Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Русский язык » адресована обучающимся 9 класса МБОУ «Новопогощенская СОШ».
Разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции от 31.12.2015
3.Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Новопогощенская СОШ».
4.Учебник «Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2018г.
5.Рабочая программа к предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М.: - Просвещение, 2016 (электронный вариант)
6.Учебный план МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2021-2022 учебный год, который отводит на изучение предмета 102 часа за один год обучения в 9 классе, в неделю – 3 часа.
Особенность по отношению к ФГОС: программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС.
Рабочая программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный, при этом учитываются индивидуальные особенности данной группы учащихся 9-го класса, изучающих русский язык.
Основная масса обучающихся группы – это учащиеся со средним уровнем способностей и мотивацией обучения. С точки зрения своих индивидуальных особенностей ( памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента) – группа разноуровневая. Это обуславливает необходимость использования в работе различных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Цели обучения русскому языку в основной школе
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
Развивающее обучение;
обучение в сотрудничестве;
исследовательская технология обучения;
технология развития критического мышления;
метод проектов;
технология мастерских;
технологии уровневой дифференциации;
информационно-коммуникационные технологии;
проблемное обучение;
здоровьесберегающие технологии.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Доминирующей идеей учебного предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему по прочитанному тексту. Этому способствует и данный учебник.
Отсутствует такой раздел, как «Союзные сложные предложения», так как он не имеет поддержки в указанном выше учебнике, и материал данного раздела достаточно представлен в таких разделах, как «Сложноподчинённые предложения» и «Сложносочинённые предложения». Целесообразно использовать данные часы на повторение и обобщение в конце года и подготовку к ОГЭ.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» является обязательным для изучения в общеобразовательной школе, входит в состав образовательной области «Филология».
В соответствии с учебным планом МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2021 – 2022 учебный год на изучение данного предмета отводится 102 часа в год (из расчета 3 часа в неделю,34 учебных недели).
Личностные ,метапредметные ,предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения являются :
1.понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяюшей роли родного языка в развитии интеллектуальных ,творческих способностей и моральных качеств личности.
2.осознание эстетической ценности русского языка,уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные результаты:
1.владение всеми видами речевой деятельности,
.понимание информации устного и письменного сообщения,
.владение разными видами чтения,
2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне.
Предметные результаты :
1.представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения,
2.усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц,
3.освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,речевое общение, речь устная и письменная, сили языка и типы речи, текст,типы текста,основные единицы языка, их признаки, особенности употребления в речи,
4.овладение основными нормами русского литературногоязыка, нормами речевого этикета и умение пользоваться ими в своей практике,
5.проведение различных видов анализа слова ,синтаксического анализа словосочетания и предложения,
6.осознание эстетической функции родного языка
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание тем учебного курса.
«Международное
значение русского языка» (1ч)
Повторение изученного в 5-8 классах (14ч)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Развитие речи (далее Р.Р.). Стили речи. Приёмы сжатия текста. Сжатое изложение.
Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Сложное предложение. Культура речи (9ч.)
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Р.Р. Анализ интонационного рисунка предложения. Сообщение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.
Сложносочинённые предложения (11ч.)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания).
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.
Сложноподчиненные предложения (7ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе цитаты
К Р. Контрольное сочинение
Основные группы сложноподчинённых предложений (26ч)
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.
Р.Р. Сжатый пересказ текста. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины.
К. Р. Контрольное сжатое изложение. Контрольное сочинение-рассуждение. Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложноподчиненные предложения».
Бессоюзные сложные предложения(12ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзном сложного предложения. Повторение.
Р.Р. Сжатое изложение.
К.Р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Контрольное сжатое изложение.
Сложные предложения с различными видами связи (11ч.)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Публичное выступление.
