статья на тему "Работа педагога по предупреждению домашнего насилия над детьми"

  • docx
  • 15.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа педагога по предупреждению домашнего насилия над детьми.docx

«Работа педагога по предупреждению домашнего насилия над детьми».

Домашнее насилие можно определить как эпидемию, распространяющуюся от одного поколения к другому. Семейные отношения между родителями, в которых присутствует насилие, являются негативным образцом для детей. Велика опасность того, что в своей будущей взрослой жизни дети продублируют именно те негативные агрессивные и экстремистские установки, которые они получили от наблюдения за отношениями взрослых.

Если в семье имеют место акты агрессии отца по отношению к матери, то насилие по отношению к ребенку здесь присутствует автоматически. При этом, чем более жестокие виды насилия применяются к жене, тем с большей жестокость отец обращается и с ребенком.

Можно выделить три основных типа вовлеченности детей и подростков в ситуацию домашнего насилия.

Виды  жестокого обращения с детьми

 

Физическое жестокое обращение.

Физическое насилие - это одна из распространенных форм насилия над ребенком. У родителя или того человека,  который заботится о ребенке,  может не возникать намерения причинить ребенку вред, однако,  увечья ребенок может получить в качестве физического наказания или излишних дисциплинарных мер по воспитанию ребенка.

Сексуальное насилие над детьми.

Это использование ребенка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение.

Это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Родители позволяют ребенку постоянно прогуливать школу, над ребенком нет никакого контроля, они  также не позволяют ребенку участвовать в каких-либо школьных мероприятиях, или родители не обеспечивают ребенка всем необходимым ему для занятий в школе.

Эмоциональное невнимание к ребенку выражается тем, что ему не предоставляется необходимая психологическая помощь, родители избивают друг друга в присутствии ребенка, употребляют наркотики или алкоголь.

Психологическое насилие (эмоциональное насилие).

Поведение родителей  вызывает  у детей страх; когда  заниженные или завышенные требования, свидетельствующие о непризнании ребенка родителями. Сюда же относятся: душевная жесткость; психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), а также некоторые запреты чего-либо, якобы оправданные любовью; гиперопека и чрезмерная забота, которые могут вызвать чувства беспомощности, бесполезности и абсолютной зависимости ребенка от родителей.

Как определить, что ребенок подвергается насилию?

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

 

1.     Внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, точечные, округлые ожоги от спичек, сигарет, и т.п.);

2.     Стремление скрыть причину травмы;

3.     Плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

4.     Раздражительное поведение;

5.     Негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

6.     Суицидальные попытки.

 

Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

1. Задержка физического и умственного развития ребенка;

2. Нервный тик

3.  Постоянно печальный вид;

4. Различные соматические заболевания.

5. Беспокойство, тревожность

6. Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

7. Агрессивность;

8. Склонность к уединению, неумение общаться;

9. Излишняя уступчивость или осторожность;

10. Плохая успеваемость.

Среди причин возникновения жестокого обращения с детьми можно выделить следующие:

безработица или низкая материальная обеспеченность;

алкоголизм одного или обоих родителей;

одиночество или распавшийся брак;

слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;

озлобленность родителей или разочарованность в жизни;

физическое или психическое переутомление;

незрелость родителей;

отсутствие привязанности к ребенку;

чрезмерная требовательность;

рождение другого ребенка;

большое количество детей;

нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);

ребенок с физическими и психическими недостатками, от которого хотят избавиться;

своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим ( отказ от еды и т.д.), посещать детские учреждения, крики, воровство, ложь, лень и т.д.

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.

1. Отнестись к ребенку серьезно.

2. Попытаться оставаться спокойными.

3. Выяснить, насколько сильна угроза для жизни ребенка.
4. Успокоить  и поддержать  ребенка словами.

«Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».

«Я тебе верю».

«Ты в этом не виноват».

«Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».

5 Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

                           Если ребенок говорит об этом в классе.

1.  Покажите, что вы приняли это к сведению, например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже» и смените тему.

2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.

        Если в вашем классе есть ребенок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:

1. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.

2. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.

3. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.

4. Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.

5. Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д.

 

 ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ СПЕЦИАЛИСТ (ПЕДАГОГ, МЕДРАБОТНИК, СОЦРАБОТНИК И Т.Д.) ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ, ЛИБО ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЯХ ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО НАД РЕБЕНКОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НАСИЛИЕ.

Доложить о подобных фактах администрации школы,

которая, в свою очередь, будет решать вопрос о направлении информации в правоохранительные органы — для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение с детьми и в органы опеки и попечительства - для  решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится.