Статья на тему: "Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС"
Оценка 5

Статья на тему: "Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС"

Оценка 5
doc
20.02.2023
Статья на тему: "Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС"
5fbe6065c09e6.doc

Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС

 

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и  познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающее его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая  организацию этого процесса.

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Реализация технологии компетентностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой принципов:

- Принцип компетентности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и компетентностных способностей, общеучебных умений.

- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

- Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить обучающему возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

- Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

В связи с этим предъявляются новые требования к содержанию и структуре проведение занятия, как к учителю так и к обучающемуся:

1.                 Цели урока задаются с тенденций передачи функции от учителя к обучающему.

2.                 Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3.                 Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности обучающегося в учебном процессе.

4.                 Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.

5.                 Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.                 На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.                 Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы.

8.                 Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.                 Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.             Учитель принимает и поощряет, выражаемую обучающемуся, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.             Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.             На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - обучающийся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

В приложении 1, нами представлена структура проведения уроков нового знания  в рамках компетентностного подхода.

В рамках компетентностного подхода, в условиях реализации ФГОС в начальной школе особое значение приобретает следующая система целеполагания:

1.                 Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету (актуализировать личностный смысл, помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала);

2.                 Развитие ценностных отношений к окружающей действительности (содействовать осознанию ценностей изучаемого предмета, помочь осознать ценность совместной деятельности);

3.                 Цели, связанные с развитием интеллектуальной культуры ( создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать познавательный объект);

4.                 Развитие исследовательской культуры (содействовать развитию умения использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

5.                 Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью (обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности);

6.                 Развитие информационной культуры (создать условия для развития умения структурировать информацию, развивать умения составлять простой и сложный планы);

7.                 Развитие коммуникативной культуры (содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи);

8.                 Развитие рефлексивной культуры (способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я-мы-дело».

- Как я чувствовал себя на уроке?

- Как мы смогли решить дело?

- Что было хорошо, что плохо?

- Достигли ли мы результата?

Рефлексия – умение отстраниться и занять любую из позиций в общении.

Цели, ориентированные на предметное содержание учебных занятий:

1.                 Организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению фактов, понятий, законов, положений

2.                 Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях

3.                 Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий

4.                 Организовать деятельность по коррекции знаний и способов действий.

Опорная таблица для конструирования учебного занятия приведена в Приложении 1.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время:

- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;

- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

- на внеурочную деятельность.

Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС состоит не только в урочной деятельности, но и во внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.

Основные направления работы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников:

1.        Образовательный процесс:

 - адаптация обучающихся к современным требованиям образования повышенного статуса;

 - отбор форм и методов работы, развивающих общеучебные умения и навыки;

 - дифференциация и индивидуализация обучения  в системе гимназического образования;

 - учет интересов и способностей обучающихся, их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы.

2. Система дополнительного образования:

 - организация разнообразного плодотворного досуга, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся;

 - система мер по воспитанию здорового образа жизни;

 - воспитание инициативы, самостоятельности, умения делать выбор через организацию занятий по интересам;

 - воспитание норм и ценностей коллектива, развитие общественной активности обучающихся.

3. Взаимодействие с ближайшим социальным окружением:

 - определение миссии гимназического образования;

 - оценка и организация проектной деятельности по достижению необходимых изменений;

 - адаптация обучающихся к современным условиям жизни;

 - привлечение родителей и общественности к учебно-воспитательному процессу.

 Таким образом, деятельность учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС позволяет:

- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся. С каждым новым поколением обучающихся  значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

- повысить степень мотивации обучения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни обучающихся;

- облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности обучающихся в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, который только управляет процессом обучения. Более того: на определенном этапе сами обучающие становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании;

- разгрузить обучающихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;

- не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а обучающийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

 

 

 

 

 


Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях

Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества,…

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества,…

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы

Развитие исследовательской культуры (содействовать развитию умения использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; 3

Развитие исследовательской культуры (содействовать развитию умения использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; 3

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях 2

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях 2

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение

Система дополнительного образования: - организация разнообразного плодотворного досуга, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся; - система мер по воспитанию здорового образа жизни; - воспитание инициативы,…

Система дополнительного образования: - организация разнообразного плодотворного досуга, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся; - система мер по воспитанию здорового образа жизни; - воспитание инициативы,…

Таким образом, деятельность учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях

Таким образом, деятельность учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023