Статья на тему: "Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе"
Оценка 4.6

Статья на тему: "Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
преподавание
7 кл—10 кл
25.03.2024
Статья на тему: "Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе"
Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе.docx

Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе

Автор: Эльсултанова З.С-М.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, читательские умения.

Функциональная грамотность – это возможность каждого человека применять информацию и навыки, полученные в течение жизненного пути для достижения целей и решения поставленных задач во множестве сфер деятельности человека и общественных отношений.

Мы наблюдаем, как день за днём развиваются информационные технологии. Всякий человек ежечасно получает огромное количество сведений, и если в прошлом веке большинство людей получали информацию из бумажных носителей и телевидения, то сегодня каждый первый может почерпнуть данные из интернета.

Таким образом, основное внимание в образовании, которое было направлено на сбор и запоминание информации, сосредоточено на овладении способностью правильного применения данных.

В качестве главных направлений функциональной грамотности необходимо отметить следующие: – читательская грамотность;

– естественнонаучная грамотность;

– математическая грамотность;

– компьютерная грамотность;

 – финансовая грамотность;

– глобальные компетенции;

 – креативное мышление.

Фундаментом функциональной грамотности учащихся начальных классов является читательская грамотность как один из главных компонентов. В различных научных работах PISA читательской грамотностью называют возможность человека понимать и применять информацию в письменном виде, рассуждать и очень много читать, чтобы решать определённые задачи и расширять собственные навыки и знания, принимать участия в общественной жизни.

В читательской грамотности можно выделить следующие читательские навыки:  

1. Находить и извлекать информацию.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию.

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

4. Использовать информацию из текста.

Для того чтобы сформировать главные читательские умения, учителю необходимо на своих уроках использовать различные приемы.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

1. Прием «Лингвистическая сказка». Цель – развить умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста и использовать её для решения проблем.

2. Принцип «Письмо с дырками (пробелами)». Указанный прием направлен на развитие способности интегрировать и интерпретировать сообщения из текста.

3. Прием «Шаг за шагом». Это прием интерактивного обучения. Его используют на этапе актуализации ранее усвоенных знаний. 

4. Приём «Составление кластера». Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения извлекать информацию из текста и графически оформлять в виде грозди, объединяя материал по группам.

5. Приём «Мозговой штурм». Упомянутый прием используется на занятиях, чтобы выяснить, что ученики знают по конкретной теме, а ещё для выдвижения предположений и ассоциаций.

Перечисленные выше приемы – это лишь малое количество, которое можно применять на своих уроках. Каждый учитель может подбирать для своих учеников приемы, которые будут показывать положительную динамику развития читательских умений.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая, целенаправленная работа с использованием приемов и методов быстрого и эффективного чтения, предоставит возможность сформировать читательскую грамотность у младших школьников.


 

Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе

В читательской грамотности можно выделить следующие читательские навыки: 1

В читательской грамотности можно выделить следующие читательские навыки: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024