Статья на тему: "Развитие диалогической речи школьников"

  • docx
  • 14.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Развитие диалогической речи детей школьного возраста.

 

 

Развитие диалогической речи детей школьного возраста - важная и сложная тема в современной педагогике. Именно в младшем школьном возрасте активно развивается речь, складываются предпосылки для дальнейшего межличностного общения ребенка, накапливается словарный запас, воспитывается активность в словотворчестве, и в то же время закладываются основы правильного произношения слов и правописания, основы культуры речи. Поэтому младший школьный возраст - это наиболее благоприятное время для развития у ребенка правильной речи как письменной, так и устной. Полноценное овладение родным языком в  младшем школьном возрасте  является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Разговор и беседа - в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но в педагогике выделяют беседу как один из ценнейших приемов развития речи детей, Беседа выявляет то, насколько велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и уровню развития.

Беседа - вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Сократическая беседа - с помощью системы специально подобранных вопросов доведение до абсурда неправильных ответов учащихся с целью наведения их на правильный путь рассуждения.

Беседа является одним из эффективных педагогических методов в работе и обучении школьников. Вопрос о применении разнообразных активных методов и форм в обучении школьников является одним из существенных. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа - целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Во многих случаях беседы проводятся эпизодически, носят формальный характер и протекают при недостаточной активности детей. Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций. Разработанный в глубокой древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношества риторике и логике. Чаще всего на практике беседы выливаются в чисто словесное сообщение детям знаний.

  Беседа с детьми школьного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, педагог помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее. В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы - как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие  педагоги охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними. С развитием мышления тесно связано и развитие речи школьника. В беседе педагог  учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе. В беседе педагог  объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой - способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социального и нравственного воспитания.

Следовательно, беседа имеет большое воспитательно-образовательное значение. В ней закрепляются знания, представления детей, осуществляется влияние на их речь: активизируется словарь, совершенствуются грамматические формы. Беседа - эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос - выбор темы беседы, соответствующей опыту детей. 


 

Посмотрите также