Организация работы на уроке по взаимодействию с аутичными детьми.
Аннотация:
Статья посвящена вопросам обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются формы, приемы и методы работы с аутичными детьми на уроках музыки. Установление эмоционального контакта и вовлечения аутичных детей в совместную творческую деятельность. Статья может быть полезна дефектологам, логопедам и учителям музыки коррекционных школ.
Сегодня в своей статье, я хочу поделиться организационным моментам на уроках музыки и на занятиях во внеурочное время. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития (расстройство аутистического спектра - РАС). У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, каждый учебный год в школу приходят дети с таким заболеванием. Дети с аутизмом могут быть и безразличными к происходящему, и иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, а пользоваться простыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь и развернутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умственная отсталость, но существуют и типично аутичные дети, интеллектуальное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная грамотность, математические способности и др. Кроме того, картина трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту значительно различается в зависимости от того, получал ли он адекватную специальную поддержку. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать каждого такого ребёнка. В этой статье я хочу рассказать как я строю свой урок в классе, где есть такой ребёнок.
Свой урок я начинаю с музыкальной попевки, где нужно повторить действие ,которое поётся в песне. Например: дети встают в круг и начинают движение по кругу.
песня «Солнышко»:
1.Ласковое солнышко смотрит на дорожку
Покажу я солнышку все свои ладошки
Правую, левую
Все свои ладошки
Правую, левую -
Две свои ладошки.
2.Покажу я солнышку розовые щёчки
Круглые румяные, щёчки - колобочки
Правую, левую
Щёчки - колобочки
Правую, левую -
Щёчки – колобочки
3. На носу от солнышка-
Рыжие веснушки,
Греются на солнышке ,
Маленькие ушки
Правое, левое
Маленькие ушки,
Правое, левое
Маленькие ушки.
Наиболее перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная планомерная работа. Этапы урока не меняются. Это - Музыкальное приветствие.
Настрой на урок – Упражнение «Да» и «Нет»
1.Нашему
здоровью да, да, да.
Нашим беспокойствам нет, нет, нет.
Нашему покою да, да, да.
Всем нашим тревогам нет, нет, нет.
2.Вере в наши силы да, да, да.
Унынью и упадку нет, нет, нет
Нашему здоровью да, да, да.
Нашим беспокойствам нет, нет, нет.
3.Радости движенья да, да, да.
Бездействию и лени нет, нет, нет.
Солнцу в нашей жизни да, да, да.
Мраку, подозреньям - нет, нет, нет.
Артикуляционная гимнастика, обязательно пальчиковые игровые физминутки, работа с ритмом (это и игра на всевозможных инструментах), работа над песней, где дети не поют, а инсценируют её, и подведение итога урока. Хочется отметить, что всё новое, такие дети принимают очень настороженно, поэтому им обязательно нужно объяснить, потом показать и только после этого можно вместе детьми переходить к выполнению нового задания.
Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру здесь особенно трудна, установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие представляет главную задачу специальной психолого - педагогической помощи при аутизме. Основными особенностями детей с РАС, препятствующими их обучению являются:
•Трудности организации собственной деятельности и поведения.
•Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.
.•Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.
.•Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.
.•Выраженные трудности социально эмоционального взаимодействия.
•Потребности в специальной организации образовательного пространства.
•Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.
Многие трудности обусловлены тем, что детям необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде и даже во время этого периода адаптации у детей расстройствами артистического спектра может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим.
В связи с этим возникает необходимость проработки условий и организационных форм включения или интеграции такого ребенка в общеобразовательную среду, продуманной и хорошо организованной организационно методической работы с педагогами. Помимо этого такая работа предполагает:
— Всестороннее изучение особенностей и уровня развития психических функций ребенка;
— Соответствующую подготовку учителей, работающих с аутичными детьми;
— Нахождение оптимальных способов модификации учебных планов;
— Разработку новых методов, способов и приёмов в обучении;
— Разработку таких дидактических сред, которые позволяли бы участвовать всем детям в учебном процессе в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями в едином образовательном пространстве;
— Согласование действий всех специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов), оказывающих помощь конкретному ребенку;
— Очень продуктивно взаимодействовать с родителями таких учащихся;
— Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в школьной среде.
Особое значение такое понимание необходимой работы с ребенком и его окружением, всеми участниками образовательного процесса принимает в том случае, если ребенок с аутистическими расстройствами включается общеобразовательное учреждение не на этапе начальной школы, а в школе основной, поскольку система предметного обучения ставит существенно более трудные задачи адаптации перед самим ребенком. Переход из начальной школы в среднее звено является критическим периодом и для обычно развивающихся детей. Поэтому особенно важно понимать особенности детей с РАС, а также специфику их психического развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.