Статья на тему «Развитие креативного мышления у младших школьников на уроках в начальной школе»
Оценка 4.6

Статья на тему «Развитие креативного мышления у младших школьников на уроках в начальной школе»

Оценка 4.6
docx
03.05.2022
Статья на тему «Развитие креативного мышления у младших школьников на уроках в начальной школе»
Статья по РИП моя.docx

Статья на тему «Развитие креативного мышления у младших школьников на уроках в начальной школе»

 

     Автор Синюгина Т.А., учитель начальных классов

 

  

              Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации   .

П. Торрес под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».( слайд 1)

 

              Чтобы в результате у детей постоянно происходило развитие творческого мышления и творческой деятельности, я строю уроки и занятия по внеурочной деятельности используя методы и приёмы.

Это могут быть: 
1. субъективно-творческие задания на уроках; 
2. языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины; 
3. проектные работы; 
4. сочинения; 
5. наблюдения и эксперименты; 
6. выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках; 
7. защита исследовательских работ. 

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству. Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я применяю  различные игровые приемы.

Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы. 
Например, на уроках   литературного чтения  я даю возможность детям раскрывать один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа     направлена на упражнения по рифмованию.    «Дополни стихотворную строку словом!» , «Буриме»,   «Сочини сказку, небылицу, считалку...!»  , загадки на договаривание,  придумай рифму к слову “Кто больше?”,  “Поймай рифму”, сочинение чистоговорок,  разгадай ребус и составь стишок.                

           На уроке русского языка  составляем пиктограммы , которые  являются  одним из приёмов для развития гибкости и широты  креативного мышления. 

Слово пиктограмма (от латинского pictus - нарисованный и греческого grapho - пишу) означает изображение слова рисунками, символами.

            Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". То же можно сказать обо всех графических формах работы с информацией: о схемах, таблицах, графиках, условных знаках и, конечно, рисунках - когда мы их используем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.

Например, игра "Картинки - загадки" 

На этих листочках

Картинки - загадки.

Что здесь за слова-

Догадайтесь ребятки.

Прочитайте слова ,зашифрованные в рисунках

Очень любят разгадывать  ребусы : Р1А (Родина) , С3ЖИ (стрижи) ,   3О(трио), 7 Я(семья).

        На уроках после  изучения словарных слов играем в игру     "Составное лото", дети сами составляют «ЛОТО» с данными словами и предлагают поиграть  своим соседям по парте.

Работу над   развитием креативного мышления младших школьников на уроках математики я начала с использования  следующих  задания и  дидактические игр.

          Для определения объема логической и механической памяти применяла  методику “Запомни пару”. Испытуемому зачитываются 10 пар слов одного ряда (интервал 5 секунд). Например, лист-зеленый, крыжовник-кислый, курица-яйцо, корова-молоко и т.д.. Через 10 секунд зачитываются только слова левого столбика (интервал 10 секунд), а испытуемый записывает слова правой половины столбика, которые он запомнил. Задание повторяется с другим рядом слов.. Наблюдается, что не у всех  детей одинокого  развито  мышление.

 

     Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Я всегда свои уроки начинаю с     разминки.

Основной задачей разминки является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.   вопросы, которые   включаю в разминку, достаточно легкие, способные вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности.

- Какое сегодня число?(1 класс)

- День недели? Месяц?

 - Быстро назовите пять имен девочек?

- Сколько всего ушей у трех мышей?

- Росло 4 груши. На каждой – по три ветке, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

 - Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц?

 Что общего и в чем отличие цифр от 1 до 9 и девяти цветных стекол и одного прозрачного?

  Так же стараюсь больше использовать  заданий на развития логического мышления. Например:

1)Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфетке, и одна осталась в коробке?

2) Петя дал младшему брату половину запаса яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети?

3) Два отца и три сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них?

4)В квартирах №1,2,3 жили три котёнка: белый, черный, рыжий. В квартирах №1 и №2 не жил черный котенок. Белый котенок жил не в квартире №1 . В какой квартире жил каждый котенок?

 

Уловить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа

 2,4,3,5,4,6,7…… (сначала увеличиваем на два, затем уменьшаем на 1)

9,6,8,5,7,4,…….(cначала уменьшаем на 3, затем увеличиваем на2) и т. д.

  Какой ряд лишний?

       1  2  4  8  18

       3  6  12  24  48

       2  6  18  54  162

5         10  20  40  8

 Илья стоит в хороводе. Пятый слева от Ильи тот же, что и шестой справа. Сколько людей в хороводе?

