Многие детские игры -
подражание серьезной
деятельности взрослых.
Я. Корчак
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. «Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии. Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.
Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.
Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей старшего дошкольного возраста посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются, начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Нормативно-правовая база:
· Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
· Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
· Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544);
· Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
· Письмо Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 07.02.2014 301-52-22/05-382.
· Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
· Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
· Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
· Знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
· Формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства.
· Формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки.
· Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.
· Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
· Воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
3. Описание форм и методов проведения занятий.
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ - технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.
4. Содержание программы
Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
· материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
· содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:
1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике;
3. Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы.
4. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.
Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.
5. Прогнозируемые результаты.
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
§ Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
§ Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
§ Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
§ Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
§ Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
§ Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
§ Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
§ Финансы – это интересно и увлекательно.
6. Перспективное планирование по Финансовой грамотности дошкольника старшая группа
Таблица 2
Месяц
|
Неделя
|
Тема
|
Цель
|
Литература
|
СЕНТЯБРЬ
|
1 занятие |
Знакомство детей с Купюриусом и Рубликом.
|
Знакомство детей с Купюриусом и Рубликом, героями занятий рассмотреть их назначение, где будут жить
|
Картинки герои, уголок по финансовой грамотности
|
2 занятие |
Введение в мир экономики Что такое Экономика?
|
Выявить элементарные экономии-ческие знания. Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности. Позна-комить со словом «экономика», с жизнью первобытных людей.
|
Т.А.Шорыгина стр 5, мультфильм «Азбука денег Тетушки Совы» (об экономике). |
|
3 занятие |
История возникновения денег. Обмен и деньги. |
Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. Что такое бартер?
|
А.Д.Шатова «Деньги», стр 2. Е.Н.Табих стр.6, Евгения Блискавка «Дети и деньги» стр. 13 Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр. 78. |
|
4 занятие |
«Деньги: купюра, монета»
|
Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; Помочь детям осознать роль денег в жизни людей |
А.Д.Шатова «Деньги», стр 3. Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 10, мультфильм «Азбука денег Тетушки Совы» (что такое деньги).
|
|
ОКТЯБРЬ
|
1 занятие |
«Денежные истории».
|
Научить понимать назначение денег. Дать детям представление о денежной единице. Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег. Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться. |
«Мир денег»,
|
2 занятие |
«Где живут деньги?» (Сбербанк) |
Познакомить детей с новыми словами, встречающимися в современной жизни и объяснить их значение. Дать представление о работе банка. С помощью наглядного материала (банковская карта, сберегательная книжка) дать представление детям как пользоваться виртуальными деньгами. Познакомить детей с современными профессиями (кассир, консультант, финан-совый менеджер, охранник, специалист по кредитам, инкассатор).
|
Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 28. Экскурсия в Сбербанк, презентация. Мультфильм»Азбука денег тетушки Совы». (О банке). |
|
3 занятие |
«Друзья Купюриуса и Рублика» (деньги разных стран) |
Познакомить с понятием «валюта», с денежными знакамидругих стран (на примере доллара, евро, марки, франка). Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета». Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образ-ное мышление. Воспитывать береж-ное отношение к деньгам, умение работать в коллективе. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран. Формирование представлений детей о понятии «валюта».
|
Презентация, выставка «В МИРЕ МОНЕТ» деньги разных стран.
|
|
4 занятие |
«Изобретаем деньги будущего»
|
Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии.
|
Презентация. Изготовление денег для игры сбербанк, магазин
|
|
Ноябрь
|
1 занятие |
Сюжетно ролевая игра "СБЕРБАНК»
|
Познакомить детей с работой терминала, банковскими операциями и с профессиями людей работающих в Сбербанке. Расширить представление о хранение, получение денежных средств.
|
Картотека Сюжетно ролевых игр.
|
2 занятие |
«Потребности современного человека»
|
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представ-ление о потребностях человека и их видах (материальные, духовные, социальные)
|
Презентация, Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 19. Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр. 10. |
|
3 занятие |
«Потребности моей семьи. Семейный бюджет: доходы и расходы».
|
Расширять знания детей о составляющих семейного бюджета. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо» с учетом потребностей каждого члена семьи. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы.
|
Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 24 Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр. 81. Мультфильм»Азбука денег тетушки Совы». (Потребности и возможности) |
|
4 занятие |
Сюжетно – ролевая игра «Магазин. Супермаркет»
|
Продолжать знакомить детей с трудом продавца, охранника, директора. Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщить представления о структуре супермаркета. Развивать навыки диалогической речи. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в общественных местах. Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников Воспитывать умение играть коллективно, уступать друг другу, договариваться между собой.
|
Картотека сюжетно ролевых игр. Атрибуты к игре
|
|
ДЕКАБРЬ
|
1 занятие |
«Как деньги попадают к нам в дом»
|
Расширить знания детей о возникновении денег, закрепить знания о том, что служило деньгами для древних людей.
