Статья на тему «РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Оценка 5

Статья на тему «РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Оценка 5
Педсоветы
docx
история
04.02.2023
Статья на тему «РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.docx

РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Малыхин А. В.

 

В наше время трудно переоценить значение информационных технологий в образовательном пространстве. Наиболее актуальным этот вопрос стал в период перевода деятельности учебных заведений в дистанционный режим во избежание распространения новой коронавирусной инфекции. Именно это сделало задачу формирования информационно-образовательной среды наиболее важной задачей для современного учителя. Но и без этого данный аспект образовательного процесса заслуживает тщательного внимания – ведь именно благодаря привлечению различного рода информационных технологий мы получаем возможность отойти от схемы «учебник-доска-тетрадь», расширив диапазон усвоения учебного материала и разнообразив способы его подачи.

Особо интересно применять современные технологии в преподавании истории. Рабочий инструментарий педагога в данном случае обретает абсолютно новые масштабы. В его руках оказываются электронные версии тысяч исторических источников, 3-D модели архитектурных сооружений древности и современности, онлайн-экспозиции ведущих музеев мира, изображения выдающихся исторических личностей, «оживленные» при помощи нейросетей, интерактивные генеалогические древа и т. д. Для закрепления и проверки знаний учащихся доступно множество видеоуроков, тестов. Более того – учитель сам может создать и пополнять свою информационно-методическую копилку, используя необходимое программное обеспечение.

В этих условиях важно уделить внимание постоянному развитию исторической компетентности как молодых, так и состоявшихся педагогов. Информация, как известно, имеет свойство обновляться, меняться, актуализироваться. Учитель-историк должен качественно работать с информацией: уметь ее искать, интерпретировать, систематизировать и подавать в нужном виде учащимся. Казалось бы – для этого доступен невероятно обширный инструментарий. Но широкий «ассортимент» порою только усложняет задачу. Перечислим несколько проблем, связанных с этим.

1.      Информационно-технический монизм. Привлечение информационных технологий облегчает работу учителя. Но вместе с этим он находится под угрозой сведения своей личной роли на уроке к нулю. Упомянутая выше схема «учебник-доска-тетрадь» сменяется на «видеоурок-конспект-тест».

2.      Перенасыщенность учебного материала. На каждом уроке хочется задействовать как можно больше визуальных средств, интерактивных технологий и т. д. Однако обилие разнообразной информации может вызвать усталость учащихся, невозможность удерживать свое внимание.

3.      Недостоверная информация. В погоне за новыми трендами в исторических исследованиях учитель может наткнуться вовсе не на академические сайты, а на порталы альтернативной истории, «новой хронологии» и т. п. После этого на уроках школьники могут услышать о «ядерной войне в 1812 году», «Великой Тартарии» и других явлениях, отрицаемых современной исторической наукой.

Главным условием для недопущения этих ошибок является поиск баланса между непосредственной деятельностью учителя и привлечением информационных образовательных технологий, между применением классических и информационно-технологических методов преподавания истории, умение критически оценивать информацию.

Также не следует игнорировать возможность использовать потенциал информационных образовательных ресурсов для преподавания учащимся региональной истории. Согласно Концепции исторического развития Донбасса, его история «…имеет целостное и исторически конкретное содержание, органично вписана в закономерности исторического развития древних и средневековых народов Европы и Азии; рассматривается в контексте развития Европы (Евразии) и основных тенденций мировой истории» [1].

На сайте МОН ДНР опубликован список образовательных платформ и информационных ресурсов в формате онлайн [2], которые актуальны не только в сфере дистанционного образования, но и с точки зрения развития исторической компетентности учителя-историка.

            «Российская электронная школа» содержит полный видеокурс по истории [3] с 5 по 11 классы. Видеоуроки сопровождаются богатым визуальным материалом, текстовыми комментариями, интересными заданиями и проверочными тестами. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования.

«Библиотека Московской электронной школы» [4] включает в себя множество визуального материала, планы уроков с таблицами и схемами в форме презентаций, интерактивы, кроссворды, тесты, видеофильмы и многое другое. Медиатека издательства «Просвещение» [5] предоставляет доступ ко всем учебникам по предмету «История» в онлайн-режиме. Учебники снабжены интерактивными объектами и удобной навигацией.

Федеральный портал истории России [6] располагает множеством статей, новостей из мира науки, биографий, документов, видеокурсов, фильмов, аудиолекций, тестов, тематических подборок материалов. На сайте также есть «Лента времени», которая располагает материалы по истории в хронологическом порядке.

Можно воспользоваться виртуальными турами по ведущим музеям России и мира. Такие же туры доступны по музеям Республики. На сайте Министерства культуры есть ссылки с виртуальными экскурсиями [7] по Донецкому республиканскому краеведческому музею, Военно-историческому музею Великой Отечественной войны и др.

            Следует также учесть, что в развитии компетентности педагога важным фактором является обмен опытом с коллегами: участие в различных форумах и конференциях, курсах по повышению квалификации и т. п. Сейчас это может происходить как дистанционно в режиме онлайн, так и в очной форме. Конструктивный диалог, обсуждение достижений и проблем между педагогами предоставляют новые возможности для профессионального роста и развития.

Таким образом, цифровизация образования, в т. ч. исторического, является необходимой и неизбежной. При этом главенствующая роль учителя в образовательном процессе сохраняется, что возлагает на него большую ответственность по умению работать в информационном образовательном пространстве.

 

Источники

 

1.      Концепция исторического развития Донбасса. Приложение 1 к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 г. № 317. - С. 6.

2.      Дистанционное образование. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mondnr.ru/distantsionnoe-obrazovanie.

3.      История. Российская электронная школа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/3/

4.      Библиотека МЭШ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebnik.mos.ru/catalogue

5.      Электронные учебники в Медиатеке. Просвещение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://media.prosv.ru/.

6.      История.РФ. Главный исторический портал страны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru/.

7.      Виртуальные туры по музеям. Министерство культуры Донецкой Народной Республики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru/.


 

8.     

РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Также не следует игнорировать возможность использовать потенциал информационных образовательных ресурсов для преподавания учащимся региональной истории

Также не следует игнорировать возможность использовать потенциал информационных образовательных ресурсов для преподавания учащимся региональной истории

История. Российская электронная школа

История. Российская электронная школа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023