Программа кружка по финансовой грамотности в старшей группе
Оценка 5

Программа кружка по финансовой грамотности в старшей группе

Оценка 5
docx
15.10.2024
Программа кружка по финансовой грамотности в старшей группе
программа для кружка.docx

 

Многие детские игры -

подражание серьезной

деятельности взрослых.

Я. Корчак

1. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. «Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии. Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей старшего дошкольного возраста посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются, начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Нормативно-правовая база:

·        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);

·        Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);

·        Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544);

·        Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).

·        Письмо Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 07.02.2014 301-52-22/05-382.

·        Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.

 

·         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

·        Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

·        Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249.

2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.

Задачами программы являются:

·         Знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).

·         Формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства.

·         Формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки.

·         Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.

·         Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

·          Воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

 

3. Описание форм и методов проведения занятий.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ - технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.

 

 

 

 

4. Содержание программы

Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

·        материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;

·        содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

 

Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:

1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.

2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике;

3. Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы.

4. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

 

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

 

5. Прогнозируемые результаты.

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

§ Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

§ Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

§ Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

§ Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

§ Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

§ Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

 

§ Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

§ Финансы – это интересно и увлекательно.

6. Перспективное планирование по Финансовой грамотности дошкольника старшая группа

Таблица 2  

Месяц

 

Неделя

 

Тема

 

Цель

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕНТЯБРЬ

 

 

 

1

занятие

Знакомство детей с Купюриусом и Рубликом.

 

Знакомство детей с Купюриусом и Рубликом, героями занятий рассмотреть их назначение, где будут жить

 

Картинки герои, уголок по финансовой грамотности

 

2

занятие

Введение в мир экономики Что такое Экономика?

 

Выявить элементарные экономии-ческие знания. Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности. Позна-комить со словом «экономика», с жизнью первобытных людей.

 

Т.А.Шорыгина стр 5,

мультфильм «Азбука денег Тетушки Совы» (об экономике).

3

занятие

История возникновения денег.

Обмен и деньги.

Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. Что такое бартер?

 

А.Д.Шатова

«Деньги», стр 2.

Е.Н.Табих стр.6,

Евгения Блискавка «Дети и деньги» стр. 13

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике»

стр. 78.

4

занятие

«Деньги: купюра, монета»

 

Раскрыть сущность понятий

«деньги», «монета», «купюра»;

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; Помочь

детям осознать роль денег в жизни людей

А.Д.Шатова

«Деньги», стр 3.

Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике»

стр. 10,

мультфильм «Азбука денег Тетушки Совы» (что такое деньги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОКТЯБРЬ

 

 

 

 

1

занятие

«Денежные истории».

 

Научить понимать назначение

денег. Дать детям представление о денежной единице. Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег. Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение

договариваться.

«Мир денег»,

 

2

занятие

«Где живут деньги?»

(Сбербанк)

Познакомить детей с новыми словами, встречающимися в современной жизни и объяснить их значение. Дать представление о работе банка. С помощью наглядного материала (банковская карта, сберегательная книжка) дать представление детям как пользоваться виртуальными деньгами. Познакомить детей с современными профессиями (кассир, консультант, финан-совый менеджер, охранник, специалист по кредитам, инкассатор).

 

 

Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 28.

Экскурсия в Сбербанк,

презентация.

Мультфильм»Азбука денег тетушки Совы». (О банке).

3

занятие

«Друзья Купюриуса и Рублика»

(деньги разных стран)

Познакомить с понятием «валюта», с денежными знакамидругих стран (на примере доллара, евро, марки, франка). Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета». Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образ-ное мышление. Воспитывать береж-ное отношение к деньгам, умение работать в коллективе. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран. Формирование представлений детей о понятии «валюта».

 

Презентация, выставка «В МИРЕ МОНЕТ» деньги разных стран.

 

4

занятие

 «Изобретаем деньги будущего»

 

Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии.

 

Презентация. Изготовление денег для игры сбербанк, магазин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

1

занятие

 

Сюжетно ролевая

игра "СБЕРБАНК»

 

Познакомить детей с работой терминала, банковскими операциями и с профессиями людей работающих в Сбербанке. Расширить представление о хранение, получение денежных средств.

 

 

Картотека Сюжетно

ролевых игр.

 

2

занятие

 

«Потребности современного человека»

 

 

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представ-ление о потребностях человека и их видах (материальные, духовные, социальные)

 

Презентация, Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 19.

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике»

стр. 10.

3

занятие

 

«Потребности моей семьи. Семейный бюджет: доходы и расходы».

 

 

Расширять знания детей о составляющих семейного бюджета. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо» с учетом потребностей каждого члена семьи. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы.

 

Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 24

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике»

стр. 81.

Мультфильм»Азбука денег тетушки Совы». (Потребности и возможности)

4

занятие

 

Сюжетно – ролевая игра «Магазин. Супермаркет»

 

 

 

Продолжать знакомить детей с трудом продавца, охранника, директора. Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщить представления о структуре супермаркета. Развивать навыки диалогической речи. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в общественных местах. Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников Воспитывать умение играть коллективно, уступать друг другу, договариваться между собой.

