Музыкальный водевиль - наслаждение творчеством или межпредметная связь на театральном отделении ЧДШИ № 1.
Статья посвящается Году театра в России.
Иванова А.Г.
Багрова М.В.
Чебоксарская детская школа искусств № 1, г. Чебоксары
Аннотация. Статья обобщает педагогический опыт работы на театральном отделении школы искусств преподавателями разных дисциплин: «Основы актерского мастерства» и «Вокального ансамбля». Результатом межпредметной связи стала работа над большой постановкой музыкального спектакля – водевиля В. Соллогуба «Беда от нежного сердца», в которой ребята не только раскрыли свои театральные и музыкальные способности, но и получили большое эстетическое наслаждение и признание зрителей. В статье немалое место отведено истории и творческой деятельности Чебоксарской детской школы искусств № 1.
Ключевые слова. Искусство. Театральное отделение ЧДШИ № 1. Преподаватели. Учащиеся. Музыкальный водевиль. Творчество.
Вступление
Сегодня каждому преподавателю с многолетним опытом работы в школе искусств, мысль о важности дела, которому он кропотливо и долго учился и служит, является самой важной. Приобщение к многообразному миру искусства подрастающее поколение непременно даёт соответствующие положительные результаты и с этим не поспоришь, хотя многое из наработанного в двадцатом веке, совсем или частично утратило свою актуальность в веке двадцать первом.
На вопрос функционирования искусства в нашей жизни как формы общественного сознания, есть ответ: сама природа всякого вида искусства, обуславливает её основную художественную функцию дополнения реального жизненного опыта ребёнка «упорядоченным опытом» воображаемой жизни, т.е. искусство побеждает «неупорядоченность» природы. Так, живопись побеждает пространство, поэзия побеждает неустойчивость отношений человека к внешнему миру, музыка – хаотичность звуков, театр – отображение всей человеческой жизни. Феномен художественной ценности искусства основан на эстетическом наслаждении, в основе которого лежит соприкосновение творца и воспринимающего. Искусство – это единственный имеющийся в распоряжении человечества способ воплощения индивидуальных структур внутреннего мира личности человека.
О школе
История Чебоксарской детской школы искусств № 1 уходит в далёкий 1982 год прошлого века. За неимением своего здания, учебные классы располагались на территории средней общеобразовательной школы № 35 города Чебоксары. Дальнейшая судьба первой школы искусств сложилась успешно и на сегодняшний день школа имеет своё комфортабельное здание с хорошей материально-технической базой. Стоит особо отметить тот факт, что тесное творческое сотрудничество с администрацией, преподавателями и учащимися СОШ № 35 не прерывалось никогда, а скорее наоборот, с каждым годом становилось всё крепче. Учебный процесс школы искусств гармонично объединяет несколько направлений детского творчества: музыкальное, художественное, хореографическое, театральное и эстетическое отделения, на которых плодотворно трудятся не покладая рук преподаватели – профессионалы своего дела.
В ногу со временем
Особое внимание хочется уделить и рассказать о творческой деятельности театрального отделения в связи с тем, что 2019 год был объявлен президентом России Годом театра.
«Театральный ручеёк» в школе искусств начал свою жизнь с экспериментальной группы учащихся под чутким руководством заслуженной артистки Чувашской Республики, актрисы Русского драматического театра города Чебоксары Л.И. Котельниковой. «Проба пера» прошла успешно: исключительная любовь к искусству профессиональной актрисы, высокая требовательность к себе и работе в сочетании с индивидуальностью в творчестве убедило руководство ЧДШИ № 1: театральному отделению имеет место быть.
Как показало время самой сложной задачей, и она посей день актуальна, стал вопрос педагогических кадров. Первой школе искусств с театральными кадрами везло. Успешное продолжением театральной истории связано с именами Г.К. Власовой – профессиональным, творческим преподавателем, добрым, чутким и ответственным человеком. К большому сожалению, рано покинувшей этот мир. Позже, на отделении стали работать Л.И. Прончева – автор творческого проекта «Большая перемена», в рамках которого по сей день осуществляется преемственность поколений: артистов – профессионалов и совсем юных театралов. Ребятам очень нравится посещать спектакли, иногда участвуя в театральных эпизодах, бывать за кулисами, вести беседы с артистами, узнавать и приобщаться к великому театральному искусству.
В сентябре 2010 года новую творческую волну в работу театрального отделения ЧДШИ № 1 внесла преподаватель высшей категории А.Г. Иванова, чей творческий подчерк основан на серьёзной кропотливой и качественной работе с каждой исполняемой ролью, какого бы масштаба она не была. И это давало незамедлительный результат.
Начало начал
Известное выражение «Вся наша жизнь – театр, а люди в ней актёры» явно и бесспорно относится не только к взрослым, но и к детям в неменьшей степени. «Хочу стать артистом!» - твердит карапуз и его желание вполне осуществимо.
У многих из поступающих в первые кассы школы искусств, настроение изучать, познавать, стремиться и достигать творческих вершин остаётся надолго и даже навсегда.
Именно это произошло с бывшими выпускниками эстетического класса при СОШ № 35, которые на протяжении четырёх лет начальной школы изучали предметы эстетического цикла - «Основы театральной игры», «Хор» и «Ритмика».