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (11ч.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Р.Р. Устное сообщение на заданную тему
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1. |
Международное значение русского языка |
1 |
2. |
Повторение пройденного материала в 5-8 классе |
14 |
3. |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. |
9 |
4. |
Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения. |
11 |
5. |
Сложноподчиненные предложения |
7 |
6. |
.Основные группы сложноподчиненных предложений. |
26 |
7. |
Бессоюзные сложные предложения |
12 |
8. |
Сложные предложения с разными видами связи. |
11 |
9. |
Повторение и систематизация изученного в 9 классе. |
11 |
|
ВСЕГО |
102 |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов
|
Дата проведения |
|
|
||||
план |
факт |
|||
1 |
Международное значение русского языка. |
1 |
|
|
Повторение изученного в 5-8 классах (10ч+1чКР+3чРР)
|
||||
2-3 |
Устная и письменная речь |
2 |
|
|
4 |
Монолог. Диалог |
1 |
|
|
5 |
Р/Р Стили речи. |
1 |
|
|
6 |
Р/Р Способы сжатия текста
|
1 |
|
|
7 |
Р/Р Сжатое изложение |
1 |
|
|
8-9
|
Простое предложение и его грамматическая основа
|
2 |
|
|
10-11
|
Предложенияс обособленными членами |
2 |
|
|
12-13
|
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
|
2 |
|
|
14 |
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием
|
1 |
|
|
15 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
|
1 |
|
|
Сложное предложение. Культура речи. (7ч+1чКР+1чРР)
|
||||
16 |
Понятие о сложном предложении |
1 |
|
|
17 |
Тренировочная работа |
1 |
|
|
18 |
Сложные и бессоюзные сложные предложения |
1 |
|
|
19 |
Р/Р Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему |
1 |
|
|
20-21
|
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
|
2 |
|
|
22 |
Интонация сложного предложения
|
1 |
|
|
23 |
Контрольный диктант №2 с грамматическимзаданием
|
1 |
|
|
24 |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте
|
1 |
|
|
Сложносочинённые предложения (10ч+1чКР)
|
||||
25 |
Понятие о сложносочиненном предложении
|
1 |
|
|
26 |
Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях
|
1 |
|
|
27 |
Сложносочиненные предложенияс соединительными союзами
|
1 |
|
|
28 |
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
|
1 |
|
|
29 |
Сложносочиненные предложения с противительными союзами
|
1 |
|
|
30 |
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
|
1 |
|
|
31 |
Синтаксическийи пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
|
1 |
|
|
32 |
Повторение (контрольные вопросы и задания)
|
1 |
|
|
33 |
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием
|
1 |
|
|
34 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
|
1 |
|
|
35 |
Тренировочная работа
|
1 |
|
|
Сложноподчинённые предложения (5ч+1чКР+1чРР)
|
||||
36 |
Понятие о сложноподчиненном предложении |
1 |
|
|
37-38
|
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
|
2 |
|
|
39-40
|
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
|
2 |
|
|
41 |
Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания цитаты из теста
|
1 |
|
|
42 |
Контрольное сочинение –рассуждение № 1 на основе понимания содержания цитаты из теста
|
1 |
|
|
Основные группы сложноподчинённых предложений(20ч+3чКР+3чРР)
|
||||
43-44 |
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
|
2 |
|
|
45 |
Р/Р Подготовка к сжатому изложению №2
|
1 |
|
|
46 |
Контрольное сжатое изложение №1
|
1 |
|
|
47-48
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
|
2 |
|
|
49 |
Р/Р Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор).
|
1 |
|
|
50
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
|
1 |
|
|
51-53
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия
|
3 |
|
|
54-56
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
|
3 |
|
|
57-59
|
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них
|
3 |
|
|
60-61 |
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения
|
2 |
|
|
62 |
Тренировочная работа |
1 |
|
|
63 |
Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
|
1 |
|
|
64 |
Повторение и обобщение по теме «СПП»
|
1 |
|
|
65 |
Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложноподчиненное предложение»
|
1 |
|
|
66 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании
|
1 |
|
|
67 |
Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания нравственной категории
|
1 |
|
|
68 |
Контрольное сочинение –рассуждение на основе понимания содержания нравственной категории
|
1 |
|
|
Бессоюзные сложные предложения(9ч+2чКР+1чРР)
|
||||
69 |
Понятие о бессоюзном сложном предложении
|
1 |
|
|
70 |
Интонация в бессоюзном сложном предложении
|
1 |
|
|
71
|
Бессоюзные сложные предложения со значением пере- числения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях |
1 |
|
|
72-73
|
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, до- полнения, Двоеточие в бессоюзном сложном пред- ложении
|
2 |
|
|
74-75 |
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,времени, условия и следствия. Тире в БСП
|
2 |
|
|
76 |
Р/Р Сжатое изложение №2
|
1 |
|
|
77 |
Контрольное сжатое изложение №2
|
1 |
|
|
78 |
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
|
1 |
|
|
79 |
Контрольное тестирование №2 по теме «Бессоюзное сложное предложение»
|
1 |
|
|
80 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании
|
1 |
|
|
Сложные предложения с различными видами связи(8ч+1чКР+2чРР)
|
||||
81-83
|
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП
|
3 |
|
|
84-85 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
|
2 |
|
|
86 |
Р/Р Сочинение на основе картины по теме «Родина».
