Статья на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес
у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство — игра.
Сущность игровой технологии.
«Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует
ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что
создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на
процесс постижения смысла этой деятельности».
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:
мотивационный;
•ориентационно-целевой;
•содержательно-операционный;
•ценностно-волевой;
•оценочный.
Мотивационный
компонент связан с
отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы,
интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в
игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процессе игры.
Ориента ционно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает
цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности,
которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения
учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют
учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы
деятельности.
При выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную
систему ориентиров (Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Ориентировочная основа
действий (ООД) может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы, которые,
как показывает учительский опыт, легко усваиваются и используются в работе.
Пример: в играх- путешествиях алгоритм действий для капитана, штурмана и др.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень
целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные
переживания. Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление
результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом
игры и рефлексию собственной деятельности.
Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры.
Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.
Компоненты
игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры
Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные
элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от
друга.
Начало любой игры — это, прежде всего эмоциональная
установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется
мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно
создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков,
кинофрагментов. Например: давайте представим себе, что наша фольклорная
экспедиция оказалась в Архангельской области... Установочный элемент
игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Нередко учителю стоит
произнести, ‘Представьте, что... , как они начинают входить в игру. Игровая
ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве (сказочный лес,
незнакомый район города, акватория океана т.д.), очерченном географической
картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации
участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют
определенные действия.
Следующим структурным элементом игры являются игровые
задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в
замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется
непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает
школьников (Реши кроссворд, найди ошибку...). Но если игровой
задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение для
соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они
организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают
регулятором игрового действия.
Какие игровые правила следует выработать в процессе
подготовки к игре? Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации: ты —
«филолог», ты — «учитель», ты — «поэт». Правила игры должны соответствовать
«профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение
действий в определенной последовательности. действия «специалиста» должны усложняться
по мере изучения тем и разделов курса русского языка.
Наряду с правилами действия в воображаемой
ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без
введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать.
Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль,
направляют игру по заданному руслу Примеры правил: закончил свою работу —
помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища
и т.д. В играх -состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные
очки. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют
внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные
(сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем
разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы
определенные умения, лучше не проводить игру.
Игровые действия должны быть мотивированы, должны
постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние - важный
элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию
воображения участников, эмоциональное отношение к действительности,
поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и
занимательности.
Обязательным структурным элементом игры является ее
результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее
заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и
отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).
Различают результат для учителя (игра продемонстрировала
умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников
(игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).
Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом
можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть
успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.
Характер игры и игровые ситуации определяются темой,
возрастными особенностями участников, их интересами. Ученики 5—7-х классов
увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытке, поэтому
в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска,
совместной творческой работы.
Ребята подросткового возраста стремятся к групповому
сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них
организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг.
Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.
Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую
роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте
развивается личностная рефлексия. Для учеников 10—11-х классов характерны
потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину,
но и самоутвердиться.
Старшеклассников привлекают и разнообразные словесные
игры: кроссворды, сканворды, шарады, развивающие память, логическое мышление
(Найди ошибку в тексте, реши задачу). А также игры-состязания (Клуб
знатоков, КВИ), ролевые игры, требующие активной речевой деятельности
(пресс-конференция, презентация, брифинг), их также привлекают роли,
имеющие высокий общественный статус (министр, дипломат, академик). Особенностью
игровой технология для старшеклассников является ориентация на групповой
характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей,
слушателей, экспертов.
Об этих возрастных особенностях учитель помнит при
организация игр. Значение игровой технологии состоит в том, что она создает
особый тип
взаимоотношений между учителем и учеником.
Разновидности игр. Основные цели и задачи игр на уроках.
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в
школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидакгические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что
ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые
игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном
воспитании.