 

 

Картотека сюжетно ролевых игр. Атрибуты к игре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕКАБРЬ

 

 

1

занятие

 

«Как деньги попадают к нам в дом»

 

 

 

Расширить знания детей о возникновении денег, закрепить знания о том, что служило деньгами для древних людей.

 

Познакомить с

2. Понятиями: «доходы», «расхо-ды», «зарплата», «пения», «сти-пендия». Воспитывать правиль-ное отношение к деньгам. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей.

 

 

Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы». (Работа и

зарплата).

 

 

2

занятие

 

«Карманные деньги»

 

 

 

Воспитывать правильное отно-шение к деньгам. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд.

 

 

Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы» (Карманные деньги).

 

 

 

 

 

3

занятие

 

«Труд. Профессии людей»

 

 

 

Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми

полезной деятельностью, помогать взрослым, стимулировать деятель-ность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

 

Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 34.

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике»

стр. 35.

Презентация»

4

занятие

 

«Труд. Профессии людей» (продолжение)

 

 

 

Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельнос-тью, помогать взрослым, стимулировать деятельность «по интересам», проявление твор-чества и изобретательности.

 

 

Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 34.

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике»

стр. 60.

Презентация»

 

Январь

 

 

 

1

занятие

 

«Кому что нужно для работы»

 

 

 

 

Закрепить знания об орудиях труда разных профессий: повара, плотника, художника – оформи-теля, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал.

 

 

Презентации, дидактические игры.

 

2

занятие

 

«Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд».

 

 

 

 

Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраи-вать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда.

 

 

Презентации, дидактические игры.

 

3

занятие

 

«Сколько заработал – столько и купил».

 

 

 

 

учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

 

 

Сюжетно ролевая игра

 

 

 

Февраль

1

занятие

 

«Производители и ресурсы».

 

 

 

 

Закрепить представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, способов их использования. Обсудить происхождение продуктов и из чего можно изготовить необ-ходимые товары. Выявить знания о производителях товаров и услуг; Воспитывать умение работать командой, радоваться успехам и сопереживать неудачам това-рищей. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

 

 

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике»

стр. 19.

 

 

 

2

занятие

 

«Как сберечь ресурсы планеты?»

 

 

 

 

Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности. Продолжать форми-ровать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощѐнное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла. Развивать позна-вательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; Познакомить с понятиями "эконо-мия", "бережливость. Воспитывать уважительное отношение к дарам природы. Развивать финансовую грамотность, способствуя целост-ному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

 

 

 

Презентации., дидактические игры.

 

 

 

3

занятие

 

«Сколько нужно человеку денег?»

 

 

 

 

Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны, Воспитывать уважение к роди-телям, обеспечивающим семью деньгами, желание трудиться самим. Развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

4

занятие

 

«Путешествие по стране Экономике»

 

 

 

 

Закрепить полученные экономи-ческие знания. Развивать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления. Обога-щать словарный запас. Развивать

познавательный интерес, память, мышление, внимание и вооб-ражение. Формировать положи-тельные взаимоотношения детей.

 

 

 

Викторина «Знатоки экономики», «Путешествие в мир финансов»

(сборник занима-тельных задач и ребусов для детей)БАНК РОССИИ.

 

 

Март

1

занятие

 

«Дом - копилка»

 

 

 

 

Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения.

 

 

Презентация.

Мультфильм «Фиксики. Копилка» (46 серия)

 

 

 

 

2

занятие

 

Копилка своими руками

 

 

 

 

Учить делать копилку своими руками из подручных материалов для накопления денег. Развивать творчество. Воспитывать бережное отношение к своему продукту труда.

 

 

 

Мастер – класс по изготовлению копилки.

 

 

 

3

занятие

 

Как правильно беречь наши

деньги

 

 

 

Формировать понятия эконом-ность, бережливость, расчетли-вость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспи-тывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

 

 

Газета Смешарики «Личные сбережения», «Енвестиции»

Презентация.

 

 

 

 

4

занятие

 

Где покупают и продают разные товары.

 

 

 

 

 

Познакомить с разными источниками торговли: магазин, киоск, ларек, ТЦ и т.д. и их особенностях. повторить правила поведения в общественных местах.

 

 

Презентации.

 

 

 

Апрель

1

занятие

 

«Что нельзя купить за деньги»

 

 

 

 

формирование основ финан-совой грамотности у детей старшего дошкольного воз-раста. Повторить «потребнос-ти человека. Закрепить названия основных потреб-ностей и что к ним относится;

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргу-ментировать свои ответы, активизировать словарь. Вос-питание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров.

 

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике»

стр. 81.

Мультфильм»Азбука денег тетушки Совы». (Потребности и возможности)

Дидактическая игра «Что можно купить, а что нельзя».

 

 

 

 

2

занятие

 

Копейка рубль бережет»

 

 

 

 

Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность) Развивать у детей умение экономить. Выделять

слова и действия относящиеся к экономике. развивать речь, внимание, память, мыслительные операции. Воспитывать любознательность.

