Курс математики в медицинском техникуме, рассчитанный на два года в школе (10–11 классы), преподается за 1 год и включает в себя два предмета: Алгебра и начала математического анализа и Геометрия. Обучающимся приходится быстрыми темпами осваивать материал, который их сверстники изучают в течение двух лет.
На одном из первых занятий 1 курса полезно провести среди студентов небольшой опрос, результаты которого необходимо использовать в дальнейшей работе, осуществляя индивидуальный подход к студентам, полученная информация позволит более дифференцированно подойти к подготовке уже первых занятий по предмету, позволит, быстрее узнать ребят, наладить доверительные отношения.
Примерный перечень вопросов может быть таким:
1) какую оценку по предмету имели в школе
2) как относитесь к предмету (любите, равнодушны, не любите предмет)
3) какие трудности в изучении математики испытывали в школе
4) каких результатов ожидают от вас родители
5) как относитесь к учебе в целом
6) какие предметы больше всего вам нравятся
7) почему выбрали данное учебное заведение и специальность.
Анализ подобных анкет показывает, меняется ли отношение студента к учебе, предмету с течением времени обучения в техникуме, показывает, как строить отношения с каждым учеником в отдельности, опираясь на его личностные качества.
Специфика преподавания такова, что разделы курса, касающиеся основ математического анализа, студенты техникума должны освоить с опережением на 1 год, что достаточно трудно в силу возрастных особенностей, неготовности сознания большинства студентов к переработке и усвоению некоторых математических понятий.
С другой стороны, рамки учебного процесса позволяют и вынуждают излагать материал компактными блоками, ставя перед студентами достижимые цели и задачи практически на каждом уроке.
В процессе постановки задачи перед студентами на занятии им сообщается критерий оценки т.е. сообщается, какого количества заданий выполненных верно достаточно для получения удовлетворительной или хорошей оценки. В процессе работы на занятии преподаватель имеет возможность контролировать сознательность выполнения работы отдельными студентами, вызывая их к доске для разбора примеров или вызывая студентов для беседы без привлечения внимания всех студентов группы. Завершается такое занятие выставлением оценки каждому студенту. Контроль качества работы можно осуществить: а) просмотрев тетради; б) организовав самопроверку; в) организовав взаимопроверку.
Изучение теоретических основ стереометрии большинству дается довольно трудно. Это объясняется отчасти тем, что в школе при изучении геометрии у большинства студентов были трудности, и отношение к предмету у многих детей негативное. Специфика предмета такова, что для успешного решения задач, требуется хорошая теоретическая база, т.е. в памяти должно быть накоплено большое количество фактов-теорем, а школьник на первых годах обучения не осознает необходимость выучивать, на его взгляд, отвлеченные теоретические сведения. Некоторым учащимся геометрические факты кажутся настолько очевидными, что заучивать формулировки теорем и разбирать их доказательства учащиеся не стремятся, но к 8–9 классу невыученного и забытого материала становится так много, что ученик уже не справляется с задачами и предмет становится нелюбимым и непонятным. Начиная изучение стереометрии, необходимо активизировать те знания, которые у студентов имеются из школьного курса. Активизация знаний проходит очень плодотворно, если использовать наглядные пособия – схемы, рисунки. Студенты порой и сами не подозревают, что большую часть материала они все-таки помнят и знают. По наглядным пособиям они легко восстанавливают забытый материал, и занятие повторения проходит динамично, с максимальной отдачей со стороны студентов. На таком занятии велика роль составленного по ходу урока конспекта. Все необходимые для дальнейшей работы факты студенты оформляют в тетради с помощью рисунков–чертежей, и преподаватель имеет возможность в дальнейшем отсылать их к своим записям, если они не могут вспомнить какие–то факты. Курс геометрии начинается с изучения теории, и лимит времени вынуждает идти путем укрупнения дидактических единиц. Весь материал разбивается на т.н. блоки:
1) основы стереометрии, аксиомы, следствия из аксиом
2) взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве
3) параллельность прямых и плоскостей в пространстве
4) перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве
5) перпендикулярность плоскостей
Изучение каждого блока сопровождается созданием иллюстративного материала к каждой аксиоме, теореме. Со студентами прорабатываются чертежи–рисунки, по которым разбирается содержание теоретического факта. Набор таких рисунков по каждому блоку позволяет без труда воспроизвести все факты теории, а при необходимости в дальнейшем, при решении задач очень помогает в работе, если студенты не могут применить тот или иной факт теории, показ картинки активизирует память и способствует применению теории. Набор таких рисунков удобно использовать и при проведении зачета по теории. Учащиеся достаточно успешно воспроизводят материал, произносят формулировки теорем. Интересно отметить, что слабые учащиеся при такой форме опроса показывают хорошие знания, и высокая оценка их ответа стимулирует их к дальнейшей работе.
В последнее время заметно вырос интерес к организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – существенный фактор формирования творческой и целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить студентов рациональным и эффективным приемам ее выполнения. Организованная подобным образом самостоятельная работа оказывает положительное влияние на качество знаний формирование общих умений.
Занятия с учебником развивают у учащихся умения самостоятельно работать, добывать знания, учащиеся приобретают навыки самоорганизации и самосовершенствования.
Так, например, при изучении курса геометрии в условиях ограниченности времени и невозможности глубокого погружения в изучаемый материал роль учебника, роль самостоятельной работы с учебником неизмеримо возрастает. При изучении темы «Многогранники», в которой происходит знакомство с пространственными фигурами, их свойствами, студенты успешно справляются с самостоятельным составлением конспектов.
Работа по обучению студентов составлению конспектов ведется в течение всего учебного года. Важно научить студентов не списывать весь предлагаемый текст, как делает большинство, а подходить к изучению текста сознательно, учить выделять в тексте основные мысли, положения, учить выделять главное, отличать теоретический материал от примеров, от вводных объяснений и т.п. Для реализации этих задач на некоторых занятиях отводится время для работы с учебником. К моменту изучения геометрии у большинства уже имеются необходимые навыки работы с учебником, студентам уже понятны требования преподавателя, понятны принципы организации самостоятельной работы на уроке, понятны требования к содержанию и оформлению конспектов. Составление конспекта происходит либо на уроке непосредственно под контролем преподавателя, либо дома самостоятельно, но обязательно после предварительного обсуждения плана конспекта на занятии. Все это позволяет экономить значительную часть времени на занятии и отвести это время на разбор и решение максимального количества задач.
1) «Педагогика профессионального образования» под ред. В. А. Сластенина, М., Academa, 2004
2) «Психология. Словарь» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, М., Издательство политической литературы, 1990
3) «Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия» составители И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин, М., Academa, 2003
4) И. А. Зимняя «Педагогическая психология»
5) Якобсон П. М. «Психология чувств и мотивации», М., 1988
6) Журнал «Профессиональнее образование» №9.2005, №11.2005
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.