Статья на тему "Приемы формирования математической грамотностиу учащихся начальной школы"
Оценка 5

Статья на тему "Приемы формирования математической грамотностиу учащихся начальной школы"

Оценка 5
docx
17.04.2023
Статья на тему "Приемы формирования математической грамотностиу учащихся начальной школы"
приемы формирования математической грамотности.docx

Приемы формирования математической грамотности у учащихся начальных классов

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами стоит серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют математическую грамотность учащихся. Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик. Учащиеся должны принимать активное участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты. Здесь на помощь приходит проблемное обучение.Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие творческих способностей, воспитание активной личности.

Задания, способствующие развитию математической грамотности обучающихся 2 класса:

 

1.      Соотнесение знаковой и словесной формулировки.

5+8

 

14-5

 

7+4

К пяти прибавить восемь

Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5

Сумма чисел семи и четырёх

Четырнадцать уменьшить на пять

Четыре плюс семь

2.      Выражение 25-12 Артем прочитал так: « Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он?

3.       Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.

К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.

К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.

Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.

Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

Для большего интереса учеников эти задания можно использованием как игровой момент. Например, эту игру назовём "Переводчик", т.к. действительно осуществляется перевод со словесной математической трактовки на символическую.

Работа по этому заданию начинается с чтения предложений. Потом дети записывают их с помощью чисел и знаков действий и вычисляют.

4.      Игра «Сюрпризный конверт»

11-9

12-8

16-7

8+7

5+6

9+4

Учащимся даётся задание записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения. Затем из «сюрпризного конверта» дети достают карточку со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным числовым выражениям:

1.      Из одиннадцати вычесть девять.

2.      Сумма чисел восьми и семи.

3.      Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.

4.      Число пять увеличить на шесть.

5.      Число шестнадцать уменьшить на семь.

6.      Четыре увеличить на девять.

5.       Игра «Верно ли что?» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний.

·         Двенадцать больше трёх на девять;

·         с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;

·         сумма семи и восьми равна шестнадцать;

·         шестнадцать меньше семи.

На знание математических терминов, использовали следующий игровой момент:

1. Учитель или ученик называет часть слова (слага...) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (... емое).

2. Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

· Прямая -

· Равенство -

· Четное -

· Много -

· Сложение -

3.      Опрокинутые слова

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

· УМАСМ - СУММА.

· АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).

· ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).

· КРАТВАД (квадрат).

· УГОТЬРЕНИК (треугольник).

· РЕЗОТОК (отрезок).

 

4.      Задания на верное написание терминов: запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычисть, дилитель, слажить.

5.      На правильное применение математических терминов предлагались задания:

Озаглавьте каждый столбец

23

4

18

100

96

55

Миллиметр

Сантиметр

Дециметр

Метр

Километр

Сложение

Вычитание

 

6.  «Терминологическая викторина»:

1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)

2. Оценка плохого ученика? (два)

3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)

4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)

5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

7. В треугольнике их 3. (углы)

8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)

9. Форма Солнца, часов …. (круг)

10. Результат сложения. (сумма)

 

7 .Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.

Сантиметр

Метр

Километр

Рубль

Час

Килограмм

Расстояние между городами

Стоимость покупки

Длина указательного пальца

Время, которое уходит на сон

Вес своего тела

Длина класса

 

8.      Игра «Четное – нечетное»

Ученики работают в парах. Один называет четное число, другой нечетное и т.д.

9. Соедини знаковую математическую запись с её названием.

8+9

4+5=9

56

6

5+6>7+5

3

Равенство

Неравенство

Выражение

Двузначное число

Четное однозначное число

Нечетное однозначное число

Работа над звуковой стороной речи сводится к образованию верного произношения. Для удачного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а после этого за речью учащихся. Для этого я использую следующие задания:

1.      Прочитайте правильно слова: километр, миллиметр, выражение, сложить, вычислить;

2.      прочитайте: прибавить к 25, вычесть из 42, к 37 прибавить.


 

3.     

Приемы формирования математической грамотности у учащихся начальных классов

Приемы формирования математической грамотности у учащихся начальных классов

К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два

К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два

Игра «Верно ли что?» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний

Игра «Верно ли что?» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний

УГОТЬРЕНИК (треугольник). · РЕЗОТОК (отрезок)

УГОТЬРЕНИК (треугольник). · РЕЗОТОК (отрезок)

Форма Солнца, часов …. (круг) 10

Форма Солнца, часов …. (круг) 10

Работа над звуковой стороной речи сводится к образованию верного произношения

Работа над звуковой стороной речи сводится к образованию верного произношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2023