Статья на тему "Работа с детским голосом"
Оценка 4.7

Статья на тему "Работа с детским голосом"

Оценка 4.7
Документация
docx
музыка
31.07.2023
Статья на тему "Работа с детским голосом"
В статье рассуждения о резонансе детского музыкального звука, как добиться артистичности юных исполнителей. Надеюсь, мой педагогический опыт, сложившийся в течении педагогического стажа -35 лет работы с детьми, будет Вам полезен и интересен.
Статья на тему Работа с детским голосом. Ермакова А.А. 2023г..docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детским голосом

 

 

 

                                                                                                                                                             

                                                                                                                 

                                                                                     

                                                                         Автор

    Ермакова Анжелика  Анатольевна

преподаватель МБОУ ДОД ДШИ

                                                                                              

 

 

 

2023 год

 

                                             

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня хочу поговорить с вами о наших учениках, о детях, которые только начинают свой музыкальный путь!

Сначала немного о резонансе музыкального звука.

Конечно, все мы знаем, что детская грудная клетка не позволяет добиться яркого грудного резонанса, так как она ещё не сформирована. У ребенка мышцы находятся в стадии роста и очень нежные.

Да, дети могут петь звонко от природы. Иногда к нам приходят ребята с насыщенными яркими голосами.

Детский тембр сам по себе чист и многообразен. Главное-не заставляйте ребенка форсировать голос, не говорите ему «спой, как я». Он не виноват, что делает то, что вы от него хотите, потому что он не может как вы, у него ещё слишком слабые связки. Но так как он вас слушает, старается вам соответствовать, он будет кричать, форсировать звук! А этого допускать нельзя! Очень часто на концертах, конкурсах слышишь «зажатый» звук у детей. В этот момент   у всех слушателей происходит неприятный спазм в горле.

Искать ощущение резонанса необходимо с детских лет. Но, не нужно ученикам говорить, что это резонанс - они пока этого не понимают. Это может оттолкнуть их от пения. Если ребенок поёт только микстом соль первой октавы, надо в распевке играючи подвести его к ля бемоль ( на выдохе). Затем, на следующей распевке, к си бемоль- и так далее. Постепенно «растягивая» голос. До 8-9 лет говорить с детьми о  постановке голоса рано. Конечно, бывают исключения (природная постановка голоса), но в моей практике, крайне редко.

Знаете, как определить тембр ребенка? Как только знакомитесь на первом уроке, спросите его:

«Как тебя зовут?» И ребенок своим истинным голосом вам ответит, тем, который ему присущ. Попробуйте, сразу определите альт у него, дискант, или сопрано. А если дать альту репертуар сопрано, то не далеко и до узелковых состояний связок.

Не надо зацикливать внимание юного ученика на принципе работы диафрагмы, на нижнерёберном дыхании-он пока не понимает, что голос, это его тело, что можно им управлять. Маленьким детям нравится петь, танцевать, рисовать, бегать. Для них это просто игра. Поиграйте с ними. Придумайте какие-то  игры, чтобы постепенно развивать певческое дыхание, чистую интонацию, звуковую «полетность», артистизм.

 В моей практике их много, например, чтобы заниматься дыханием, они в него «играют». Кто дольше продержит звук «С», тот и победил. Но! Внимание! Не нажимая с силой на него, а плавно выпуская.

На дальность, «полетность»  звука мы играем с зайчиком (игрушка), но можно использовать любую небольшую мягкую легкую игрушку . Мы её бросаем друг другу на расстоянии и  произносим слова, например «Привет», «Как дела?» «Прекрасно», но не кричим, а добиваемся дальности звука слова. Позже такой приём использую и со звуком, придумывая на ходу любые небольшие музыкальные фразы. НЕ важно какие, главное, чтобы звук полетел как можно дальше. (Внимание! Не «форсируя» звук!)

Можно предложить придумать ребенку  какие–то фразы самому.(А теперь придумываешь ты, а я повторяю) Как правило, дети с удовольствием на это откликаются, так как они  воспринимают это всё за игру, а мы тем самым добиваемся поставленной музыкальной цели.

Артистизм, эмоциональная составляющая музыкального образа в песне на начальном этапе также превращается в игру. Лучше, если будет несколько участников. Тогда это доставляет большое удовольствие от процесса.

Сначала мы вместе репетируем выбранную детьми песню, а потом вытаскиваем номера, или небольшие разноцветные сердечки (чтобы не было обидно, ведь часто дети не хотят петь первыми) и устраиваем конкурс на лучшее актерское исполнение стихотворения этой песни, а потом поочередно поём её под фонограмму. И таких игровых моментов очень много. Я часто придумываю их по ходу урока. Все свои профессиональные задачи решайте именно посредством игры- с ассоциациями, со сказочно-фантастическими образами и т.д.

По какому пути идти в воспитании юного певца?

Я уверена, что начинать нужно с общего музыкального развития. Дайте домашнее задание вместе с родителями посмотреть музыкальный фильм, или детский мюзикл, сходить на концерт. Обсуждайте с ними на уроке музыкальные мультфильмы и фильмы, живо интересуйтесь их музыкальными пристрастиями, направляйте их. Пусть изучают музыкальную теорию( в картинках), пусть поют на занятиях популярные мелодии великих композиторов, рекомендуйте родителям музыкальные фильмы с участием великих исполнителей.

