому человеку;

• систематизировать полученную информацию.

Приём «Шесть шляп»

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.

Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;
  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

Приём "Толстый и тонкий вопрос

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Приём «Ладошка»

Дети вырезают из цветной бумаги форму ладони и пишут на ней свой добрый поступок, который они совершили и считают его действительно морально добрым.

-А сейчас мы с вами составим из ваших добрых поступков солнце, которое поможет нам и дальше делать только добрые дела.

Приём «Скрепка» к уроку "Альтруизм и эгоизм"

Каждому дается канцелярская скрепка. Задание: разогните ее, а сейчас - сверните ее в исходное положение. Это не удается. Вывод: часто люди, руководствуясь только своими эгоистическими принципами, пытаются воздействовать на других, как считают нужным, нанося порой душевные раны и страдания другому. Мы должны помнить об этом и стараться быть терпимее к другим, уметь уступать и не обижать.

В решении второго направления использую различные формы рефлексии.

Для нравственной рефлексии применяю «Дерево Добра», куда каждый ученик прикрепляет свое пожелание или пожелание своему близкому, другу. Можно использовать почтовый ящик - каждый имеет возможность опустить анонимно или с подписью, свои проблемы, благодарности, даже жалобы.

Каждый ребенок на уроке должен работать с интересом. От учителя требуется-создать для этого условия.

А завершить свое выступление хочу притчей:

«Как найти хорошую школу?»

Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повёл внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.

— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

— Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик.

— Пойдёшь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу.

Дед отвёл внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

— Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок.

— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.

— Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:

— Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всём договорился с учителем и ушёл.

Вечером мама мальчика спросили деда:

— Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?

— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.

Коллеги, желаю нам получить таких учеников, которые будут иметь чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебную мотивацию, стремление к познанию, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. Нам предстоит огромная работа. Хочется пожелать нам удачи.


 

Актуальность ведения предмета ОДНКНР»

Актуальность ведения предмета ОДНКНР»

Стыдно сказать, а грех утаить/

Стыдно сказать, а грех утаить/

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп

Каждый ребенок на уроке должен работать с интересом

Каждый ребенок на уроке должен работать с интересом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2024