Дидактические игры специально создаются педагогами в
учебно-воспитательных целях; являются познавательными и развивающими. В
школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВИ,
уроки-викторины. Во время игры решаются определенные задачи:
1) победить в конкурсе, осуществить поиск,
выступить в какой-либо роли. Перед учениками не ставится прямая цель — овладеть
определенными знаниями, умениями;
2) добровольный характер игры диктует добровольное подчинение всех участников
игровым правилам;
З) игра должна заинтриговать (удивить, поразить воображение и, может быть,
поставить в тупик). Поэтому в ней должны участвовать все («слабым» ученикам
надо дать возможность поверить в себя).
Рассмотрим
примеры различных игр, которые можно использовать на уроке русского языка.
ПРИМЕР
1.
Начнем с учебно-ролевой игры, которая не только
создает творческую атмосферу в классе, но и способствует развитию мышления
детей, их коммуникативных способностей и умений использовать полученные
теоретические знания на практике.
Тема: ГЛАСНЫЕ В ГIРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ-
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся со значением приставок пре- и при-, изучить
особенности их написания.
2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных
качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.
Методы и приемы:
• слово учителя;
• выразительное чтение;
• задания исследовательского характера.
Оборудование: телеграмма, рисунок с изображением друзей Пре- и При-, плакат-схема
о правописании приставок пре- и при-, листы со словами для
проведения эстафеты, памятка.
ХОД
УРОКА
Примечание.
Для проведения урока учителю потребуется помощь двух
старшеклассников, которые будут играть роли приятелей Пре- и При-.
Учитель. Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот
незадача: видно, с ней что-то случалось в дороге, и некоторые буквы куда-то
подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные
буквы.
Учитель переписывает телеграмму на доску, учащиеся читают ее.
Учитель. Который час? (Смотрит на часы). С минуты на минуту должны появиться
наши гости. Они, видно, узнали, что сегодня мы как раз собиралась поговорить о
правописании приставок пре- и при-, и, наверное, решили помочь.
Стук в дверь, входят Пре- и При-.
Пре-. Здравствуйте, ребята!
При-. Приветствуем вас всех!
Учитель. Здравствуйте, друзья. Мы получила вашу телеграмму и ждали вас с
нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам удобно.
Пре- и При- проходят в класс и садятся на свободное места за партами вместе с
учениками, желательно за передние парты. Пока усаживаются, ведут разговор.
Пре-.
Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок пре-
и при-.
При- Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому
понравится, если его не просто не знают, а еще и неправильно пишут.
Пре-. Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.
Учитель. Это вы хорошо придумали. Для начала давайте познакомимся. Я начну, а
вы (обращается к приставкам) продолжите.
Во время объяснения учитель свободно перемещается по классу Пре- и При- могут
произносить свои слова с места либо тоже свободно перемещаться по классу,
привлекая к себе внимание.
Учитель. Прекрасная погода,
Приятели
мои;
два неразлучных друга —
Приставки Пре- и При- —
Пошли гулять на площадь.
Где вместе до зари
Прекрасно отдыхали
Приставки Пре- и При-.
При-. Пре- - парень не спокойный,
И презабавный Пре-.
Пре-. А При- - приятель скромный,
При-.
Коль на пути преграда
Не унывает Пре-,
Преодолеет сразу.
Где Пре- — всегда успех.
Пре-. А При- спешить не будет,
И, глазки чуть прикрыв,
Прицелится, присядет,
Приставит стул и прыг.
При-. Пре- чуть преувеличит.
Пре-. При- приуменьшить рад.
При-. Пре- прерывает песню.
Пре-. При- припевает в лад.
Учитель. Такие вот ребята —
Различные они,
Приятели, два друга:
Приставки Пре- и При-.
Учитель. Можно считать, что первое знакомств состоялось. Вы заметили, ребята,
какие разные
наши гости? И у каждого — своя работа. Давайте
посмотрим, что об этом сказано в учебнике?
Учитель. Посмотрите на доску. (Показывает плакат, где схематично
изображено правило написания приставок пре- и при -) давайте дополним этот
плакат вашими примерами.