Их целенаправленный и осознанный приход на театральное отделение школы искусств стал основой для серьёзной работы. А самым приятным и неожиданным оказалось то, что в школьной театральной студии «Конфетти» появились серьёзные мальчики – Артём Владимиров и Руслан Наумов. Ликовала не только Анжелика Григорьевна – руководитель школьной студии «Конфетти», но и преподаватель по предмету «Вокальный ансамбль» Марина Владимировна Багрова. Ребята оказались в нужном месте в нужный час.
Из года в год юные театралы студии «Конфетти» шлифовали своё мастерство, радуя зрителей, родителей и преподавателей, наслаждаясь большими победами на различных конкурсных площадках не только города Чебоксары, но и за его пределами.
За плечами ребят остались выученные наизусть тексты детских и взрослых стихов, знакомство с творчеством великих русских и зарубежных поэтов и писателей, талантливо сыгранные тематические этюды и сцены из многочисленных пьес и спектаклей.
Годы
учёбы летели как птицы. Близился выпускной учебный год – важный и решающий.
Педагогическая интуиция и тщательная работа по подбору репертуара, помогла
преподавателю А.Г. Ивановой сделать правильный шаг. Выбор пал на известный
водевиль Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца». Стоит отметить, что жанр
водевиля был самым любимым жанром в России в середине XIX века. Бурная
жизнь Петербурга, быт и нравы его жителей, как и жизнь самого автора водевиля,
легли в основу литературного произведения.
Работа над водевилем
Для выпускного спектакля учащимся были предложены пьесы различных жанров, в том числе и жанр сказки, который был сразу и безоговорочно отметён со словами: «не хотим ещё раз играть нечисть: Бабу Ягу, Кикимору, Лешего, хотим погрузиться в «мир людей»!
Первое же прочтение пьесы c «миром людей» вызвало у ребят некоторое смущение.
Это и естественно: далёкое время, непривычный язык общения и поведения каждого из героев водевиля, вводили ребят то в лёгкое замешательство, то в иронию и смех. Чего стоило одно только признание в любви главного героя, да ещё стоя на коленях!?! Но именно выпускники уверили преподавателя, что они со всем справятся. Действие выбранной пьесы происходит в позапрошлом веке, но интригующий сюжет актуален и сегодня, ведь тема неподкупной любви актуальна во все времена. Это и заинтересовало ребят. Шаг за шагом, урок за уроком появлялось чувство понимания и удовлетворения своей работой.
Помимо литературного текста, в водевиле были обозначены и музыкальные номера. Так, лирический романс проникновенно исполнила одна из героинь: нежная, но «с характером» Марья Петровна, (учащаяся Ксения Нестерова ), а немного дерзкие куплеты были талантливо спеты Катериной Ивановной (учащаяся Ксения Рябова) и спеты они были так убедительно и настойчиво, что главный герой Александр Васильевич (Артём Владимиров) впал в полное состояние растерянности и влюблённости в обеих девушек. А сколько было юмора, совместного творческого поиска во время репетиций!
Труды преподавателей и родителей, обеспечивших юных артистов костюмами 19 века, взятыми на прокат, не были напрасными. Выпускники, выступив на экзамене, продолжили репетиции и на следующий год, так их поглотила эта работа. И весь 2019 год, посвященный Году театра в России, ребята с наслаждением выступали на разных площадках города, где зрители принимали их игру бурными аплодисментами. А что ещё нужно настоящему артисту?!
Вывод.
Ежегодно на театральное отделение поступают мальчишки и девчонки, в душе которых обязательно есть мечта стать настоящим артистом. И пусть это останется только мечтой, но все сыгранные в школе искусств маленькие или большие роли в миниатюрных спектаклях или музыкальных водевилях, останутся надолго в сердце каждого ученика, по какому бы профессиональному пути они не пошли.
Заключение.
Свой тридцать восьмой год рождения Чебоксарская детская школа искусств № 1 отметит в 2020 году. История школы богата и разнообразна. И такой делают её люди: преподаватели-профессионалы своего дела, внимательные, заинтересованные родители и талантливые ученики. Многие из преподавателей трудятся в первой школе искусств со дня её основания и это помогает сохранить не только лучшие школьные традиции, но и служит положительным примером передачи педагогического опыта молодым специалистам. Благодаря тесному сотрудничеству «ученик-родитель-преподаватель» в школе стабильно сохраняется контингент на каждом отделении, а в последнее время имеет место тенденция к его росту. Приятным фактом является то, что многие из сегодняшних родителей учащихся являются бывшими выпускниками ЧДШИ № 1, и это лишний раз доказывает важность и даже необходимость деятельности школ дополнительного образования в современном обществе.
Шагать в ногу со временем – главный девиз Чебоксарской детской школы искусств № 1. Детские и педагогические творческие школьные коллективы активно участвуют в праздничных культурных мероприятиях не только города Чебоксары, но и Чувашской Республики, что воспитывает в сердце каждого главное чувство – чувство патриотизма и любви к своей Родине!
Литература
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта – Москва: гуманитарный издательский центр Владос, 2003. 3-16 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.