Информационные технологии на уроках в начальной школе.
"Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием "
К.Д. Ушинский
Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.
Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
· развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
· овладевать практическими способами работы с информацией;
· развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
· активизировать познавательную деятельность учащихся;
· проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:
· быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
· вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
· усиливает воздействие выступления.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ такие:
· Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала.
· Виды занятия: рассказ, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов; виртуальная экскурсия.
1. Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения, сочинение, создание презентаций.
2. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест – опрос. Продуктивность таких уроков очень высокая.
В начальных классах проводится тестирование по целому ряду тем:
· Математика – «Числа, которые больше 1000», « Сложение и вычитание», « Умножение и деление», «Деление на однозначное число», «Деление на трехзначное число»,
· Русский язык – « Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов», « Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов», « Части речи», « Падежные окончания имен существительных», « Падежные окончания имен прилагательных», « Спряжение глаголов».
· Окружающий мир - «Планеты Солнечной системы», «Земля и человечество», «Моря, озера и реки России», «Арктика», « Природная зона лесов» и др.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Кулешова С.П. – учитель начальных классов
МБОУ лицей № 10, г. Батайск
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.