Статья на тему: «Применение основ финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы»
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». Ее цель — формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надежной информации о финансовых услугах, в том числе для эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей услуг [1].
Стратегия определяет основные направления государственной политики в области повышения финансовой грамотности на среднесрочный период.
Тема финансовой грамотности актуальна, так как человек живет в материальном мире. И прививать основы необходимо с детства и отрочества.
И знаний о том, как более правильно распоряжаться денежными средствами порой не достаточно. На примере чаще всего бывает опыт собственных родителей. И он может быть разным: от полной нищеты, когда семья перебивается с копейки на копейку, до, наоборот, очень богатой семьи, где ребенку ни в чем не отказывают. Но в обоих случаях, как и во многих других, тема о том, как распоряжаться денежными средствами, как их заработать, чаще всего бывает болезненна.
И вот ребенок взрослеет, рано или поздно начинает самостоятельную жизнь. И берет полную ответственность за свою жизнь и жизнь своей семьи. И финансы находятся в десятке приоритетов того, чем нужно будет справляться в жизни. Поэтому, чем раньше и осознаннее, будет знакомство с финансами, чем легче и эффективнее пойдет данный вопрос во взрослой жизни.
Если говорить об основном общем образовании, то вводить основы финансовой грамотности можно в качестве кружка, факультативного курса, внеурочных мероприятий либо внутри любого урока. В данной статье рассмотрено внедрение в курс русского языка и литературы. Естественно, все темы для обсуждения и работы по финансовой грамотности не ущемляют основного материала, который должен быть дан по программе.
Конечно, более углубленных занятий в такой форме, как деловые, имитационные, ролевые игры и квесты, на уроке дать не получится, так как по русскому языку и литературе другая программа. Но небольшое «погружение» в тему вполне реально [2].
В курсе русского языка тему финансовой грамотности можно коснуться следующими способами: словарный диктант, диктант, работа с текстом, эссе, сочинения.
Примеры работы с текстом.
1. «Прочитайте текст, обратив внимание на выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Дайте определение имени существительному. Поставьте род и склонение над выделенными словами».
Разные народы на определенных этапах истории в качестве денег использовали различные продукты. В Мексике это были какао-бобы, в Боливии и Перу расплачивались одним из видов перца, на Филлипинских островах платили рисом, а на Руси — пушниной и скотом.
2. «В таблице представлен список пяти востребованных профессий 2015 года. По рейтингу запишите их в тетрадь, начиная с самой мало оплачиваемой. Рядом с названиями профессий указан падеж, запишите слова в нужном падеже.»
№ пп |
Профессия |
Вакансии (кол-во) |
Средняя зарплата (рубли) |
1 |
Актер (П.п.) |
216 |
40 000 |
2 |
Журналист (Р.п.) |
529 |
32 000 |
3 |
Фотограф (Т.п.) |
608 |
28 000 |
4 |
Разработчик сайтов (Д.п.) |
305 |
65 000 |
5 |
Дизайнер (В.п.) |
306 |
44 000 |
3. «Запишите под диктовку пословицы. Подчеркните в них имена существительные как члены предложения»
Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.
Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.
Кто долго спит, тот денег не скопит.
4. «Напишем лексический диктант. Ваша задача угадать слово из прочитанных строчек и записать его»
Из какого автомата выдается нам зарплата?
Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет?
Половинку от зарплаты называют как, ребята?
В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет?
И врачу, и акробату выдают за труд?
«Составьте простое предложение, используя одно из этих слов.»
5. «Подумайте и запишите 5 слов из мира финансов, дайте лексическое значение каждому. Составьте простое предложение, используя выписанные слова. В предложении над существительными укажите все постоянные признаки этой части речи».
6. Темы для сочинений и эссе: мой семейный бюджет, для чего придумали банки, как размножаются деньги, сколько счастья в деньгах.
В мировой литературе есть множество произведений, на примере которых есть возможность разобрать финансовые ситуации, научить детей мыслить. На уроке можно поработать с текстом произведения: прочитать выразительно, почитать по ролям, обсудить, отвечать на вопросы, и даже придумать другой сюжет, который помог бы герою не совершать финансовых ошибок.
Самым простым произведением является «Золотой ключик». Буратино доверяется мошенникам и совершает финансовую ошибку. Тема «легких» денег актуальна и сейчас.
В русской классике также немало примеров. А. С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» жадность попа и несоблюдение договора приводят к наказанию. Сказка учит не только соблюдению условий со стороны работодателя, но умению постоять за себя, свой заработок.
Также А. С. Пушкин затрагивает тему азартных игр в повести «Пиковая дама». Желание быстрого обогащения погубило Германа. Его алчность и страсть к деньгам привела к тяжелой болезни и абсолютному разочарованию. Зависимость от азартных игр тяжела, человек теряет контроль над собой, своими действиями.
В рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» поднята тема наивности и беззаветного желания помочь другому, не подумав о себе. Этим качеством мошенники с удовольствием пользуются, давя на жалость выбранной жертвы. Здесь же можно обсудить, как правильно давать в долг, составлять долговую расписку, заверять договор у юриста. А чтобы не жалеть ни о чем и не переживать из-за данной в долг сумме, то давать в долг можно ровно столько денег человеку, сколько не жалко было бы ему подарить.
Также с позиции финансового образования можно разобрать такие произведения, как «Скупой рыцарь», «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Мертвые души» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Уроки Французского» В.Г.Распутина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Хозяйка медной горы» П.Бажова, «Челкаш» М.Горького, «Американская трагедия» Т.Драйзера, «Гобсек» О.де Бальзака, «Дары волхвов» О. Генри, «Любовь к жизни» Д.Лондона.
Во многих произведениях алчность и жадность противопоставлены доброте и честности. Финансовая неграмотность привела героев к затруднительной ситуации.
Таким образом, на уроках русского языка и литературы возможно воспитывать финансовую и социальную грамотность в течение длительного периода, переходя «от простого к сложному». Ребенок начинает больше ценить деньги, учится копить копеечку, знает больше о финансах, умеет принимать финансовые решения в повседневной жизни. В целом развиваются процессы самопознания, самовыражения и самореализации учеников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.