Статья на тему Организация работы на уроке по взаимодействию с аутичными детьми.
Оценка 4.7

Статья на тему Организация работы на уроке по взаимодействию с аутичными детьми.

Оценка 4.7
docx
29.03.2021
Статья на тему Организация работы на уроке по взаимодействию  с аутичными детьми.
Работа с аутичными детьми.docx

Организация работы на уроке по взаимодействию  с аутичными детьми.

Аннотация:

Статья посвящена вопросам обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются формы, приемы и методы работы с аутичными детьми на уроках музыки. Установление эмоционального контакта и вовлечения аутичных детей в совместную творческую деятельность. Статья может быть полезна дефектологам, логопедам и учителям музыки коррекционных школ. 

Сегодня  в своей статье, я хочу поделиться организационным моментам на уроках музыки и на занятиях во внеурочное время. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития (расстройство аутистического спектра - РАС). У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, каждый учебный год в школу приходят дети с таким заболеванием. Дети с аутизмом могут быть и  безразличными к происходящему, и иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, а пользоваться простыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь и развернутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на  основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умственная отсталость, но существуют и типично аутичные дети, интеллектуальное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная грамотность, математические способности и др. Кроме того, картина трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту значительно различается в зависимости от того, получал ли он адекватную специальную поддержку. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать каждого такого ребёнка. В этой статье я хочу рассказать как  я строю свой урок в классе, где есть такой ребёнок.  

Свой урок я начинаю с музыкальной попевки, где нужно повторить действие ,которое поётся в песне. Например: дети встают в круг и  начинают движение по кругу.

песня «Солнышко»:

1.Ласковое солнышко смотрит на дорожку

   Покажу я солнышку все свои ладошки

   Правую, левую

   Все свои ладошки

   Правую, левую -
   Две свои ладошки.

2.Покажу я солнышку розовые щёчки

   Круглые румяные, щёчки  - колобочки

   Правую, левую

   Щёчки - колобочки

   Правую, левую -
   Щёчки – колобочки

3. На носу от солнышка-

    Рыжие веснушки,

    Греются на солнышке ,
    Маленькие ушки
    Правое, левое

    Маленькие ушки,

    Правое, левое

    Маленькие ушки.

     Наиболее перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная планомерная работа. Этапы урока не меняются. Это -  Музыкальное приветствие.

Настрой на урок – Упражнение «Да» и «Нет»

1.Нашему здоровью да, да, да.
   Нашим беспокойствам нет, нет, нет.
   Нашему покою да, да, да.
   Всем нашим тревогам нет, нет, нет.
2.Вере в наши силы да, да, да.

   Унынью и упадку нет, нет, нет

   Нашему здоровью да, да, да.
   Нашим беспокойствам нет, нет, нет.
3.Радости движенья да, да, да.
   Бездействию и лени нет, нет, нет.
   Солнцу в нашей жизни да, да, да.
    Мраку, подозреньям - нет, нет, нет.

  Артикуляционная гимнастика, обязательно пальчиковые игровые физминутки, работа с ритмом (это и игра на всевозможных инструментах), работа над песней, где дети не поют,  а инсценируют её, и подведение итога урока. Хочется отметить, что всё новое, такие дети принимают очень настороженно, поэтому им обязательно нужно объяснить, потом показать и только после этого можно вместе детьми переходить к выполнению нового задания.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру здесь особенно трудна, установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие представляет главную задачу специальной психолого - педагогической помощи при аутизме. Основными особенностями  детей с РАС, препятствующими их обучению  являются:

•Трудности организации собственной деятельности и поведения.

•Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.

.•Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.

.•Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.

.•Выраженные трудности социально эмоционального взаимодействия.

•Потребности в специальной организации образовательного пространства.

•Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

Многие трудности обусловлены тем, что детям необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде и даже во время этого периода адаптации у детей расстройствами артистического спектра может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим.

В связи с этим возникает необходимость проработки условий и организационных форм включения или интеграции такого ребенка в общеобразовательную среду, продуманной и хорошо организованной организационно методической работы с педагогами. Помимо этого такая работа предполагает:

— Всестороннее  изучение особенностей и уровня развития психических функций ребенка;

— Соответствующую подготовку учителей, работающих  с аутичными детьми;

— Нахождение оптимальных способов модификации учебных планов;

— Разработку новых методов, способов и приёмов  в обучении;

— Разработку таких дидактических сред, которые позволяли бы участвовать всем детям в учебном процессе в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями в едином образовательном пространстве;

— Согласование действий всех специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов), оказывающих помощь конкретному ребенку;

— Очень  продуктивно  взаимодействовать  с родителями таких учащихся;

— Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в школьной среде.

Особое значение такое понимание необходимой работы с ребенком и его окружением, всеми участниками образовательного процесса принимает в том случае, если ребенок с аутистическими расстройствами включается общеобразовательное учреждение не на этапе начальной школы, а в школе основной, поскольку система предметного обучения ставит существенно более трудные задачи адаптации перед самим ребенком. Переход из начальной школы в среднее звено является критическим периодом и для обычно развивающихся детей. Поэтому особенно важно понимать особенности детей с РАС,  а также специфику их психического развития.


 

Организация работы на уроке по взаимодействию с аутичными детьми

Организация работы на уроке по взаимодействию с аутичными детьми

Щёчки - колобочки Правую, левую -

Щёчки - колобочки Правую, левую -

Потребности в специальной организации образовательного пространства

Потребности в специальной организации образовательного пространства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2021