Статья на тему: «Применение основ финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы»
Оценка 4.6

Статья на тему: «Применение основ финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы»

Оценка 4.6
docx
13.02.2024
Статья на тему: «Применение основ финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы»
finansovaya_gramotnost_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx

Статья на тему: «Применение основ финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы»

         Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». Ее цель — формирование финансово грамотного поведения граждан,  повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надежной информации о финансовых услугах, в том числе для  эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей услуг [1].

         Стратегия определяет основные направления государственной политики в области повышения финансовой грамотности на среднесрочный период.

         Тема финансовой грамотности актуальна, так как человек живет в материальном мире.  И прививать основы необходимо с детства и отрочества.

         И знаний о том, как более правильно распоряжаться денежными средствами порой не достаточно. На примере чаще всего бывает опыт собственных родителей. И он может быть разным: от полной нищеты, когда семья перебивается с копейки на копейку, до, наоборот, очень богатой семьи, где ребенку ни в чем не отказывают. Но в обоих случаях, как и во многих других, тема о том, как распоряжаться денежными средствами, как их заработать, чаще всего бывает болезненна.

         И вот ребенок взрослеет, рано или поздно начинает  самостоятельную жизнь. И берет  полную ответственность за свою жизнь и жизнь своей семьи. И финансы находятся в десятке приоритетов того, чем нужно будет справляться в жизни. Поэтому, чем раньше и осознаннее, будет знакомство с финансами, чем легче и эффективнее пойдет данный вопрос во взрослой жизни.

         Если говорить об основном общем образовании, то вводить основы финансовой грамотности можно в качестве кружка, факультативного курса,  внеурочных мероприятий либо внутри любого урока.  В данной статье рассмотрено внедрение в курс русского языка и литературы. Естественно, все темы для обсуждения и работы по финансовой грамотности не ущемляют основного материала, который должен быть дан по программе.

         Конечно, более углубленных занятий в такой форме, как деловые, имитационные, ролевые игры и квесты,  на уроке дать не получится, так как по русскому языку и литературе другая программа. Но небольшое «погружение» в тему вполне реально [2].

         В курсе русского языка тему финансовой грамотности можно коснуться следующими способами: словарный диктант, диктант, работа с текстом, эссе, сочинения.

Примеры работы с текстом. 

         1.       «Прочитайте текст, обратив внимание на  выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Дайте определение имени существительному. Поставьте род и склонение над выделенными словами».

         Разные народы на определенных этапах истории в качестве денег использовали различные продукты. В Мексике это были какао-бобы, в Боливии и Перу расплачивались одним из видов перца, на Филлипинских островах платили рисом, а на Руси — пушниной и скотом.

         2. «В таблице представлен список пяти востребованных профессий 2015 года. По рейтингу запишите их в тетрадь, начиная с самой мало оплачиваемой. Рядом с названиями профессий указан падеж, запишите слова в нужном падеже.»

№ пп

Профессия

Вакансии (кол-во)

Средняя зарплата (рубли)

1

Актер (П.п.)

216

40 000

2

Журналист (Р.п.)

529

32 000

3

Фотограф (Т.п.)

608

28 000

4

Разработчик сайтов (Д.п.)

305

65 000

5

Дизайнер  (В.п.)

306

44 000

 

         3. «Запишите под диктовку пословицы. Подчеркните в них имена существительные как члены предложения»

Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Кто долго спит, тот денег не скопит.

         4. «Напишем лексический диктант. Ваша задача угадать слово из прочитанных строчек и записать его»

Из какого автомата выдается нам зарплата?

Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет?

Половинку от зарплаты называют как, ребята?

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет?

И врачу, и акробату выдают за труд?

«Составьте простое предложение, используя одно из этих слов.»

         5. «Подумайте и запишите 5 слов из мира финансов, дайте лексическое значение каждому. Составьте простое предложение, используя  выписанные слова. В предложении над существительными укажите все постоянные признаки этой части речи».

         6. Темы для сочинений и эссе: мой семейный бюджет, для чего придумали банки, как размножаются деньги, сколько счастья в деньгах.

         В мировой литературе есть множество произведений, на примере которых есть возможность разобрать финансовые ситуации, научить детей мыслить. На уроке можно поработать с текстом произведения: прочитать выразительно, почитать по ролям, обсудить, отвечать на вопросы, и даже  придумать другой сюжет, который помог бы герою не совершать финансовых ошибок.

         Самым простым произведением является «Золотой ключик». Буратино доверяется мошенникам и совершает финансовую ошибку.  Тема «легких» денег актуальна и сейчас.

         В русской классике также немало примеров. А. С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» жадность попа и несоблюдение договора приводят к наказанию.  Сказка учит не только соблюдению условий со стороны работодателя, но умению постоять за себя, свой заработок.

         Также А. С. Пушкин затрагивает тему азартных игр в повести «Пиковая дама». Желание быстрого обогащения погубило Германа.  Его алчность и страсть к деньгам привела к тяжелой болезни и абсолютному разочарованию.  Зависимость от азартных игр тяжела, человек теряет контроль над собой, своими действиями.

         В рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» поднята тема наивности и беззаветного желания помочь другому, не подумав о себе. Этим качеством мошенники с удовольствием пользуются, давя на жалость выбранной жертвы. Здесь же можно обсудить, как правильно давать в долг, составлять долговую расписку, заверять договор у юриста. А  чтобы не жалеть ни о чем и не переживать из-за данной в долг сумме, то давать в долг можно ровно столько денег человеку, сколько не жалко было бы ему подарить.

         Также с позиции финансового образования можно разобрать такие произведения, как «Скупой рыцарь», «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Мертвые души» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Уроки Французского» В.Г.Распутина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Хозяйка медной горы» П.Бажова, «Челкаш»  М.Горького, «Американская трагедия» Т.Драйзера, «Гобсек» О.де Бальзака, «Дары волхвов» О. Генри, «Любовь к жизни» Д.Лондона.

         Во многих произведениях алчность и жадность противопоставлены доброте и честности. Финансовая неграмотность привела героев к затруднительной ситуации.

         Таким образом, на уроках русского языка и литературы возможно воспитывать финансовую и социальную грамотность в течение длительного периода, переходя «от простого к сложному». Ребенок начинает больше ценить деньги, учится копить копеечку, знает больше о финансах, умеет принимать финансовые решения в повседневной жизни. В целом развиваются процессы самопознания, самовыражения и самореализации учеников.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Статья на тему: «Применение основ финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы»

Статья на тему: «Применение основ финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы»

Примеры работы с текстом. 1

Примеры работы с текстом. 1

Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет?

Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет?

Также с позиции финансового образования можно разобрать такие произведения, как «Скупой рыцарь», «Евгений

Также с позиции финансового образования можно разобрать такие произведения, как «Скупой рыцарь», «Евгений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2024