Познакомить с 2. Понятиями: «доходы», «расхо-ды», «зарплата», «пения», «сти-пендия». Воспитывать правиль-ное отношение к деньгам. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей.
|
Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы». (Работа и зарплата).
|
2 занятие |
«Карманные деньги»
|
Воспитывать правильное отно-шение к деньгам. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд.
|
Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы» (Карманные деньги).
|
|
3 занятие |
«Труд. Профессии людей»
|
Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым, стимулировать деятель-ность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. |
Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 34. Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр. 35. Презентация» |
4 занятие |
«Труд. Профессии людей» (продолжение)
|
Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельнос-тью, помогать взрослым, стимулировать деятельность «по интересам», проявление твор-чества и изобретательности.
|
Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» стр. 34. Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр. 60. Презентация» |
|
Январь
|
1 занятие |
«Кому что нужно для работы»
|
Закрепить знания об орудиях труда разных профессий: повара, плотника, художника – оформи-теля, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал.
|
Презентации, дидактические игры.
|
2 занятие |
«Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд».
|
Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраи-вать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда.
|
Презентации, дидактические игры.
|
|
3 занятие |
«Сколько заработал – столько и купил».
|
учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.
|
Сюжетно ролевая игра
|
|
Февраль |
1 занятие |
«Производители и ресурсы».
|
Закрепить представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, способов их использования. Обсудить происхождение продуктов и из чего можно изготовить необ-ходимые товары. Выявить знания о производителях товаров и услуг; Воспитывать умение работать командой, радоваться успехам и сопереживать неудачам това-рищей. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
|
Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр. 19.
|
|
2 занятие |
«Как сберечь ресурсы планеты?»
|
Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности. Продолжать форми-ровать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощѐнное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла. Развивать позна-вательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; Познакомить с понятиями "эконо-мия", "бережливость. Воспитывать уважительное отношение к дарам природы. Развивать финансовую грамотность, способствуя целост-ному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.
|
Презентации., дидактические игры.
|
|
3 занятие |
«Сколько нужно человеку денег?»
|
Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны, Воспитывать уважение к роди-телям, обеспечивающим семью деньгами, желание трудиться самим. Развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли.
|
|
|
4 занятие |
«Путешествие по стране Экономике»
|
Закрепить полученные экономи-ческие знания. Развивать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления. Обога-щать словарный запас. Развивать познавательный интерес, память, мышление, внимание и вооб-ражение. Формировать положи-тельные взаимоотношения детей.
|
Викторина «Знатоки экономики», «Путешествие в мир финансов» (сборник занима-тельных задач и ребусов для детей)БАНК РОССИИ.
|
Март |
1 занятие |
«Дом - копилка»
|
Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения.
|
Презентация. Мультфильм «Фиксики. Копилка» (46 серия)
|
|
2 занятие |
Копилка своими руками
|
Учить делать копилку своими руками из подручных материалов для накопления денег. Развивать творчество. Воспитывать бережное отношение к своему продукту труда.
|
Мастер – класс по изготовлению копилки.
|
|
3 занятие |
Как правильно беречь наши деньги
|
Формировать понятия эконом-ность, бережливость, расчетли-вость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспи-тывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
|
Газета Смешарики «Личные сбережения», «Енвестиции» Презентация.
|
|
4 занятие |
Где покупают и продают разные товары.
|
Познакомить с разными источниками торговли: магазин, киоск, ларек, ТЦ и т.д. и их особенностях. повторить правила поведения в общественных местах.
|
Презентации.
