Статья на тему: "Приемы работы с понятиями и терминами на уроках истории"
Оценка 4.9

Статья на тему: "Приемы работы с понятиями и терминами на уроках истории"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
история
13.10.2023
Статья на тему: "Приемы работы с понятиями и терминами на уроках истории"
статья.docx

Тема:

«Приемы работы с терминами (понятиями) на уроках истории и обществознания»

 

Выступление:

Умение работать с понятиями – проверяется на всех экзаменах. Оно подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей.

Мы все на уроках работаем с понятиями. Если на уроках ведётся пассивная работа учителя над терминологической грамотностью обучаемых, вырабатывается житейско-бытовое представление о терминах. Считая это нормальным, обучающиеся не стремятся расширять словарь терминов. Поэтому важно, чтобы работа с понятиями на уроках была систематизирована, велась постоянно - из урока в урок.  Нельзя  обойтись без новых слов (терминов), поскольку они  встречаются постоянно в нашей жизни, а не только на страницах учебника.

Знания о терминах, полученные обучающимися в первые годы изучения истории, довольно быстро утрачиваются, а потому требуют периодического возвращения в терминологический запас старшеклассников, так как наличие названного недостатка не позволит им изучать  новые темы.

Приемы работы с понятиями на уроках:

1) Прием объяснения.

Наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Ученикам сообщается суть изучаемых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде, и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного, что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является минусом данного приема.

Для усвоения терминов и понятий важно уделять внимание происхождению слова.

Так, останавливаясь на происхождении слова царь, учитель поясняет, что оно произошло от латинского Цезарь - от имени Гая Юлия Цезаря. Со временем слово цезарь стало императорским титулом. Императоров Византии русские люди сначала называли цезарями, а потом царями.

  Понять происхождение слова часто помогают однокоренные слова. Слово дворяне произошло от названия двора боярина, его дворовых людей; оброк значит обречь на выполнение чего-либо, навязать обязательства.. Смысловое значение слова: воевода - тот, кто водит воинов; вече — вещать, говорить. Слово можно разъяснять по занятию: полюдье - сбор дани по людям; крепостной - крестьянин, крепко прикрепленный к земле. От занятий людей произошло слово деревня. Чтобы построить дома, надо было освободить место от деревьев и кустарников. Прилагая много усилий, их приходилось выдирать, драть (драть - деру ~ деревня).

2) Прием сопоставление – установления сходства и различия отдельных понятий.

При использовании данного приема соблюдаются два условия:

-           сравнивать необходимо только однородные понятия: например, родовые общины и соседские общины, мануфактура и фабрика, мастерские и цех, республика и монархия и т.п.;

-  сравнивать   понятия   надо   по   признакам,   имеющим   существенное значение.

3) Определение родового и видового в понятии.

Родовое понятие — понятие, выражающие существенные признаки класса предметов, который представляет из себя род каких-либо видов. Например, для понятий «монархия» «республика» понятие «форма правления» является родовым (соответственно, «монархия» — видовое понятие для «формы правления»). Одно и то же понятие в зависимости от того, рассматривается ли оно по отношению к подчиненному или подчиняющему понятию, может быть как видовым, так и родовым. Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными.

4) Классификация понятий.

Распределить слова по группам (темам). Дать характеристику группе понятий.

5) Формулировка понятий с опорой на текст.

Данный способ хорошо отрабатывать при подготовке к ЕГЭ при работе с Конституцией, которая и является главным помощником.

Также этот прием помогает формулировать понятие через характерные признаки либо выходить из определения на признаки.

6) Применение понятий.

Осмысленное применение понятий в тексте. Вставить пропущенное слово (из ЕГЭ).

 


 

Тема: «Приемы работы с терминами (понятиями) на уроках истории и обществознания»

Тема: «Приемы работы с терминами (понятиями) на уроках истории и обществознания»

Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия

Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2023