Статья на тему: «Проектная деятельность в начальной школе»
Проектная деятельность в начальной школе — это метод обучения, который позволяет учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом, развивать творческое мышление, проблемное мышление и навыки работы как в команде, так и индивидуально.
Включение метода проектов в педагогическую практику школ, сначала сельскохозяйственных, а позднее и общеобразовательных, относится к концу XIX- началу XX века и связано с именем американского философа Джона Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Согласно его воззрениям опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», от частного к общему.
В настоящее время задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научиться учиться.
Слово «проект» (от лат. projectus – «брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед») толкуется в словарях как «замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации».
«Проектная деятельность школьника – форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения» (Н.В.Матяш).
Значит, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы.
В основе каждого проекта лежит проблема (почему – это важно для меня?). Ставя цель проекта, мы отвечаем на вопрос «зачем?» (мы делаем проект). Задачи проекта формулируются как задачи достижения цели (что для этого мы делаем?). Используя методы и способы выполнения цели проекта, ставим вопрос «как мы это можем делать?» И в результате мы предполагаем, что получим, как решение проблемы.
Структура проекта: целеполагание, планирование, создание проекта, контроль и коррекция результата, презентация проекта, рефлексия.
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть полезным инструментом для развития учебных и социальных навыков учеников.
Организация проекта предусматривает этапы:
1. Погружение в проект. Этот этап включает в себя определение темы проекта, которая должна быть интересной для ученика или группы учеников и соответствовать учебной программе. Также определение цели и задач проекта. Цели должны быть конкретными и измеримыми.
2. Организация деятельности. Формирование группы участников, если надо, распределение выполнения задач для каждого ответственного. Разработка плана работы, который включает в себя этапы работы, сроки выполнения, источники информации, способы презентации.
3. Осуществление деятельности. Учащиеся собирают и обрабатывают нужную информацию, обсуждают ход выполнения проекта, оформляют его и готовят к публичной защите.
4. Презентация результатов. Участники представляют свой продукт перед классом. После чего обязательно должна быть оценка, основанная на критериях, определенных заранее.
Основные цели проектной деятельности в начальной школе:
1. Развитие познавательных способностей учащихся. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно исследовать интересующие их темы, формулировать вопросы, искать информацию, анализировать ее и делать выводы.
2. Формирование навыков работы в команде и индивидуально. В рамках проектной деятельности учащиеся работают в группах, распределяют роли и задачи, сотрудничают друг с другом, обмениваются идеями и решают проблемы вместе.
3. Развитие творческого мышления. Проектная деятельность предоставляет возможность учащимся проявить свою индивидуальность, предлагать нестандартные решения, экспериментировать и творить.
4. Практическое применение знаний. В процессе работы над проектом учащиеся применяют полученные знания и навыки на практике, что помогает им лучше усвоить материал и увидеть его практическую ценность. В итоге показать результат выполненной работы.
Проектная деятельность может быть организована в рамках различных предметов, например, ученики могут проводить опыты, исследовать животный или растительный мир природной зоны в рамках окружающего мира, выполнить творческую работу по технологии и т.д.
В начальной школе можно создать творческий проект (результат- творческий продукт), информационный (база знаний), игровой (организация игры, викторины, выбор роли литературного персонажа и т.д.), исследовательский (выводы, полученные в ходе исследования).
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе должна быть организована с учетом возрастных особенностей детей. Задачи и проекты должны быть доступными и интересными для учащихся, а руководство учителя должно быть поддерживающим и направляющим.
Проектная деятельность в начальной школе способствует активному и заинтересованному обучению, развитию творческих способностей и социальных навыков учащихся. Она помогает формировать у детей уверенность в своих силах, самостоятельность и ответственность за результат своей работы, развивать им навыки критического мышления и решения проблем.
Список литературы
1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода // Начальная школа: плюс до и после. – 2010. - №1.
2. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. – М., 2013.
3. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – М., 2006.
4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителей начальных классов. – М., 2002.
5. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф. дис. … д-ра психол. Наук. – М., 2000.
6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. — Москва. 2008. — 192 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.