|
Апрель |
1 занятие |
«Что нельзя купить за деньги»
|
формирование основ финан-совой грамотности у детей старшего дошкольного воз-раста. Повторить «потребнос-ти человека. Закрепить названия основных потреб-ностей и что к ним относится; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргу-ментировать свои ответы, активизировать словарь. Вос-питание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров. |
Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр. 81. Мультфильм»Азбука денег тетушки Совы». (Потребности и возможности) Дидактическая игра «Что можно купить, а что нельзя».
|
|
2 занятие |
Копейка рубль бережет»
|
Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность) Развивать у детей умение экономить. Выделять слова и действия относящиеся к экономике. развивать речь, внимание, память, мыслительные операции. Воспитывать любознательность.
|
Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы». (Умение экономить).
|
|
3 занятие |
«Подарок для друга»
|
Развивать умение экономить. Приучать детей к трудолюбию. Учить делать своими руками предметы труда, которые будут приносить радость людям.
|
Презентации. Различные материалы для творчества.
|
|
4 занятие |
«Как из мусора сделать новый товар»
|
Дать вторую жизнь бросовому материалу сделав оригинальную, полезную вещь. Учить организовывать свое рабочее место. Разрабатывать виды изделий из бросового материала.
|
Презентации. Бросовый материал.
|
Май |
1 занятие |
Карманные деньги
|
Познакомить с понятием «Карманные деньги». Приучать детей к трудолюбию. Как можно заработать деньги детям.
|
Притча «Заработанное своим трудом»
|
|
2 занятие |
Сюжетно ролевая игра «Торговый центр»
|
Закрепление пройденного материала по финансовой грамоте.
|
Картотека сюжетно ролевых игр, атрибуты к игре.
|
|
3 занятие |
Лепбук «Финансовая грамотность»
|
Закрепить знания детей о денежных знаках
|
Дидактические задания, игры, упражнения на проверку знаний.
|
|
4 занятие |
Викторина «Что мы узнали о финансах»
|
Закрепление знаний полученных в течение года.
|
Игры, задания, упражнения.
|
7. Глоссарий по экономике, финансовой грамоте.
АВАНС — деньги (часть заработной платы), которые выплачивают до окончания всей работы.
БАНК - финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
БАНКИР - управляющий или владелец банка.
БАНКНОТА, КУПЮРА — бумажный денежный знак. Понятие используется для обозначения денежных знаков в обыденной речи, например «зарплату выплатили купюрами по 100 рублей».
БАРТЕР - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.
БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.
БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или потерял работу.
БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.
БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и есть накопления.
ВАЛЮТА — деньги других стран.
ДЕНЬГИ - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.
ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.
ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других государствах.
ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.
ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
ЕВРО — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).
ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.
МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает управлять производством, организует его.
МОНЕТА — металлический денежный знак.
НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или хранят в банке.
ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг определенного возраста.
ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем людям, которые не могут самостоятельно зарабатывать для того, чтобы удовлетворить жизненно важные потребности.
ПОТРЕБНОСТЬ — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе.
РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
РЕКЛАМА — информация (сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.
РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек, который распространяет сведения о достоинствах товаров и услуг с целью продажи.
РЫНОК - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение доходов и расходов в семье.
СПОНСОР — человек (или предприятие), который помогает деньгами отдельным людям или группам людей в осуществлении какого- либо мероприятия и не требует возврата своих денег.
СПРОС — показывает, сколько людей хотят приобрести товар.
СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.
ТОВАР — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.
ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.
УСЛУГА — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.
ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара или услуги.
ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.
8. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно - игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?»,
«Копилка», «Конфетки, монетки» и др., уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике: «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
9. Список литературы:
1. Поварницына Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
2. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 12.
3. Панфилова В.А., Экономика для дошкольников. Сборник дидактических игр по развитию экономических представлений детей дошкольного возраста. – Армавир: РИО АГПУ, 2018.- 36 с.
4. Гесин Антон Что такое бизнес. Истории доля детей.
5. А.Д.Шатова Деньги. «Маленькая энциклопедия для дошкольников. – М.: Издательство «Ювента», 2003. – 16 с.
6. «путешествие в мир финансов». Сборник занимательных задач и ребусов для детей. Банк России.
7. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с. – (Вместе с детьми).
8. Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. Минск «Высшая школа», 2007г – 46 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.