Ребята называют слова, поясняя правописание приставок. Работают со словарем.
Запоминаю правописание слов, где пре- и при- не являются приставками, а
составляют часть корня: привет, пример, природа, причина.
Пре- (тянет руку). А можно мы поиграем с ребятами? У нас с При- есть для
них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему. (Учитель дает
согласие.)
При-. У нас специально для вас заготовлены два листочка со словами. Играть
будем по вариантам
Первый вариант —
это команда Пре-, а второй вариант — это моя команда, приставки При-. Игра чем-то
напоминает эстафету На листе перепутались слова с приставками Пре- и При-.
Пре-. Мало того, они так перепутались, что даже потеряли нужные буквы. Ваша
задача — расставить буквы по своим местам.
При-. Каждая команда в списке слов должна найти свое слово и вписать в него
нужную букву (и или е). Если это команда приставки Пре-, то все
ее участники отыскивают слова с этой приставкой. Команда При- ищет
соответственно слова с приставкой при-. Затем лист передается следующему
игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках. Все ли
понятно?
Начинается эстафета. «Приставки» следят за выполнением задания, но не
подсказывают, а лишь помогают передать лист с одного ряда на другой.
Состязание заканчивается, определяется победившая команда игроков.
Учитель. Мне эта игра напомнила о вашей телеграмме. Быть может, и оттуда буквы
неспроста исчезли? Мне кажется, теперь ребята достаточно знают и смогут
самостоятельно восстановить текст телеграммы.
Перепишите телеграмму к себе в тетрадь, впишите недостающие буквы и объясните
свой выбор.
Учащиеся выполняют задание, Пре- и При- помогают ученикам, у
которых возникают какие- либо проблемы, проверяют правильность выполнения задания.
При-. Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили тему. А нам
пора!
Пре-. Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку:
Памятка.
Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать прескверный сон,
Предобро улыбнуться,
Путь преградить тебе,
Здесь мы везде напишем
Приставку...
Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква а (это приставка при) Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (это приставка пре-). |
Все
вместе: ПРЕ-.
При-.
С приставкой При- приблизим,
Приклеим и пришьем.
Чуть выше приподнимем,
И что-то привнесем.
Немного приуменьшим,
Совсем чуть-чугь приврем,
Расставим по порядку,
И сядем, отдохнем.
Прощаются с приставками, записывают домашнее задание
Теперь рассмотрим примеры дидактических игр на уроках русского языка.
ПРИМЕР 2
Интеллектуальная игра-викторина.
5-й класс
Тема: В СТРАНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед
поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:
1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.)
2) Что стоит посередине земли? (Буква м)
3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.
В городе Морфология пятиклассники получили задания:
• образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие
слова не образуют форму мн. ч.?);
• продолжите высказывание: Основа предложения — это... ; Значимая часть
слова, стоящая после корня, — это...
В городе Загадки и пословицы задержались
подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и
вспоминать пословицы.
Например:
1) Ум хорошо, а . . . (два лучше).
2) Знай больше, а говори . . . (меньше).
3) Не зная броду, .. . (не суйся в воду). 4) Бежит свинка, железная спинка,
льняной хвостик. Что это?
5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.
Конкурс
«Ералаш»
На доске стихотворение. Первые слова каждой строчки написаны
слева, а продолжение — справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны, в
результате чего получается бессмыслица.
Задача играющих — разложить полоски правильно, чтобы каждая
оказалась на своем месте.
Злой
кабан сидел на ветке 1
Пароход томился в клетке 2
Соловей точил клыки З
дикобраз давал гудки 4
Кошка физику учила 5
Маша хвостик свой ловила 6
Буратино шил штаны 7
А портняжка ел блины 8
Еж накрыт к обеду был 9
Чиж усами шевелил 10
Рак летал под облаками 11
Стол гонялся за мышами 12
Чайник прыгал во дворе 13
Мальчик булькал на костре 14
(Ответ: правильный порядок — 3, 4, 1, 2, 6, 5, 8, 7, 12, 11, 10,
9, 14, 13.)