У меня была замечательная ученица, Ксения Утехина. Сейчас, после окончания школы Олега Павловича Табакова, она работает актрисой в театре им. О. П. Табакова. (г. Москва). Ей тогда было лет 12 и я посоветовала посмотреть музыкальный молодежный сериал «Хор». Он состоит из нескольких выпусков. Длится достаточно долгое время. Девочка, оказывается, все время практически не спала, пока его не досмотрела. Но с каким удовольствием она выбрала два номера из этого сериала и в короткое время выучила весь материал. Я часто даю задание посмотреть конкретный мюзикл конкретному ребенку, зная, что материал для него будет доступен в музыкальном плане. Советуя, я всегда говорю ему «Я тебя слышу в этой песне». Как правило, дети действительно выбирают данный музыкальный номер. Делаем вывод: просмотр любых музыкальных постановок, дает хороший «стимул» к дальнейшему музыкальному развитию.

Для творческого потенциала нужно осваивать музыкальный инструмент. Любой. Ибо ничто так не помогает  в вокале, как владение инструментом. Иногда ребенку конкретно не нравится играть на фортепиано, но мы совместно с ним решаем этот момент. Всегда предлагаю различные инструменты: гитара,  саксофон, синтезатор (одна из учениц выбрала дудочку). Когда ребенок с удовольствием осваивает выбранный им инструмент, он увлеченно посещает эти уроки.

Дети поют чисто и естественно только тогда, когда они управляют своим дыханием. Тогда их голос льется легко и «полетно». Учите их дышать, учите их петь осмысленно, а не «автоматически». Перед первым исполнением на уроке, задержите своё внимание сначала на тексте произведения. Пусть своими словами расскажет, о чем хотел сказать автор песни, далее он уже осмысленно прочитает весь текст. Хорошо помогают «артистические» прочтения текста. Как правило, в общеобразовательной школе они прекрасно отвечают на уроках литературы и выступают на конкурсах чтецов, потому что им это легко и привычно.

О детском репертуаре.

Что нужно учитывать? В первую очередь, подбирая репертуар, посмотрите: а есть ли в рабочей тесситуре вашего ученика эти ноты? Проверьте сначала его диапазон (диапазон проверяется ежегодно).

Самое простое, дать маленькому ребенку репертуар, который исполняет взрослые исполнители(с большим  диапазоном):

«Лесной олень», «Маленькая страна». Поверьте, меньше всего авторы этих песен думали о детском диапазоне.

Или дать юной исполнительнице песню про любовь. На конкурсах иногда видишь достаточно нелепые номера: девочка лет 12, в черном обтягивающем платье, на руках длинные перчатки, на каблуках (он иногда слетает, не говоря про походку) Ещё комичнее видеть маленькую крошку на сцене и  слушать в её исполнении хиты взрослых .

 «Но ведь дети хотят!»-возразите мне вы. Хорошо, но согласитесь, не всё, что они хотят есть, полезно для здоровья. Вы им тоже будете всё разрешать? (Есть каждый день чипсы и пить кока колу, вместо супа и компота?)

Можно в этом случае пойти на небольшой педагогический «компромисс». В моей практике часто случались курьёзные моменты. Например, девочка, лет 9, приходит ко мне на урок с горящими глазами и заявляет: Я хочу петь песню «Роман» группы «Винтаж» . Ну хорошо, спой, я послушаю.  Слова припева: «Роман. Мужчина всей моей жизни….»

Как в таком случае поступить? Я позволила ей спеть эту песню, но после распевки, работы над основным репертуаром, в самом конце урока. На следующим уроке она «передумала» петь эту песню и я ей об этом не напомнила.

Не всегда предлагаемая вами песня, ребенку нравится. Я не «хочу» её петь! Плохо предлагаете! Постарайтесь так преподнести выбранный вами репертуар, чтобы песня понравилась. Или найдите эталонное исполнение по видео, чтобы ребенок вдохновился, или расскажите смысл песни своими словами, акцентируя на яркость мелодической линии, музыкальный образ.

Так что же петь? Есть много детских композиторов, занимающихся именно детским репертуаром. Нужно искать! От простого к сложному! Маленькие дети начинают своё музыкальное знакомство с небольших, удобных по диапазону песен. Все мои ученики знают песню «Села птичка на ветку» (Ю. Энтин, Д. Тухманов), или «Песенка про хомяка»( Л. Абелян). Таких, небольших по диапазону песен, очень много . Нужно найти начальный детский репертуар и в дальнейшем двигаться к более сложному.

 

В заключение хочу сказать : коллеги, прошу вас, наши педагогические ошибки, как и врачебные, потом могут сказаться в будущем наших учеников.

 

 

Надеюсь, мой педагогический опыт, сложившийся в течении педагогического стажа -35 лет работы с детьми,  будет Вам полезен и интересен.

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Уважаемые коллеги! Сегодня хочу поговорить с вами о наших учениках, о детях, которые только начинают свой музыкальный путь!

Уважаемые коллеги! Сегодня хочу поговорить с вами о наших учениках, о детях, которые только начинают свой музыкальный путь!

Артистизм, эмоциональная составляющая музыкального образа в песне на начальном этапе также превращается в игру

Артистизм, эмоциональная составляющая музыкального образа в песне на начальном этапе также превращается в игру

Самое простое, дать маленькому ребенку репертуар, который исполняет взрослые исполнители(с большим диапазоном): «Лесной олень», «Маленькая страна»

Самое простое, дать маленькому ребенку репертуар, который исполняет взрослые исполнители(с большим диапазоном): «Лесной олень», «Маленькая страна»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2023