Статья на тему
«Информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса
по предмету «История Отечества»
В современных условиях возрастает значение изучения истории в школе, так как этому предмету принадлежит важная роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Поэтому и сейчас актуальны слова выдающегося российского историка В. О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение».
Курс «Истории Отечества» дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) представления об историческом времени и пространстве, исторических источниках. Предмет погружает их в мир истории через характеристики образа жизни людей в различные периоды отечественной истории (занятия, орудия труда, жилища, одежда и т. д.), описания памятников культуры, рассказы об исторических событиях и их участниках. Преподавание истории для обучающихся с интеллектуальными нарушениями как учебного предмета предполагает не только изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, но и воспитательное и коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика.
Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объёмностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых ребёнку с интеллектуальной недостаточностью осмыслить очень трудно. В связи с этим при изучении курса «История Отечества» с данной категорией обучающихся целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. При этом обязателен уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников, который будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний.
На уроках истории Отечества я реализую основной принцип обучения данному предмету обучающихся с ОВЗ- изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Рабочая программа по истории Отечества для 7-9 классов разработана на основе содержания «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1-2 под редакцией Воронковой В.В.– М.: издательский центр ВЛАДОС, 2001», авторской программы О.И.Бородина, В.М. Мозговой для специальных (коррекционных) общеобразователь-ных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012. – Сб.1 (раздел «История» О.И.Бородина, В.М. Мозговой).
Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации рабочей программы по предмету «История Отечества» для 7-9 классов является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса. Учебно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить уроки более эффективно, интересно, качественно, повышают плотность занятий и, в конечном счете, во многом способствуют результативности занятий.
Учебно–методическое обеспечение предмета «История Отечества»:
1. Учебно-методическая литература для учителя:
• Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
• Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 2 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
• Пузанов БП, Бородина ОИ, Сековец ЛС, Редькина НМ. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида: учебно-методическое пособие . - М.: ВЛАДОС, 2004.
• Пузанов БП, Бородина ОИ, Сековец ЛС, Редькина НМ. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида: учебно-методическое пособие . - М.: ВЛАДОС, 2004.
• Пузанов БП, Бородина ОИ, Сековец ЛС, Редькина НМ. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида: учебно-методическое пособие . - М.: ВЛАДОС, 2004.
• Петрова ЛВ Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебное пособие для студентов ВУЗов . - М.: ВЛАДОС, 2003.
• Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М., Просвещение, 1983.
• Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003.
• Голубев МЮ. Проверочные работы по Отечественной истории. М.: Чистые пруды, 2007.
• История. 5-11 классы.: внеклассные мероприятия (познавательные игры, линейки, аукционы, викторины, праздники)/ авт-сост. НА Белибихина, НА Смогленко, ОГ Тихонова. –Волгоград: Учитель, 2007.
• История. Большой справочник для школьников. Учебное издание. –М.: Дрофа, 1999.
2. Учебно-методическая литература для обучающихся:
• Пузанов БП. , Бородина ОИ, Сековец ЛС, Редькина НМ. История России: учебник для 7 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ,- М.: ВЛАДОС, 2005.
• Пузанов БП. , Бородина ОИ, Сековец ЛС, Редькина НМ. История России: учебник для 8 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ,- М.: ВЛАДОС, 2005.
• Пузанов БП. , Бородина ОИ, Сековец ЛС, Редькина НМ. История России: учебник для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ,- М.: ВЛАДОС, 2005.
• Государственные символы России/сос. Т.В.Шепелева-Волгоград: Учитель, 2007
• Григорьев С.Т. Рассказы о Кутузове. – Новосибирск, 1990
• Лермонтов М.Ю. Бородино. М.: «Детская литература», 1982
• Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. – М.: Панорама, 1992
• Костомаров НИ, Забелин ИЕ. О жизни, быте и нравах русского народа.- М.:
Просвещение. Учебная литература,1996.
• Соловьев В.М. Степан Разин и его время: Кн. для учащихся – М.:Просвещение,
1990
3. Дополнительный материал на электронных носителях:
1. Династия Романовых. Историческая энциклопедия.
2. Краткая Российская энциклопедия.
3. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. До XIXв.
4. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XXв.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
4. Наглядно-иллюстрационный материал
1.Исторические карты
• Русское государство при Иване IV
• Раздробленность Руси
• Русское государство в 16 веке
• Русское государство в 17 веке.
• Российская империя в 18 в. (европейская часть)
• Отечественная война 1812 г.
• Российская империя во 2 пол. 18 в.
• Первая мировая война
• Российская империя в 1905-1907 гг
• Революция 1917 года
• Великая Отечественная война 1941-1945 гг
• Вторая мировая война
•
3.Федеральные образовательные порталы:
• Федеральный портал "Российское образование"
• Российский общеобразовательный портал
• Информационно-коммуникационные технологии в образовании
• Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
• Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
• Единое окно доступа к образовательным ресурсам
• www.letopisi.ru
• www.wiki.openclass.ru
• www.campus.ru
• http://rus.1september.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.