|
1 |
|
|
87 |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
|
1 |
|
|
88 |
Р/Р Публичная речь
|
1 |
|
|
89 |
Повторение по теме «СП с различными видами связи»
|
1 |
|
|
90 |
Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием
|
1 |
|
|
91 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
|
1 |
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах(10ч+1чКР+1чРР)
|
||||
92 |
Р/Р Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы».
|
1 |
|
|
93
|
Фонетика и графика
|
1 |
|
|
94
|
Лексикология (лексика), фразеология
|
1 |
|
|
95 |
Морфемика
|
1 |
|
|
96 |
Словообразование |
1 |
|
|
97 |
Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием |
1 |
|
|
98 |
Анализ ошибок, допущенных в работе |
1 |
|
|
99
|
Морфология
|
1 |
|
|
100 |
Синтаксис |
1 |
|
|
101- 102 |
Орфография. Пунктуация
|
2 |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2016.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2016
3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
4. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2017 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2017.
5. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2014.
6 .Учебник «Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2018 г.
7. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2016.
8. Сенина Н.А.,Нарушевич А.Г. ОГЭ.Русский язык.Сочинение на ОГЭ:курс интенсивной подготовки.-Ростов н/Д:Легион,2017.
9. Егораева Г.Т. ОГЭ.Русский язык.Типовые варианты экзаменационных заданий.М.:Экзамен,2021.
10.Егораева Г.Т.Итоговое собеседование по русскому языку.М.:Экзамен,2021.
11.Бисеров А.Ю.ОГЭ.Русский язык:20 вариантов итогового собеседования,20 вариантов экзаменационных работ.М.:Эксмо,2020.
12.Бисеров А.Ю. ОГЭ.Русский язык:тренировочные варианты:50 вариантов.М.:Эксмо,2020.
.
Список справочной литературы по русскому языку для учащихся
1. Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 41-е изд.— М„ 1990.
2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.— М., 1997.
3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— 3-е изд., перераб.— М., 1994,
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.—4-е изд.—М., 2000.
5. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.— М., 1997.
Образовательные электронные ресурсы
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор.
Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
К концу 9 класса учащиеся научатся:
I. Личностные
Обучающийся научится:
-пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
-осознанию эстетической ценности русского языка; уважительному отношению к родному языку, гордости за него;
-потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
-стремлению к речевому самосовершенствованию;
- пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Осознавать себя носителем одного из величайших языков мира.
-Понимать роль русского языка как языка межнационального и международного общения.
-Осознать свою причастность к сохранению чистоты и богатства языка, к расширению сферы его влияния.
-Совершенствовать свою речь в процессе работы с различными письменными источниками и в устной речевой практике.
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
II. Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
-Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
-Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.
-Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).
-Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
-Искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-.Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
-Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-Смысловому чтению.
-Развить мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.
-Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.
-Обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления.
-Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста.
-Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
III. Предметные:
Обучающийся научится:
-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
-владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
-адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
-использовать знание алфавита при поиске информации;
-различать значимые и незначимые единицы языка;
-проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
-классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
-членить слова на слоги и правильно их переносить;
-определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
-опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
-проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
-проводить лексический анализ слова;
-опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
-опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
-проводить морфологический анализ слова;
-применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
-находить грамматическую основу предложения;
-распознавать главные и второстепенные члены предложения;
-опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
-проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
-соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
-опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
-использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-опознавать различные выразительные средства языка;
-писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
-участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
-использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.