«Дифференцированное обучение на уроках математики»
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу.Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость? Как формировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности? Изучив учебные возможности обучающихся своего класса, неоднократно убеждаешься в том, что достигнуть хороших результатов можно только используя технологию дифференцированного обучения. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности.
В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки. Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает мне в подборе разноуровневых заданий для них.
Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей. Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения. Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. 1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью, недостаточной сформированностью необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа - достаточная подготовленность учащихся, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3. группа - высокая степень подготовки, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки ученика по уровню достижения в овладении знаниями. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.
Полезно рассматривать два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно (по 3 – 4 человека), во втором – индивидуально. При групповой дифференцированной форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной дифференцированной форме проверяется и оценивается работа каждого учащегося.
При письменном опросе можно использовать карточки различной степени сложности, тесты трех уровней. Можно использовать для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагать всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцировать количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.
При объяснении нового материала ставим проблемные вопросы, стараемся, чтобы на них отвечали сильные дети, детям 1 и 2 групп предлагаем ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых просим повторить за сильными. При закреплении нового материала дифференцируем вопросы на закрепление. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даем различное. Сильным детям сообщаем цель задания, а средним и слабым – задания описываем более подробно. Со временем задания во всех группах усложняем, что способствует развитию мыслительной деятельности. С целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.
Домашнее задание:
Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий.
И в заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни.
6 класс
I. Сложение рациональных чисел
Уровень А
1. 9 + 5,71
2. -4,3 +0
3. -9 + (-3)
4. -6,7 + (-2,5)
5. -91,3 + (-3,65)
6. -6,7 + (-6,7)
7. 5,7 + 6,32
8. - + 0
9. - + (-5)
10. -6 + (-3)
11. -16,7 + (-6,9)
12. - + (- )
13. -0,36 + (-1,45)
14. -63,72 + (-24,5)
15. - + (-5)
16. - + (- )
17. -6 + (-2)
18. -0,7 + (-1,8)
19. - + (-5)
20. 6 + 2
Уровень В
1. -6,5 + 3,2
2. 6,7 + (-2,9)
3. - +
4. - 3 + 2
5. -40 + 25,6
6. 0,9 +(-25,6)
7. 4,05 + (-2,56)
8. - +
9. 46,56 + (-58,17)
10. – 9,1 + 9,1
11. 0 +(- 25,6)
12. – 74,61 + 100
13. – 91,3 + 25,62
14. -5 +
15. – 3,36 + 4,44
16. -40 + 25,6
17. 5 + (- 3,5)
18. 2
19. 8 + (-7)
20. - + 2,25
Уровень С
1. – 6,91 + 25,6
2. –36,91 + 25
3. 6 +(- 21,16)
4. –5,01 + (– 6,91) +
5. 6,9 + 25,6 +(- 6)
6. 7,1 + (- 25,1) + (- 3,009)
7. – 6,91 + (- 25,6) + 6,31
8. 4,04 + (- 5,26) + (- 3)
9. – 15,2 + (-2,56) + 25
10. – 6 + 25
11. – 9 + 0,75 + (-30)
12. 7,3 + (- 5,06) +3
13. 4,051 + 25,6 +
14. – 9 + 9,3 + (- 35,35)
15. –26,3 +(- 2,63) + 42
16. – 6,919 +(- 25,156) +
17. –37,6 + 0,006 + (- 1,001)
18. 6 + (- 5,6) +
19. 5,013 + (-5,064) + (- 0,009)
20. + () +
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.