В последние годы в
обучении русскому языку широко применяются тесты. Они позволяют за короткое
время узнать подготовленность класса, определить общий уровень знаний. Поэтому
в конце урока учащимся предлагаются тестовые задания.
1. Выберите правильный ответ. В, на, из, у являются:
а)
союзами;
б) местоимениями;
в) предлогами;
г) частицами.
2. Выберите правильный ответ. Глаголы:
а)
употребляются в форме только одного лица;
б) изменяются по двум лицам;
в) изменяются по трем лицам;
г) не изменяются по лицам.
Выберите правильный ответ. Глагол стояла имеет в стихотворении:
В этот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
А. С. Пушкин
а)
форму прошедшего времени;
б) форму настоящего времени;
в) форму будущего времени;
г) неопределенную форму.
4.
Выберите правильный ответ. Существительное площадь в предложении Ребята
пришли на площадь стоит:
а
)
в именительном падеже;
б) в родительном падеже;
в) в винительном падеже;
г) в творительном падеже.
5.
Найдите
ошибку:
а) билет;
б) вагон;
в) кондуктор;
г) пасажир.
б.
Выберите правильный вариант ответа. В глаголе попросила:
а) по- — приставка, -прос- — корень, -ил- —
суффикс, -а — окончание;
б) поп- — приставка, -рос- — корень, -ил- — суффикс, -а —
окончание;
в) по- — приставка, -прос- — корень, -и- суффикс, -л- —
суффикс, -а — окончание;
г) поп- — приставка, -рос- — корень, -и- — суффикс,
-л- — суффикс, -а — окончание.
ПРИМЕР З.
В преподавании русского языка полезна работа с
лингвистическими сказками (или лингвистическими миниатюрами). С
помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные
правила легко запоминаются — трудный учебный материал дается в занимательной
форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются,
действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети
слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами. Вот
одна из сказок.
Ударение.
Собрались однажды
слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли
слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова
стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало: «Что вы без
меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас».
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и
сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то
Ударением. Ведь Ударение — это же просто черточка на письме». Ударение
рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок,
а перед взором других слов предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед
Белки и сказали:
«Мы самые главные компоненты живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего
не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все
увидели, что перед ними живые, грациозные Белки. Слова стали возмущаться,
стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало
Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа получился Атлас, вместо Капель —
Капель, вместо слова Дорога — Дорога. И сколько еще таких слов облюбовало на
своем пути Ударение. В словах Голова, Борода, Рука при их изменении по падежам
и числам юркое ударение с окончаний перескочило на основу. Видят слова, что
дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели ему одно из почетных мест на
своем собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением и
осторожностью.
(И. М Подгаецкая)
Задания
1. Какими примерами из текста сказки вы проиллюстрируете следующие свойства
русского ударения:
• Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное
средство.
• Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность.
2. Как называются пары слов, в которых с помощью ударения изменяется значение? Дополните свой ответ примерами.
ПРИМЕР 4.
Игра в слова
«Загадка
— это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет
развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума,
сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит
видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы,
прозаических вещах, предметах и явлениях».
Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы,
метаграммы, логогрифы, омографы, омонимы и предложить такое задание:
«Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».
Шарада — это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается
на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой
самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель»,
<мьтшь+як> и т.д.
Три
части слова находи подряд:
Когда ликуешь, говоришь «я рад»,
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово «ус».
Бывает он у старика, есть у кота,
Его ты обнаружишь у кита.
А целое должно на ум прийти, -
Когда окружность циркулем,
Захочешь провести.
Анаграмма — это слово или словосочетание, образованное от перестановки слогов и
букв (например: липа — пила, актер — терка), а также при чтении
справа налево (например: колесо—оселок, кот — ток), в результате чего
составляется другое слово.