  По аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:

1) вправо – влево, вверх - …

2) сложение – сумма,  уменьшаемое - …

3) квадрат – куб, круг - …

         На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное - учит детей логически мыслить. Поэтому, я  даю детям такие задания , как «Составить сказку   о том, как прямая превратилась в отрезок» ,  «Сочини сказку про «+», «-», «=»».

 

          Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах предлагала загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины (Е.В. Шаталова). Например:

                     Он давно знакомый мой,

                     Каждый угол в нем прямой.

                     Все четыре стороны

                     Одинаковой длины.

                     Всем его представить рад.

                     Как зовут его? (Квадрат)

*    при изучении цифр дала скороговорки

-  Возле грядки – две лопатки

       Возле кадки – два ведра.

-У опушки две старушки

        Брали груздя и волнушки.

Кроме предложенных учителем скороговорок, дети сами сочиняли свои. 

           Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника на уроках окружающего мира  я применяю  различные игровые приемы. Во время игры  дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих  игра является средством психологической реабилитации.

При изучении темы «Животные»  применяю игру  «Кто это?»  Данная

        игра развивает  умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом проводим игру- пантомиму   «Изобрази животное».  Дети должны угадать, какое животное изобразил их товарищ.

Игра   “Превращалки».  Дети по очереди изображают различных животных, причем так,  чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества – например, были большими и трусливыми (трусливый  осёл, трусливый лев) или маленькими и смелыми (смелая мышка, смелый воробей).

Часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать.     Даю детям задание на дом: найти    вместе с  родителями  загадки о природе   (солнце, ветре ит.д.), сочинить самим . или же даю творческое задание задание «Придумай историю о своем любимом цветке»  (животном) и т.д.

      Среди  логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.

 «С какими животными сравнивают человека»

С какими  животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый, медлительный,  хитрый и   т. д.

    Очень люблю применять на своих уроках различные «Минутки творчества». При изучении темы урока «Куда текут реки?»,  «Откуда берётся и куда девается мусор?» я предлагаю подвести итог  урока от имени Воды и Мусора.

-Итак, я – Вода,   я могу  рассказать о  себе,  что  я…

-А я, Мусор,   расскажу о себе следующее…

 

После изучения тем   даю задание сочинить сказку, например, “ Приключение снежинки” ,“ Путешествие воды”  . В своих сказочных сочинениях учащиеся ориентируются на народную сказку .

          С удовольствием составляют синквейн с разными словами по теме . Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.  Например,  при изучении  темы   « Зачем нужны автомобили?»

дети составили следующий  синквейн:

                  Автомобиль

             Быстрый,   скоростной

Движется,  мчится,  сигналит

Автомобиль   облегчает   человеку   передвижение

Средство   повышенной  опасности.

 

  При решении таких творческих заданий существенно повышается уровень познавательного интереса детей, они увлекаются такими работами. Но самое главное, что то правило, которое вывел сам ребенок, он запоминает и применяет гораздо более эффективно.

         В блоке рефлексии использую следующее:

- Ребята, а сейчас я попрошу вас нарисовать на полях тетради «чашу знаний». Наполните его знаниями на столько, на сколько у вас прибавилось знаний сегодня на уроке.(Дети рисуют чашу и указывают цветным карандашом   усвоенное знание.)

                   Чем старше становятся дети, тем усложняются  и задания . Составить более сложные проекты. Они могут представить книжки-раскладушки, фотоальбомы, презентации, сборники сказок. 

На  уроке труда каждая группа создаёт проект, затем защищает  свой проект, представляет свою работу. У детей очень развита фантазия, и еще они предлагают  такие  задумки, в которых сами дети хотели бы поиграть.    Умение четко выразить мысль способствует пополнению знаний и развитию речи, которое очень пригодится в жизни каждому человеку. 
Метод проектно-исследовательских работ учит детей способности достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. 
   
         Детское творчество неисчерпаемо. Дети - это тайна, которую так хочется разгадать любому творчески работающему учителю. Главный стимул творчества - неисчерпаемая радость, которую оно дает и ученику, и учителю. 
Все дети по-своему талантливы. Раскрыть этот талант может и должен современный учитель, тогда задача социализации учащихся будет решена.

В заключении приведу еще одно определение креативности: “Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)


 

Статья на тему «Развитие креативного мышления у младших школьников на уроках в начальной школе»

Статья на тему «Развитие креативного мышления у младших школьников на уроках в начальной школе»

На уроке русского языка составляем пиктограммы , которые являются одним из приёмов для развития гибкости и широты креативного мышления

На уроке русского языка составляем пиктограммы , которые являются одним из приёмов для развития гибкости и широты креативного мышления

Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности

Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности

На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы

На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы

Часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать

Часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать

Чем старше становятся дети, тем усложняются и задания

Чем старше становятся дети, тем усложняются и задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022