«Работа педагога по предупреждению домашнего насилия над детьми».
Домашнее насилие можно определить как эпидемию, распространяющуюся от одного поколения к другому. Семейные отношения между родителями, в которых присутствует насилие, являются негативным образцом для детей. Велика опасность того, что в своей будущей взрослой жизни дети продублируют именно те негативные агрессивные и экстремистские установки, которые они получили от наблюдения за отношениями взрослых.
Если в семье имеют место акты агрессии отца по отношению к матери, то насилие по отношению к ребенку здесь присутствует автоматически. При этом, чем более жестокие виды насилия применяются к жене, тем с большей жестокость отец обращается и с ребенком.
Можно выделить три основных типа вовлеченности детей и подростков в ситуацию домашнего насилия.
Виды жестокого обращения с детьми
Физическое жестокое обращение.
Физическое насилие - это одна из распространенных форм насилия над ребенком. У родителя или того человека, который заботится о ребенке, может не возникать намерения причинить ребенку вред, однако, увечья ребенок может получить в качестве физического наказания или излишних дисциплинарных мер по воспитанию ребенка.
Сексуальное насилие над детьми.
Это использование ребенка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
Пренебрежение.
Это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Родители позволяют ребенку постоянно прогуливать школу, над ребенком нет никакого контроля, они также не позволяют ребенку участвовать в каких-либо школьных мероприятиях, или родители не обеспечивают ребенка всем необходимым ему для занятий в школе.
Эмоциональное невнимание к ребенку выражается тем, что ему не предоставляется необходимая психологическая помощь, родители избивают друг друга в присутствии ребенка, употребляют наркотики или алкоголь.
Психологическое насилие (эмоциональное насилие).
Поведение родителей вызывает у детей страх; когда заниженные или завышенные требования, свидетельствующие о непризнании ребенка родителями. Сюда же относятся: душевная жесткость; психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), а также некоторые запреты чего-либо, якобы оправданные любовью; гиперопека и чрезмерная забота, которые могут вызвать чувства беспомощности, бесполезности и абсолютной зависимости ребенка от родителей.
Как определить, что ребенок подвергается насилию?
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
1. Внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, точечные, округлые ожоги от спичек, сигарет, и т.п.);
2. Стремление скрыть причину травмы;
3. Плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
4. Раздражительное поведение;
5. Негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
6. Суицидальные попытки.
Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
1. Задержка физического и умственного развития ребенка;
2. Нервный тик
3. Постоянно печальный вид;
4. Различные соматические заболевания.
5. Беспокойство, тревожность
6. Длительно сохраняющееся подавленное состояние;
7. Агрессивность;
8. Склонность к уединению, неумение общаться;
9. Излишняя уступчивость или осторожность;
10. Плохая успеваемость.
Среди причин возникновения жестокого обращения с детьми можно выделить следующие:
безработица или низкая материальная обеспеченность;
алкоголизм одного или обоих родителей;
одиночество или распавшийся брак;
слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;
озлобленность родителей или разочарованность в жизни;
физическое или психическое переутомление;
незрелость родителей;
отсутствие привязанности к ребенку;
чрезмерная требовательность;
рождение другого ребенка;
большое количество детей;
нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);
ребенок с физическими и психическими недостатками, от которого хотят избавиться;
своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим ( отказ от еды и т.д.), посещать детские учреждения, крики, воровство, ложь, лень и т.д.
Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.
1. Отнестись к ребенку серьезно.
2. Попытаться оставаться спокойными.
3. Выяснить,
насколько сильна угроза для жизни ребенка.
4. Успокоить и поддержать ребенка словами.
«Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».
«Я тебе верю».
«Ты в этом не виноват».
«Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
5 Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.
Если ребенок говорит об этом в классе.
1. Покажите, что вы приняли это к сведению, например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже» и смените тему.
2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.
Если в вашем классе есть ребенок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:
1. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.
2. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.
3. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.
4. Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.
5. Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д.
ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ СПЕЦИАЛИСТ (ПЕДАГОГ, МЕДРАБОТНИК, СОЦРАБОТНИК И Т.Д.) ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ, ЛИБО ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЯХ ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО НАД РЕБЕНКОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НАСИЛИЕ.
Доложить о подобных фактах администрации школы,
которая, в свою очередь, будет решать вопрос о направлении информации в правоохранительные органы — для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение с детьми и в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.