Они в конструкциях встречаются мостов и каменных ворот.
В продукт питания превращаются при чтении наоборот (арки – икра).
Голова моя высоко, поднялася над землей.
Если буквы переставишь, я для зверя – дом родной.(крона – норка).
Метаграмма
— это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось
новое слово (например, из слова липа; заменив п на с, получаем
другое слово —лиса, сазан — фазан, цапля — капля, карта — парта и т.п.).
С
буквой «З» — оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» — гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
(золото — болото)
С «Г» — ее на винт накрутят,
С «Л» — конечно, лает,
С «М» — одежда, но не греет,
С «3» — от волка убегает.
(гайка — лайка — майка — лайка)
Логогриф — загадка, для решения которой, надо отыскать загаданное слово и
образовать от него новое слово путем прибавления или убавления одной буквы или
слога, например: пест — перст, мир — мираж,
Вера
— Венера.
Несет с трудом меня старик.
Но если «Ю» прибавишь — вмиг,
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
Его
откроешь — и вода
- Из него польется.
Добавишь «Э» — и тогда,
В кинотеатре он найдется (кран — экран)
Несет с трудом
меня старик.
Но если «Ю» прибавишь — вмиг,
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет (ноша – юноша)
Омограф - слово, совпадающее с другим по написанию, но разное по значению. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: проволочка - проволочка, ирис - ирис.
Задание
1. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского
поэта И.Босена) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила
девочка.
Взгляни
на это слово:
В нем всего два слога.
Ударный слог последний.
В церкви стоит,
Музыка летит
Под самый потолок.
Ударный первый слог — Это почка, селезенка,
Сердце, легкое, печенка. (орган — орган)
Мы
для пильщика — подставка,
Мы для кучера — сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье, — Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (козлы — козлы)
Омоним — слово, совпадающее с другим по звучанию и написанию, но по значению не имеющее с ним ничего общего (например: мир1 — Вселенная, мир2 — земля, мир3 — среда, мир4 — согласие, покой и др.; свет1 — энергия, свет2 — сияние, свет3 — общество, свет4 — блик.)
Встречаюсь в тетради, Встречаюсь в плетне (кол)
ПРИМЕР 5.
Игра «Переводчик»
Тема: «Имена существительные общего рода».
Форма
работы: учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его. За
каждое правильно записанное слово ученик получает очко и за удачный пример
(литературный или собственный) — еще очко. Например:
1) драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира).
Мы везем с собой кота, чижика, собаку. Петьку-забияку. . . (С. Михалков).
2) Тот, кто первый вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед
кем-нибудь (выскочка).
3) Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена).
4) Необразованный, малосведущий человек (невежда).
Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (И.
Крылов).
В настоящее время существует большое количество игр, кроме
рассмотренных в статье, которые учитель может использовать на уроке русского
языка в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия;
лингвистические кроссворды; лингвистическое лото; подвижные игры, например, с
мячом; компьютерные игры и т.д.). Главное, что должен помнить педагог: управляя
ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность
игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной
последовательности ее этапов.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дмитриева Т. В. Игра как средство повышения интереса учащихся к урокам
русского языка и литературы. Иошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»:
Приложение к журналу, 2001.
2. Жулий Т. Б., Теплицкая О. В. Сказки и были... Лингвистические
миниатюры. Луганск: ООО «Альманах», 1995.
3. Загадки-шарадкв. И не только.. Занимательные материалы по русскому
языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М.П. Филипченко. Волгоград:
Учитель, 2008.
4. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для
студентов пед. вузов / ЗагрековаЛ.В., НиколинаВ.В. М.: Высш. школа, 2004.
5. Кулинич Г. С. Географические игры в обучении и воспитании школьников: В
помощь учителю географии / Г.С. Кулинич, В.В. Николина. Горький: Горьк. гос. пед.
ин-т им. М.Горького, 1990.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.