 

 

 

 

Мультфильм

«Азбука денег тетушки Совы». (Умение

экономить).

 

 

 

3

занятие

 

«Подарок для друга»

 

 

 

 

 

Развивать умение экономить. Приучать детей к трудолюбию. Учить делать своими руками предметы труда, которые будут приносить радость людям.

 

 

Презентации. Различные материалы для творчества.

 

 

 

 

4

занятие

 

«Как из мусора сделать новый товар»

 

 

 

 

Дать вторую жизнь бросовому материалу сделав оригинальную, полезную вещь. Учить организовывать свое рабочее место. Разрабатывать виды изделий из бросового материала.

 

 

 

Презентации. Бросовый материал.

 

 

Май

1

занятие

 

Карманные деньги

 

 

 

 

Познакомить с понятием «Карманные деньги». Приучать детей к трудолюбию. Как можно заработать деньги детям.

 

 

Притча «Заработанное своим трудом»

 

 

 

 

2

занятие

 

Сюжетно ролевая игра «Торговый центр»

 

 

 

 

Закрепление пройденного материала по финансовой грамоте.

 

 

Картотека сюжетно ролевых игр, атрибуты к игре.

 

 

 

3

занятие

 

Лепбук «Финансовая грамотность»

 

 

 

 

Закрепить знания детей о денежных знаках

 

 

Дидактические задания, игры, упражнения на проверку знаний.

 

 

 

 

 

4

занятие

 

Викторина «Что мы узнали о финансах»

 

 

 

Закрепление знаний полученных в течение года.

 

 

 

Игры, задания, упражнения.

 

 

7. Глоссарий по экономике, финансовой грамоте.

 

АВАНС — деньги (часть заработной платы), которые выплачивают до окончания всей работы.

БАНК - финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.

БАНКИР - управляющий или владелец банка.

БАНКНОТА, КУПЮРА — бумажный денежный знак. Понятие используется для обозначения денежных знаков в обыденной речи, например «зарплату выплатили купюрами по 100 рублей».

БАРТЕР - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.

БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или потерял работу.

БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.

БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и есть накопления.

ВАЛЮТА — деньги других стран.

ДЕНЬГИ - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.

ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.

ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.

ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других государствах.

ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.

ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.

ЕВРО — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).

ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.

МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает управлять производством, организует его.

МОНЕТА — металлический денежный знак.

НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или хранят в банке.

ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг определенного возраста.

ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем людям, которые не могут самостоятельно зарабатывать для того, чтобы удовлетворить жизненно важные потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество предлагаемых товаров и услуг.

ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе.

РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.

РЕКЛАМА — информация (сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.

РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек, который распространяет сведения о достоинствах товаров и услуг с целью продажи.

РЫНОК - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение доходов и расходов в семье.

СПОНСОР — человек (или предприятие), который помогает деньгами отдельным людям или группам людей в осуществлении какого- либо мероприятия и не требует возврата своих денег.

СПРОС — показывает, сколько людей хотят приобрести товар.

СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.

ТОВАР — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.

ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.

УСЛУГА — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.

ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара или услуги.

ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.

 

8. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно - игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?»,

«Копилка», «Конфетки, монетки» и др., уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике: «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Список литературы:

1. Поварницына Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.

2. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 12.

3. Панфилова В.А., Экономика для дошкольников. Сборник дидактических игр по развитию экономических представлений детей дошкольного возраста. – Армавир: РИО АГПУ, 2018.- 36 с.

4. Гесин Антон Что такое бизнес. Истории доля детей.

5. А.Д.Шатова Деньги. «Маленькая энциклопедия для дошкольников. – М.: Издательство «Ювента», 2003. – 16 с.

6. «путешествие в мир финансов». Сборник занимательных задач и ребусов для детей. Банк России.

7. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с. – (Вместе с детьми).

8. Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. Минск «Высшая школа», 2007г – 46 с.

 

 

 

 


 

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами

Цель и задачи программы Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же…

Цель и задачи программы Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же…

4. Содержание программы

4. Содержание программы

Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной…

Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной…

Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности)

Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности)

А.Д.Шатова «Деньги», стр 3.

А.Д.Шатова «Деньги», стр 3.

Воспитывать береж-ное отношение к деньгам, умение работать в коллективе

Воспитывать береж-ное отношение к деньгам, умение работать в коллективе

Сюжетно – ролевая игра «Магазин

Сюжетно – ролевая игра «Магазин

Труд. Профессии людей» Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий,

Труд. Профессии людей» Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий,

Презентации, дидактические игры

Презентации, дидактические игры

Развивать финансовую грамотность, способствуя целост-ному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира

Развивать финансовую грамотность, способствуя целост-ному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира

Копилка своими руками

Копилка своими руками

Копейка рубль бережет»

Копейка рубль бережет»

Викторина «Что мы узнали о финансах»

Викторина «Что мы узнали о финансах»

ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе

ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе

Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном

Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном

Список литературы: 1. Поварницына

Список литературы: 1. Поварницына

Программа кружка по финансовой грамотности в старшей группе

Программа кружка по финансовой грамотности в старшей группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2024